Найти тему
Аспро.Cloud

Разноцветный бизнес: как изменить цвет своей компании и увеличить его эффективность

Оглавление

У каждой компании свой характер. Одна импульсивно развивается, двигается стремительно, проходит через ошибки, спады и подъемы. Другая — осторожная, растет постепенно, использует тщательное планирование и контроль. Это сближает бизнес с людьми — он такой же разнообразный, как и человечество, но любой компании находится свое место и время. В рамках этого сравнения была создана теория классификации организаций по цветам. Это достаточно новое деление, но оно набирает популярность среди топ-менеджеров. В статье рассказываем, каких оттенков бывают компании и как ими управлять на основе этой классификации.

На чем основана теория цветных организаций

Мы не зря начали статью со сравнения человека и организации. Само представление бизнеса, как живого организма, старо как мир. Можно, например, вспомнить теорию жизненного цикла компании по Адизесу — организация зарождается, растет и умирает.

👉 Читайте также: Жизненный цикл бизнеса: как получать выгоду от стартапа до банкротства

Теория Фредерика Лалу о типах цветных организаций тоже завязана на тождестве бизнеса и человека. Но в другом ключе: он находит сходства не в биологическом росте, а в эволюции сознания. Как люди развивались и становились более осознанными, так и компании совершенствуются, когда переходят определенные эволюционные ступени.

Фредерик Лалу издал свою книгу «Открывая организации будущего» в 2014 году. В ней он делит коммерческие и некоммерческие компании на несколько цветов.

В своем исследовании Лалу опирался на многих ученых. Но основу разделения организаций по цветам он позаимствовал у Клера Грейвза. Американский психолог более полувека назад разработал теорию спиральной динамики развития человека. Согласно которой, у людей меняется тип мышления и взаимодействия с обществом под воздействием внешних факторов. И эти изменения происходят по 9 этапам — то есть цветам — развития.

Эволюция от бежевой к бирюзовой ступени отражает не только личностный рост человека, но и динамику всего общества.

Фредерик Лалу опирался на исследование Грейвза, о чем сам говорит в своей книге. Автор перенес эту теорию на менеджмент. Так как считает, что прошлые организационные принципы устарели. Они имеют свои болезни:

  • политиканство;
  • бюрократию;
  • внутрикорпоративную борьбу;
  • перманентный стресс рядовых сотрудников.

Эволюция бизнеса, переход компаний на новый цвет поможет вылечить бизнес и сделать его более продуктивным.

Поэтому далее мы расскажем про описание цветных организаций менеджмента. Рекомендуем вам определить, какого оттенка ваш бизнес, и найти способы изменить палитру управления.

Типы организаций по цветам

Фредерик Лалу выделил 7 парадигм, в которых развиваются организации. Однако сейчас используются, преимущественно, только 5 из них — те, что встречаются в современном мире.

Две предшествующие парадигмы соответствовали инфракрасному и пурпурному цвету. Это объединения людей на основе родственных сообществ и племен, когда еще не произошла самоидентификация отдельного человека.

Мы будем рассматривать 5 основных цветов бизнеса. Они соответствуют разному мышлению общества и разделяются по методам организации рабочих процессов и управления персоналом.

📌 Система для управления бизнесом

Аспро.Cloud — облачная система, которая помогает взять под контроль все процессы в бизнесе и оптимизировать их.

Узнать больше

Красные организации, или импульсивные

Когда человечество перешло от пурпурной к красной парадигме мышления, произошло осознание собственного «я». Вместе с этим люди поняли, что главное — это сила. Именно она помогает удовлетворять потребности и управлять другими. Вместо племен, появились первые государства.

При этом эмоции ограничены, у людей нет долгосрочного планирования, а есть текущие цели и методы их достижения. Вся картина мира черно-белая. Есть хорошо и плохо, сильный и слабый, богатый и бедный, руководящий и подчиненный.

Сейчас такое поведение встречается преимущественно в сложных условиях жизни, когда окружающая среда враждебна и нужно отстаивать свое место силой.

Импульсивное мировоззрение характерно для бандитской среды, войн, деспотичных государственных устоев.

Среди легального бизнеса чистые красные организации встречаются редко. В своем первоначальном виде импульсивная парадигма представлена в организованной преступности: есть главарь, а есть подчиненные, которые выполняют его поручения из страха.

Однако черты красной парадигмы встречаются и в современном бизнесе:

  • подчиненные полностью исполняют приказы руководства без возражений, даже если не понимают цели действий;
  • собственник окружает себя несколькими приближенными, которые получают основной процент от прибыли;
  • нет формальной иерархии и должностей, все решают отношения между членами организации;
  • преобладает импульсивный характер поступков — нет долгосрочного планирования, решения принимаются быстро;
  • метод мотивации сотрудников — наказания, штрафы, сокращения.
Такой подход к управлению компаниями подходит в сложных условиях ведения бизнеса: жесткая конкуренция, военные события, катаклизмы, криминализированная экономика страны.

В повседневных условиях поддерживать такую структуру организации очень энергозатратно и неэффективно.

Янтарные организации, или конформистские

Если смотреть на этапы развития человечества, то в янтарной парадигме соответствует переход от племенной стадии к государственности. Появляется построение долгосрочных планов, понимание причинно-следственных связей, дисциплинированность. Растет не только самосознание, но и восприятие других точек зрений, картин мира. Появляются групповые нормы поведения.

Сейчас янтарной парадигмы придерживаются наиболее бюрократизированные учреждения: религиозные общины, государственные образовательные организации, армия.

Но и в коммерческих компаниях можно найти элементы янтарной парадигмы. Особенно в крупных организациях, которые не меняют принципы управления уже более ста лет. Черты конформистской парадигмы:

  • руководитель может подключать среднесрочное и долгосрочное планирование, но при этом основой становятся не инновации, а перенос опыта прежних лет на будущее;
  • функция важнее личности, поэтому руководство не держится за сотрудников, ценит не их индивидуальность, а способность выполнять свою роль;
  • важнее последовательность и предсказуемость, а не инновации и перемены;
  • янтарный бизнес плохо приспосабливается к конкуренции, стремится к монополии над отраслью;
  • выраженная иерархичность системы управления;
  • в принятии решений участвуют только руководители, подчиненные выполняют поручения;
  • сотрудники имеют слабую мотивацию и низкую самостоятельность, нуждаются в четких инструкциях;
  • подчиненные годами занимают одну и ту же должность;
  • введен строгий дресс-код, униформа, чтобы подчеркнуть социальное неравенство членов команды.

Преимущество янтарных организаций — возможность управления большим количеством сотрудников. С другой стороны, карьерная лестница достаточно сложная, с большими пролетами. Занять ступень повыше часто невозможно, потому что руководство смотрит на сотрудника, как на функцию, не учитывает сильные стороны.

Оранжевые организации, или конкурентные

Мир становится понятнее: люди перестают делить все на черное и белое, появляются оттенки. Оказывается, что работу можно не только делать или не делать. Но выполнять ее лучше или хуже. Товары и услуги тоже могут иметь разное качество. Зародилась конкуренция. Первыми противостояли конформистскому мышлению люди искусства и науки, затем опыт переняла коммерция.

Существенные изменения в мышлении людей произошли после Второй мировой войны — люди начали ценить качество товаров и услуг. В современном мире в оранжевой парадигме существует большинство компаний и политиков.

С одной стороны, у конкурентного мышления множество плюсов. Конкуренция привела к улучшению продукции, медицинских и других услуг. Результат — скачок в продолжительности и качестве жизни. С другой стороны, у конкурентного мышления есть недостатки. В частности, то, что руководители в стремлении к более высокому заработку не обращают внимание на личностные качества, переживания сотрудников.

Сейчас оранжевый бизнес показывает свою несостоятельность: коррупция и алчность, большая долговая нагрузка, низкий уровень заботы об экологии.

Оранжевого цвета компаний очень много. Практически все крупные международные организации построены в конкурентной парадигме. Ее черты:

  • высокая эффективность, быстрый рост прибыли;
  • использование перемен и инноваций в качестве дополнительного шанса для роста, принятие рискованных решений;
  • существует иерархия, но она больше похожа не на пирамиду, а на соединение отдельных команд, проектных групп, отделений, связанных в одном центре;
  • ответственность руководителя равномерно раскладывается на топ-менеджеров, потому что коллективное мышление конкурентоспособнее, чем единичное управление;
  • сотрудники мотивируются материальными поощрениями за выполнение плана, достижение личных целей;
  • свободное перемещение по карьерной лестнице на основании заслуг, способностей;
  • важность «социальной маски» — компетенций и навыков, которые ценятся важнее, чем личностные качества.

В целом оранжевые организации рассматриваются как машины — сложное техническое устройство, которое дает отличную производительность, если уметь с ним работать. Люди ценятся выше, чем, например, в янтарной парадигме. Но они все же шестеренки большой рациональной и беспристрастной машины, которые можно заменить или смазать для лучшей работы.

Зеленые организации, или плюралистические

В напряженной работе оранжевого общества, которое направлено на достигаторство, компетенции и материальные блага, людям часто не хватало времени и сил на личное счастье, чувства, отношения. Если оранжевые представители — это бизнесмены и политики, то зеленые — социальные работники и люди искусства, постмодернизма.

Когда плюралистические идеи внедряются в бизнес, получается зеленый цвет организации. Это компании, которые ценят компромисс, а не ультиматум, отношения, а не результат.

Черты зеленых организаций:

  • решения обсуждаются не только топ-менеджерами, но и сотрудниками на местах, учитывается их мнение;
  • персонал получает больше свободы действий в рамках своих полномочий;
  • много ресурсов тратится на тренинги и обучение сотрудников;
  • поддерживается корпоративная культура — единая цель, ради которой работают члены команды;
  • высоко ценится идея экологии.

В зеленом бизнесе поддерживается уважительные отношения внутри организаций. В компаниях организовано комфортное пространство, где сотрудники держатся за свои места, потому что чувствуют свободу для саморазвития и собственную ценность.

Единственный недостаток зеленых компаний — они не всегда вписываются в рыночные отношения, так как часто принимают решения не ради выгоды, а из соображений этики, экологии.

Бирюзовые организации, или эволюционные

Человечество еще не готово к бирюзовой эволюции. Общество еще не распрощалось с оранжевыми и зелеными чертами, чтобы говорить о полном переходе на новую, амбициозную ступень развития. Но уже зарождаются первые бирюзовые очаги — принципы ответственности за свои поступки, самоорганизации внутри сообществ.

С точки зрения бизнеса, бирюзовые организации — это модель управления будущего. Она идеалистична и сохраняет все преимущества предыдущих разноцветных организаций.  Поэтому к этой парадигме сейчас стремятся многие руководители. Если не получается полностью соответствовать представлениям Лалу об идеальном бизнесе, то можно хотя бы перенять некоторые черты. Особенности бирюзовых организаций:

  • иерархия в компании выглядит не как пирамида, а как сеточка с большим количеством центров принятия решений;
  • миссия организации не диктуется сверху, а эволюционирует вместе с интересами сотрудников;
  • в работниках ценятся не столько профессиональные компетенции, сколько личностные качества, а навыки можно приобрести с помощью обучений и обмена опытом;
  • каждый член команды несет ответственность за принятые решения и выполненные действия;
  • цели компании эволюционируют вместе с условиями среды: рынком, потребностями потребителей;
  • к персоналу относятся уважительно: мотивация не ограничивается денежными поощрениями, в ходу обустройство комфортной среды — детские комнаты, места для отдыха и спорта;
  • нет жестких норм, инструкций, регламентов и, соответственно, наказаний за их нарушение.

Примеры типов компаний по цветам

Разноцветные организации могут успешно соседствовать на рынке, поэтому в жизни можно встретить разные виды управления компанией. Более того, один бизнес может включать черты из разных парадигм. Посмотрим на сводную таблицу пяти основных цветов по Лалу с примерами:

-2

Основная идея Фредерика Лалу заключается в том, что эволюция систем управления неизбежна. Красные сменяются янтарными организациями, на их место приходят оранжевые, а затем зеленые. Но для перехода нужно стремление предпринимателей и их понимание того, какие преимущества для общества и компании несет более совершенная бирюзовая парадигма.

Чем мы занимаемся?