Этот тип бронированных вагонов типичен для корейской или маньчжурской железнодорожной сети. Его конструкция проста: бронированный кузов крепится к стандартной платформе с тележкой.
Японские бронепоезда в Маньчжурии, Китае и Корее (1931-1945)
Гражданская война, начавшаяся в 1911 году, оставила Китай раздробленным. Заняв Харбин 5 февраля 1932 года, японцы завершили свое военное завоевание Маньчжурии, одной из крупнейших китайских провинций, расположенной значительно севернее первоначальной зоны влияния Японии. Впоследствии, 18 февраля 1932 года, японцы создали марионеточное государство Маньчжоу-Го, которым правил Пу И, последний император Китая, которое никогда не будет признано Лигой Наций.
В 1928 году японцы собрали в Маньчжурии шесть бронепоездов, вооруженных 75-мм горными орудиями модели 41. Но после Мукденского инцидента железнодорожная компания Квантунской армии была создана специально для ввода в эксплуатацию бронепоездов и принятия на себя ответственности за их технические аспекты. Наряду с растущим числом бронепоездов на вооружение поступали ‘поезда охраны’, последние состояли всего из одного пехотного вагона, соединенного с артиллерийским. Кроме того, бронированные вагоны, укомплектованные ветеранами Маньчжурской железнодорожной компании, были присоединены к регулярным поездам. Таким образом, к 1935 году Квантунская армия располагала в общей сложности двадцатью восемью бронепоездами и четырьмя эшелонами охраны.
Хотя китайская армия в Маньчжурии отступала в беспорядке, железнодорожные линии не были безопасными. Например, 15 ноября 1931 года, когда японцы попытались обойти китайские позиции с фланга у моста через реку Нонни, китайской кавалерии удалось отрезать отряд войск, высадившийся из своего бронепоезда, и лишь нескольким японцам удалось вернуться в поезд под прикрывающим огнем его орудий.
Вся Маньчжурия была номинально оккупирована японцами, но фактически они контролировали только города и железнодорожные линии, а также большую часть Китайско-Восточной железной дороги. Японское присутствие вынудило СССР содержать 150000 человек на участке границы между Владивостоком и Маньчжурией (ближайшая к маньчжурской границе станция). Японский гарнизон, помимо танков и артиллерии, содержал около тридцати бронированных вагонов.
В начале февраля 1932 года японцы решили предпринять военные действия в Шанхае. Китайцы оказали сопротивление японской агрессии и, среди прочего, ввели в эксплуатацию бронепоезд на линии Шанхай-Нанкин, работающий в основном ночью, и добавили бронированные вагоны к своим воинским эшелонам. Их использование прекратилось после того, как японцы применили тяжелую артиллерию.
7 июля 1937 года инцидент на мосту Марко Поло между китайскими и японскими войсками привел к началу японо-китайской войны, 28 числа того же месяца, в ходе которой японцы захватили несколько китайских городов. В марте 1940 года японцы установили Центральное правительство Китая, но война постепенно переросла в серию партизанских и контрпартизанских действий. Этот конфликт закончился 8 августа 1945 года капитуляцией Японии, и началом новой гражданской войны в Китае.
Отсутствие хороших дорог на этой огромной территории означало, что железные дороги были жизненно важны. Японцы развернули большое количество войск для защиты железных дорог, а они, в свою очередь, стали главной мишенью для саботажа. Императорская армия использовала несколько бронепоездов и бронированных тележек. Эти подразделения были обязаны эксплуатироваться на рельсах двух разных колей в зависимости от местности: 1520 мм российской колеи в северной зоне Маньчжурии и 1435 мм европейской колеи на остальной территории.
Первые японские бронепоезда, представляли собой единственные высокомобильные мощные элементы на обширных маньчжурских равнинах, были самодельными из существующего маньчжурского подвижного состава. Они также использовали элементы трофейных китайских бронепоездов, которые часто были лучше сконструированы, многие из них были бывшими русскими бронепоездами, доставленными в Китай, когда белые бежали из России в конце Гражданской войны. Но для удовлетворения потребности в современном оборудовании были построены две уникальные конструкции бронепоездов для использования в Маньчжурии: временный бронепоезд в 1932 году и в следующем году бронепоезд тип 94. В то же время на вооружение было принято большое количество самоходных установок для использования железнодорожными разведывательными патрулями.
В дополнение к бронированным вагонам, которые должны были входить в состав обычных поездов, японцы собрали бронепоезда, предназначенные для патрулирования. Эмблема на боку бронированного вагона - эмблема военных железных дорог.
В ходе наступления японцы захватили несколько китайских бронепоездов и вернули их в строй, на боковой стороне вагона справа нанесена японская маркировка.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.