Найти тему
Wi-Fi Free

КИТАЙ СТРОИТ ГИГАНТСКИЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ

Массивный китайский десантно-штурмовой корабль нового поколения обретает форму
Массивный китайский десантно-штурмовой корабль нового поколения обретает форму

Китай развивается немыслимыми темпами. Проекты воплощаемые КНР в разных отраслях поражают воображение.

Представляем вам очередной грандиозный военный проект.

Китайская оборонно-промышленная база продолжает ошеломляющими темпами выпускать все более крупные и мощные военные корабли. Новые спутниковые снимки китайской судостроительной базы на острове Чансин показывают стремительный прогресс в строительстве первого десантно-вертолетного корабля (LHA) класса "Юлан".

Этот корабль, получивший название Type 076, представляет собой значительный шаг вперед в способности Народно-освободительной армии (НОАК) проецировать силу дальше от берегов Китая.

После завершения строительства Type 076 станет крупнейшим в мире десантно-штурмовым кораблем. На спутниковых снимках, сделанных 4 июля 2024 года, видно, что его полетная палуба имеет размеры примерно 260 на 52 метра, что составляет более 13 500 квадратных метров (м2) - почти площадь трех американских футбольных полей.

Это значительно больше, чем у американских LHA класса America и японских вертолетоносцев класса Izumo- (CVHM/DDH). Type 076 также будет намного больше своего китайского предшественника, Type 075.

Как и другие десантные корабли, Type 076 будет способен нести десятки самолетов и беспилотников, десантные корабли и более 1000 морских пехотинцев. Однако более крупные размеры корабля позволяют ему перевозить больше самолетов во внутреннем ангаре и обеспечивают дополнительное пространство для запуска самолетов на обширной полетной палубе.

Размер - лишь одно из преимуществ Type 076. Корабль будет оснащен значительными технологическими усовершенствованиями, которые ставят его в один ряд с аналогами. В частности, на нем будет установлена катапульта для запуска самолетов, что делает его уникальным среди всех других десантно-штурмовых кораблей. Исторически сложилось так, что катапультами оснащались только авианосцы с "плоским верхом", а десантные корабли могли запускать только вертолеты и самолеты вертикального/короткого взлета и посадки (V/STOL), такие как F-35B. Китай пока не располагает пилотируемыми самолетами с возможностями V/STOL.

Катапульта корабля Type 076, вероятно, будет аналогична электромагнитной системе запуска самолетов (EMALS), впервые примененной на американских авианосцах класса Ford. EMALS - это передовая технология, которую успешно внедрили только Соединенные Штаты и Китай. Она обеспечивает большую мощность, чем традиционные катапульты с паровым двигателем, установленные на старых классах авианосцев, что позволяет запускать более крупные самолеты с более тяжелой полезной нагрузкой.

Китай оснастил свой третий авианосец, Type 003 Fujian, тремя катапультами Typeа EMALS, и ожидаемая установка аналогичной катапульты на Type 076 говорит о том, что Китай уверен в этой конструкции. В настоящее время длина катапультной траншеи корабля Type 076 составляет почти 130 метров, что значительно больше, чем 108-метровые катапульты, установленные на корабле Fujian. Однако для определения точной длины и возможностей катапульты корабля Type 076 требуется больше времени.

Спутниковые снимки также показывают, что на корабле Type 076 с каждой стороны будет установлен лифт для подъема самолетов из внутреннего ангара на полетную палубу. Эта новая конфигурация лучше оптимизирована для взлетов и посадок самолетов по сравнению с конструкцией корабля Type 075, который имеет один больший кормовой лифт и меньший внутренний носовой лифт, который мешает полетной палубе, когда используется.

Эти и другие особенности открывают возможность для корабля Type 076 запускать самолеты, которые обычно имеют большую дальность, скорость и грузоподъемность, чем вертолеты. Как минимум, корабль должен быть способен запускать беспилотные (боевые) летательные аппараты (БПЛА/UCAV), которые легче и проще запускать и сажать, чем пилотируемые системы.

Однако катапульта корабля, более широкая полетная палуба и отсутствие лифтов, загораживающих взлетно-посадочную полосу, позволяют предположить, что он сможет запускать пилотируемые самолеты. Это поставило бы Type 076 в один ряд с кораблями класса LHA и полноценными авианосцами. Однако это потребует от НОАК преодоления ряда новых технических и эксплуатационных проблем.

Даже если его возможности будут ограничены беспилотными системами, авиакрыло корабля Type 076 будет очень мощным. Китай может похвастаться передовым и растущим арсеналом БПЛА, включая боевой стелс-беспилотник GJ-11, разведывательный беспилотник WZ-7, ударный БПЛА CASC Rainbow и другие. Аналитики отмечают, что в 2017 году китайские БПЛА были сфотографированы во время испытательных пусков с катапульты на крупной военно-морской авиабазе в районе города Хулудао на севере Китая, что говорит о том, что НОАК экспериментирует с адаптацией БПЛА для операций на авианосцах.

На спутниковых снимках судостроительной базы на острове Чансин видны макеты беспилотников GJ-11 в испытательном центре. Вероятно, они находятся там в преддверии испытаний авианосца Type 003 и, возможно, Type 076, когда он будет завершен.

Способность использовать значительную воздушную мощь сделает Type 076 грозной платформой на море, но он также предназначен для десантирования. Ожидается, что на корме корабля будет находиться затопляемая колодезная палуба, позволяющая спускать на воду такие амфибийные средства, как десантный корабль на воздушной подушке Type 726, для проведения операций "корабль - берег".

После введения в строй Type 076 станет многофункциональной боевой платформой, способной проводить воздушные операции, высаживать десанты и обеспечивать совместное командование и управление для более широких десантных сил.

Точные сроки строительства корабля Type 076 неизвестны, но даже для китайских верфей, отличающихся высокой производительностью, темпы строительства корабля были необычными. Если экстраполировать сроки строительства китайского авианосца Fujian и его кораблей Typeа 075, то Type 076 может быть спущен на воду в первой половине 2025 года. Затем пройдет еще несколько месяцев или даже лет, прежде чем корабль будет введен в состав ВМС Китая.

Примечательно, что корабль строится в новом огромном сухом доке в той части острова Чансин, строительство которой было завершено только в сентябре 2023 года. В сухом доке рядом с Type 076 одновременно строятся три фрегата с управляемыми ракетами Type 054A, что свидетельствует о беспрецедентном кораблестроительном потенциале, развернутом на острове Чансин.

Хотя это не изменит военного баланса в Индо-Тихоокеанском регионе, введение в строй кораблей Typeа 076 даст НОАК еще больше возможностей для наращивания боевой мощи в западной части Тихого океана, в Южно-Китайском море или за его пределами.

Мэтью П. Фунайоле - вице-президент лаборатории iDeas, заведующий кафедрой инноваций Андреаса К. Дракопулоса и старший научный сотрудник проекта "Сила Китая" в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. Брайан Харт - научный сотрудник проекта "Сила Китая" в CSIS. Эйдан Пауэрс-Риггс - научный сотрудник по анализу Китая в лаборатории iDeas Lab в CSIS. Джозеф С. Бермудес-младший - старший научный сотрудник отдела анализа изображений CSIS.

Подписывайтесь на канал и будьте в курсе наших новостей. Ставьте лайки, делитесь с друзьями.

Читайте другие наши статьи: