Калининград стал главным городом на западе России, который круглый год посещают туристы. Здесь же зарегистрировались такие IT-гиганты, как компании «Яндекс» и VK, построен огромный филиал Третьяковки. Врио губернатора Калининградской области Алексей Беспрозванных рассказал об изменениях инфраструктур региона, угрозах НАТО и объяснил, как ему помогает в работе опыт, полученный в зоне СВО.
Зачем нужна была «школа губернаторов»
— Алексей Сергеевич, как выпускник первого потока «школы губернаторов» вы тоже прыгали со скалы и ложились под БТР? Что из полученных там навыков помогло вам на новом месте?
— Первый поток, наверное, был самый «экспериментальный». Стиль обучения еще только формировался. Действительно, и со скалы прыгали, и под БТР ложились, проходили и другие испытания. Так вырабатывалось умение объединяться в команду и одновременно решать нестандартные задачи.
Программа была нацелена на то, чтобы систематизировать личный опыт и образование и использовать их в государственном управлении. Я тогда занимал должность уже на федеральном уровне, поэтому нужно было обновить компетенции, необходимые для работы в регионе. В «школе» эти методы как бы достаешь из глубины и начинаешь их вновь развивать.
«Спорт помогает в другом — ставить амбициозные задачи»
— Вы спортсмен, дзюдоист. В какой степени владение боевыми искусствами помогает руководить сложным регионом?
— Понятно, что спорт — это всегда полезно, причем не только для здоровья. Он еще воспитывает силу воли, умение преодолевать препятствия в любых ситуациях и даже преодолевать самого себя. Любой, кто занимается и профессиональным спортом, и любительским, это ощущает.
Но не стоит называть меня дзюдоистом. Восточными единоборствами я действительно занимался, но лишь во времена школы и закончил в студенчестве. Сейчас увлекаюсь плаванием, хоккеем, бегом, а в последние года два упражняюсь в стендовой стрельбе.
В каждом виде спорта ты находишь новый опыт и перекладываешь его затем на повседневную жизнь. Я вот бегал на дальние дистанции. Это не только дает выносливость, — важно дойти до цели, а значит, рассчитать свои силы. В жизни — точно так же.
Что касается хоккея, это командный вид, работаешь не один, а в команде. Очень важно дать пас правильно, с расчетом на то, чтобы партнер довел его до результата. И радость от победы проходишь вместе, и горечь поражения — вместе.
— Часто вам приходится применять силу воли при управлении регионом? Ведь наверняка вам приходится заставлять подчиненных делать то, что им не хочется, переламывать через колено?
— Переламывать не приходится. Нет такой цели. Спорт помогает в другом — ставить амбициозные задачи. Как только ты достиг одной цели, тут же ставь себе новую, еще более амбициозную. Конечно, надо прикладывать особые усилия, надо где-то и через себя переступать — с точки зрения своих возможностей.
Поэтому важно саморазвитие. В спорте, если ты перестал регулярно тренироваться, ты не достигнешь результата. То же самое и в жизни. Если не развиваешься, не формируешь у себя новые компетенции, ты вряд ли добьешься успеха.
— Вы уже сетовали в одном из интервью, что в Калининграде перестали заниматься спортом каждый день, потому что выросла нагрузка. Не опасаетесь потерять форму?
— Сейчас такой период. Выезжаешь рано утром в район и возвращаешься домой поздно вечером. Просто физически не хватает времени на спорт. Очень много времени провожу в муниципалитетах, чтобы услышать предложения депутатов, педагогов, врачей и вообще жителей. Благодаря этому общению я лучше всего узнаю обстановку. Они рассказывают о конкретных проблемах: ЖКХ, благоустройство, дороги... Кстати, много интересных идей предлагают.
Но как только полностью изучу эти вопросы на том уровне, на котором наметил, я вернусь к интенсивным тренировкам. Пока получается два-три раза в неделю, но хотелось бы каждый день, как и раньше, чтобы оставаться в тонусе.
Как пригодился опыт работы на новых территориях
— Вы работали в Мелитополе, налаживали там мирную жизнь. Вы уже рассказывали, что звонок с приглашением в Кремль застал вас как раз в Запорожской области. Тогда вам и предложили в ранге врио отправиться в Калининград. В какой степени опыт работы на новых территориях полезен для современных управленцев?
— Да, за последние два года я достаточно много времени там провел. Это была интересная и ответственная работа. В первый раз, когда я собирался в Донецк, волновался, ведь ехал в неизвестность. Приехал, своими глазами увидел ситуацию, в которой оказались люди. Общаешься с людьми и видишь в их глазах надежду, — если уж приехал управленец из Москвы, наверное, что-то изменится к лучшему. Похожее отношение я встречал в Луганске, Херсоне и в Запорожской области.
Понял, что самое важное — это доверие, которое тебе оказывают люди, живущие в сложном регионе. Такое доверие точно нужно оправдать. Второе: очень важно все сделать быстро. Работа «за ленточкой» приучила меня быстро принимать решения и доводить их до результата четко и опять же оперативно.
Еще меня поразило, насколько по уровню жизни они отличались от других территорий России. Допустим, заходим в школы. Сразу вспоминается Советский Союз. Не знаю, как у вас, а у меня от советской школы остались счастливые воспоминания... Но представьте себе, в школах «за ленточкой» с тех времен ничего не изменилось. Власти Украины не вкладывали никаких денег в школы, попросту ничего не делали.
Поэтому первое, за что мы взялись, была замена пищеблоков, в целом ремонт зданий. Задача стояла — вывести эти регионы на среднероссийский уровень комфорта и качества жизни.
— Когда это станет возможным?
— По разным направлениям — разные сроки. Мы отвечали за развитие — точнее за восстановление — промышленного сектора. Наши ребята-герои шли вперед, но от боевых действий ВСУ оставались разрушения. Наша задача была — инвентаризировать, потом быстро восстанавливать, потом запускать предприятия, создавать рабочие места.
Мы не забывали, что у всех, кто трудится на предприятиях, есть семьи. Их дети ходят в школу, в детский сад, в поликлинику. Поэтому мы принимали отдельные меры по восстановлению этой инфраструктуры. Наше министерство запустило программы поддержки по восьми направлениям, не только обновление пищеблоков, но и завоз в школы спортивного инвентаря. Поставка автобусов, машин скорой помощи и так далее. И даже музыкальных инструментов. А то, допустим, заходим в Дом культуры, а внутри пусто, ни одного инструмента. Программа рассчитана на три года, она идет по плану.
Пугает ли угроза ракетных и артобстрелов со стороны Украины
— И Донецк, и Мелитополь время от времени подвергаются обстрелам. Насколько вам психологически тяжело было выполнять свои задачи в условиях, когда в любую секунду может прилететь снаряд?
— В первые пару командировок было дискомфортно. Но когда приезжаешь, то видишь, что местные живут в этом режиме постоянно. Поэтому уже с третьего раза не обращал на это внимания. Перед тобой стоят конкретные задачи, которые следует решать вместе с этими людьми. Они подсказывают, и ты уже сживаешься с ними.
— Неудобно проявлять страх в их присутствии?
— Да нет, просто уже такая интенсивная работа, что некогда об этом думать.
— Сами вы не попадали под обстрел?
— Мы проводили большое мероприятие в Херсонской области прошлым летом. Оно закончилось, мы отъехали километра на два. И в этот момент туда прилетело несколько HIMARS.
— То есть ВСУ целенаправленно метили по этому мероприятию?
— Думаю, да. А так, кто знает?
Хватает ли продуктов в Калининграде
— Политики из стран НАТО не раз угрожали полностью изолировать Калининград, перекрыв движение российских судов по Балтийскому морю. При необходимости прокормит он сам себя?
— Мы окружены, к сожалению, недружелюбными странами, однако при этом находимся под надежной защитой нашего государства. Калининградская область — один из самых защищенных регионов страны. Здесь развернута внушительная войсковая группировка, от воздушных атак прикрывают зенитно-ракетные бригады и так далее.
Что касается продовольственной безопасности, то благодаря поддержке президента России в этом направлении регион очень хорошо работает на протяжении последних нескольких лет. Мы полностью обеспечиваем свою потребность по таким основным продуктам, как зерно, молоко, мясо, яйца, картофель. По данным на 2023 год, например, у нас уровень обеспечения молочными продуктами составил 89,6%, по овощам — 55,4%. Мы как раз сейчас с нашими аграриями разрабатываем отдельную программу, которая бы позволила достичь полного самообеспечения и в этом отношении.
Как меняется Калининградская область
— Намерены ли вы, как и ваш предшественник Антон Алиханов, использовать фигуру Канта как туристический бренд? Вы наверняка слышали шум вокруг его недавнего заявления о том, что Кант — это «русский трофей».
— Этот великий философ — часть нашего наследия. Обходиться с ним нужно так же, как со всем остальным историческим наследием, с должным уважением, и при этом использовать для привлечения туристов и для продвижения имиджа Калининграда.
Но у региона есть много других привлекательных черт, например, национальный парк «Куршская коса», культурные исторические памятники, в том числе и рыцарские замки. У нас разнообразный природный ландшафт, становятся популярным сплав на байдарках и так далее. Вдоль Балтийского моря строится велодорожка — одна из самых протяженных в стране, ее часть уже доступна для велосипедистов.
Есть планы развивать и Балтийскую косу, которая считается не менее красивой, чем Куршская. Там пляж даже лучше, потому что он широкий и с очень хорошим песком. Сегодня мы приводим в порядок пляжи этой косы и обсуждаем планы по их развитию.
Читайте также:
Литва пригрозила РФ блокадой Калининграда силами НАТО. Что из этого выйдет
Глава Калининградской области дал новый статус философу Канту
«Отбор людей идет»: политолог о формировании элиты в России
«Ждуны есть, но их мало»: Аксенов о жизни Крыма, обстрелах, пробке на мосту
Путин назначил глав пяти регионов: есть ли тяжеловесы, какие обязанности
Больше интересных и эксклюзивных новостей — в нашем телеграм-канале