Найти тему
Wi-Fi Free

Что такое цветовая гамма и цветовое пространство в телевизорах и мониторах, и имеют ли они значение

Что такое цветовая гамма и цветовое пространство в телевизорах и мониторах
Что такое цветовая гамма и цветовое пространство в телевизорах и мониторах

Если вас смущает технический жаргон, на котором описывается ваш новый монитор, не волнуйтесь. Мы постараемся объяснить вам все о цветовой гамме в этой статье.

В 1950-х годах, когда было изобретено цветное телевидение, все было просто. Телевизоры были либо цветными, либо черно-белыми, и с первого взгляда можно было определить, какой из них цветной.

Сегодня же вы можете найти телевизоры и мониторы, которые обещают больше цветов, но что это значит? И почему производители используют для этого такой запутанный технический жаргон, как цветовые пространства и цветовые гаммы? Давайте разберемся.

Скорее всего, вы встречали термины "цветовое пространство" или "цветовая гамма" во время покупки телевизора с высоким динамическим диапазоном, но также их можно встретить и в отношении некоторых компьютерных мониторов, особенно предназначенных для игр.

Иногда производитель говорит, что дисплей охватывает определенный процент цветового пространства, например DCI-P3 или Rec. 2020.

Если ни одно из этих слов ничего для вас не значит, то, скорее всего, вы не будете обращать на них внимания. Все, что действительно нужно знать большинству людей,

- это поддерживает ли их дисплей HDR - значительное усовершенствование цветных дисплеев, которые могут передавать более миллиарда цветов в ярких, живых деталях.

Но если вы часто занимаетесь редактированием мультимедиа или вам важно добиться максимально точной цветопередачи, то вот как следует понимать весь этот технический жаргон.

Что такое цветовая гамма?

Как вы, возможно, помните из школьных уроков, цвет

- это просто то, как человеческий глаз воспринимает различные длины волн света. (еще вернее - то, как их перерабатывает могз, но не будем углубляться).

Спектр длин волн, который мы можем видеть, - это лишь небольшой диапазон всего электромагнитного спектра. Таким образом, цветной дисплей будет отображать все цвета, которые может видеть человеческий глаз. Верно?

Ну, не совсем так.

На самом деле все дисплеи, которые вы когда-либо видели, отображают лишь небольшую часть цветов, которые способны воспринимать ваши глаза. Эта часть и называется "цветовой гаммой".

Под цветовой гаммой понимается диапазон цветов в спектре видимого света, который способен воспроизвести дисплей.

Может показаться, что на вашем дисплее не хватает цветов, потому что вы видите приближенные значения большинства цветов, но есть определенные цвета, которые просто не могут быть отображены.

Для простого сравнения: телевизоры со стандартным динамическим диапазоном (SDR) способны отображать более 16,7 миллиона цветов - точнее, 16,7 миллиона уникальных комбинаций из 256 различных уровней красного, зеленого и синего цветов, которые может воспроизводить дисплей.
HDR-телевизор способен отображать не менее 1024 различных уровней красного, зеленого и синего цветов, что составляет более 1,07 миллиарда уникальных цветовых комбинаций.

Это значительно расширяет видимый спектр, который могут воспроизводить дисплеи. Но это также означает, что весь контент, который вы видите на экране - все передачи, фильмы и видеоигры - должен быть создан с учетом этих новых цветовых возможностей.

Что такое цветовое пространство?

Термин цветовое пространство означает не только диапазон цветов, но и особый способ организации цветов, на который могут ссылаться и который поддерживают производители устройств.

Например, цветовое пространство sRGB используется для определения 16,7 миллиона цветов, которые уже много лет воспроизводят большинство SDR-мониторов и телевизоров.

Большинство этих цветовых пространств частично определяются их отношением к цветовому пространству CIE 1931, которое количественно определяет все цвета, видимые человеческим глазом.

Множество других цветовых пространств определяют подмножество этих цветов, а некоторые из них используются для определения цветов в таких целях, как печать.

При выборе монитора или телевизора стоит обратить внимание на несколько основных пространств:

  • sRGB/Rec. 709: sRGB - это цветовое пространство, с которым вы, вероятно, наиболее знакомы. Основанное на стандарте Rec. 709, sRGB уже много лет используется по умолчанию для большинства веб-контента. Оно также относительно невелико и охватывает лишь около 35,9 % видимых цветов (согласно стандарту CIE 1931).
  • DCI-P3: это второе цветовое пространство, с которым вы, скорее всего, столкнетесь. Оно было впервые разработано для проекционных систем кинотеатров, но быстро стало более совершенным стандартом по сравнению с sRGB. DCI-P3 охватывает больше цветов, чем sRGB, при этом оттенки цветов в нем различаются гораздо тоньше. Он охватывает около 53,6 % пространства CIE 1931.
  • Rec. 2020: Спецификация Rec. 2020 является усовершенствованной по сравнению с Rec. 709 и, как и ее предшественница, включает в себя собственное соответствующее цветовое пространство, хотя чаще всего "Rec. 2020" используется как сокращение для обозначения самого цветового пространства. Оно охватывает 75,8 % CIE 1931, что делает его одним из самых надежных цветовых пространств, с которыми вы можете столкнуться. Но для большинства потребностей оно также избыточно. Высококачественные телевизоры иногда охватывают большую часть или все цветовое пространство Rec. 2020, но если вам не требуется профессиональная цветокоррекция или дизайнерская работа, то, скорее всего, вам не стоит искать его для своих мониторов.

Эти цветовые пространства используются в качестве точки отсчета всеми - от производителей дисплеев до режиссеров и создателей контента, разрабатывающих свои материалы для просмотра на них.

Эти цветовые пространства используются в качестве точки отсчета всеми - от производителей дисплеев до режиссеров и создателей контента, разрабатывающих свои материалы для просмотра на них.

Что означает процентное соотношение цветового пространства?

Если цветовой охват относится к диапазону цветов, которые может воспроизводить дисплей, а цветовое пространство - это стандарт, определяющий, как именно воспроизводятся эти цвета, то почему так много мониторов и телевизоров говорят, что они покрывают такие параметры, как "97 % от DCI-P3" или "125 % от sRGB"?

Это потому, что цвета, которые способен воспроизводить дисплей, не так строги, как определения цветового пространства.

Интуитивно можно предположить, что процентное соотношение, указанное в спецификации дисплея, будет означать, насколько эти два параметра совпадают. Так, "99 % DCI-P3" означает, что дисплей способен отображать 99 % цветов, определяемых DCI-P3.

В большинстве случаев так и есть, но иногда - особенно когда вы видите процент больше 100 - производители используют это число для обозначения того, насколько больше цветовой охват дисплея по сравнению с цветовым пространством, а не того, насколько он с ним пересекается. Так, например, если на дисплее указано "125 % sRGB", это обычно означает, что цветовой охват на 25 % больше, чем sRGB, но он может не полностью охватывать все цвета в sRGB.

Цветовое пространство Adobe RGB имеет гораздо больший цветовой охват в зеленых и синих тонах, в то время как этот монитор может охватить больше красных, оранжевых и желтых цветов.

Этот инструмент правильно определяет степень перекрытия как 88 процентов. Однако общий размер цветовой гаммы этого монитора примерно такой же, если не немного больше, чем у Adobe RGB. Сказать, что цветовой охват этого монитора на несколько процентов больше, чем Adobe RGB, будет не совсем нечестно, но это может создать обманчивое впечатление, что он охватывает все цвета в Adobe RGB и даже больше.

Для большинства людей это не будет иметь особого значения, но если вы профессионально занимаетесь мультимедиа, на это стоит обратить внимание. Если это вас беспокоит, то обратите внимание на "цветовой охват".

Этот термин относится именно к тому, какую часть цветового пространства охватывает гамма дисплея, и исключает любую двусмысленность.

Если вы не занимаетесь профессиональной деятельностью и вам нужен просто хороший дисплей, то, скорее всего, вам не нужно обращать внимания на большинство из этих характеристик. В общем, все, что находится в пределах 95 % от DCI-P3, будет отличным - или, по крайней мере, достаточным, чтобы вы могли выбрать монитор на основе других факторов.

Что еще влияет на цветопередачу?

Цветовая гамма и цветовое пространство - это очень технический аспект того, как ваш телевизор, монитор или любой другой дисплей отображает изображение.

Если вы профессионал в области мультимедиа, вам, скорее всего, необходимо знать обо всем этом. Но что если вам просто нужен красивый телевизор в гостиной? В этом случае можно обратиться к другим характеристикам, которые будут более актуальны для ваших нужд. Например:

  • Пиковая яркость: От того, насколько ярким будет ваш дисплей, зависит, насколько он сможет конкурировать с окружающим светом в вашей комнате. (Примечательно, что тесты цветовой гаммы должны проводиться в темной комнате именно по этой причине!) Для телевизоров, как правило, требуется яркость не менее 800 нит для HDR-контента, в то время как для мониторов достаточно 500-600 нит, хотя некоторые мониторы высокого класса становятся еще ярче.
  • Высокий динамический диапазон (или HDR): Большинство дисплеев в течение многих лет использовали SDR, который позволял передавать около 16,7 миллиона цветов, но HDR может передавать более миллиарда. Это позволяет получить более насыщенные, яркие изображения, а также более яркие контрасты между светлыми и темными участками изображения. Наиболее распространенные типы HDR - HDR10, HDR10+ и Dolby Vision, причем последний является лучшим из них.
  • Коэффициент контрастности: Разница между тем, насколько ярким и насколько темным может быть изображение на экране, называется коэффициентом контрастности, и это очень важно, когда речь идет о качестве изображения. Темная, звездная ночная сцена выглядит не так ярко, если "черные" участки дисплея на самом деле светло-серые. Некоторые типы панелей, например OLED-дисплеи, лучше справляются с получением более темного черного цвета, что может существенно повлиять на впечатление от просмотра.

Если Вам было интересно, не забудьте подписаться на канал, поставить лайк и поделиться контентом с друзьями.

Так же читайте другие статьи на нашем канале:

Новый формат файлов HCTI позволяет отправлять «прикосновения» через Интернет так же легко, как и видео.
Wi-Fi Free29 июля