Найти тему
IPQuorum

Сериалостроение-2024: тенденции, тренды и выводы

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

Несколько лет назад на вопрос о перспективах отечественного сериалостроения эксперты отвечали примерно так: «Высокая конкуренция между онлайн-кинотеатрами приведет к тому, что они начнут поглощать друг друга — и в итоге на рынке останется всего два-три крупных игрока. Как следствие, количество новых сериалов уменьшится, зато разрабатываться они будут тщательнее — и мы получим больше смелых и неординарных проектов».

Прогнозы эти не сбылись: серьезной реструктуризации на рынке онлайн-смотрения не произошло, а бум сериального производства не утихает до сих пор. Что касается ярких проектов, то их роста тоже пока не заметно, хотя такие хэдлайнеры как «Слово пацана» или «13 клиническая» внимания, безусловно, заслуживают.

Так что же происходит сегодня в нашем сериалостроении? Куда оно движется, какие жанры и темы выбирает? Для ответа на этот вопрос проанализировали проекты, представленные на фестивале сериалов «Пилот», который давно считается лакмусовой бумажкой российской киноиндустрии.

Шутить всегда, шутить везде

Если верить опросам и маркетинговым исследованиям, среднестатистический российский зритель не может жить без комедий: именно их он выбирает чаще всего, когда отправляется в кинотеатр или заходит на онлайн-платформу. Обожают их и продюсеры: придумать и написать что-то смешное трудно невероятно, однако в производстве комедийные проекты гораздо выгоднее, чем, например, исторические или фэнтезийные. По этим причинам лавина всевозможных комедий (как сериальных, так и полнометражных), которая обрушивается на наши несчастные головы, не иссякает уже много лет: они снимаются в огромном количестве. И, судя по программе фестиваля «Пилот», в ближайшем будущем эта тенденция вряд ли изменится.

Проблемы, конечно, не в жанре, а в отношении к нему авторов, которые в 9 случаев из 10 идут путем наименьшего сопротивления. Для этого используются хорошо знакомые смеховые формулы, десятилетиями проверенные сюжеты и персонажи-маски. А экранизировать анекдоты из популярного скетч-шоу — и вовсе вариант идеальный: дешево и сердито. Этой дорогой много лет идет Comedy Club Production, не свернул он с нее и сейчас. Его сериал «Демис и Марина» — бенефис двух резидентов: Демиса Карибидиса и Марины Кравец, которые выдали практически эталонный пример того, как не надо работать в комедийном жанре. У них получился набор экранизированных скетчей, по большей части несмешных, нелепых и мезогинных — чего стоит сама Марина, вынужденная тявкать в кустах, чтобы ее приняли за собаку!

"Демис и Марина" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"
"Демис и Марина" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

На этом фоне проект с участием Михаила Галустяна — представителя «конкурирующей организации» «Наша Russia» — смотрится почти как прыжок в философские дали. Сатирическая комедия «Жыыызнь», снимающаяся для ТНТ и Premier, отправляет нас в доисторические времена и знакомит с племенем неудачников, у которых «крокодил не ловится и не растет кокос». Бедолаги, правда, о своей горькой участи даже не догадываются: они верят в то, что их бесплодный и холодный берег — лучшее место на Земле, ведь именно об этом им талдычат вожди и шаманы. Все меняется, когда один из охотников «эмигрирует» на солнечную сторону реки, в соседнее племя — где еды вдоволь, а девушки не стареют.

Сценарий «Жыыызни» был назван лучшим на фестивале: в нем много ироничных отсылок ко дню сегодняшнему, и это делает сериал действительно интересным. А вот в визуальном плане проекту хвастаться нечем: перед нами обычный капустник, сделанный быстро, дешево и без изысков.

Сериал «Жыыызнь» Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"
Сериал «Жыыызнь» Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

Перед экраном — всей семьей

Семейный контент на онлайн-платформах был всегда, но свои собственные проекты в этом жанре онлайн-кинотеатры или не снимали, или занимались ими по остаточному принципу. Сейчас ситуация меняется: после успеха «Манюни» к сериалам такого рода стали относиться серьезнее. Один из них не только прорвался на фестиваль «Пилот», но и выиграл главный приз, что очень показательно — ведь раньше детский контент в конкурсную программу даже не попадал. Первопроходцем стала «Любопытная Варвара» шоураннера Карена Оганесяна — альманах забавных приключений от десятилетней мисс Марпл (она же Варвара Смородина), которая увлекается криминалистикой и распутывает всевозможные комические преступления.

Сериал "Любопытная Варвара" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"
Сериал "Любопытная Варвара" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

По энергетике, подаче материала и по некоторым другим параметрам «Варвара» напоминает «Манюню», хотя уровень реализации, безусловно, выше. Но, как и другие российские проекты, «Варвара» делает упор на милоту, яркость и обаяние, а все остальное отодвигает на второй план.

На манеже — все те же

Другая особенность нашей киноиндустрии в том, что продюсеры и режиссеры предпочитают работать с очень ограниченным кругом актеров. Причем используют их, как правило, в одних и тех же амплуа. Считается, что если пригласить на съемку Робака или Михалкову, то зрительский интерес гарантирован. Поэтому 2-3 десятка исполнителей кочуют из проекта в проект, делая их еще больше похожими друг на друга.

По сериалам «Пилота» эту тенденцию отследить очень легко. Вот Милош Бикович — он играет очередного звездного мажора в «Дайте шоу!» (к слову, играет виртуозно). Вот Владимир Вдовиченков с суровым лицом (детектив из «Противостояния»). Вот Виктория Исакова — стальная стерва с походкой кошки («Чистые»). Вот Марина Федункив в роли «простушки из народа» («Черная бухгалтерия» и «Хрущовский синдром: Пора взрослеть»). Вот Виктория Толстоганова, в сотый раз играющая Викторию Толстоганову («Дайте шоу!»). И, конечно, бессменные Анна Михалкова и Александр Робак, куда же без них («Убойный отпуск»).

Сериал "Убойный отпуск" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"
Сериал "Убойный отпуск" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

Обиднее всего, что те актеры, которым удается запрыгнуть в этот водоворот, выбраться из него уже не могут. Так, молодые герои — Мария Мацель («Взрослые») и Марк Эйдельштейн («Теория большой лжи»), которые еще совсем недавно считались «свежей кровью» и давали проектам ощущение новизны, постепенно превращаются в расхожую монету — и начинают клонировать на экране самих себя.

Сериал Теория большой лжи" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"
Сериал Теория большой лжи" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

Риск — дело неблагородное

Нежелание и неготовность рисковать — бич отечественной киноиндустрии. Студии и продюсеры отчаянно отбрыкиваются от всего нестандартного, любой элемент новизны принимают с опаской, зато с готовностью хватаются за привычные сюжетные формулы и форматы.

Это не всегда идет проектам во вред. К примеру, «Черная бухгалтерия» — комичная история о трех никчемных бухгалтершах, случайно укравших у бандитов несколько миллионов — выглядит вполне симпатично. Да, от сюжета за версту несет девяностыми («бандитская» тема активно эксплуатировалась тогда), да по стилистике и по подаче материала  Черная бухгалтерия» ничем не отличается от сотни других комедий. Зато сделан проект бодро и убедительно, поэтому свою аудиторию он точно найдет.

А вот о «Противостоянии», который разрабатывался для Первого канала по инициативе Константина Эрнста, не хочется даже и говорить. Во-первых, это вымученный ремейк успешного проекта из середины восьмидесятых (оригинал был снят по одноименному интеллектуальному детективу Юлиана Семёнова Семеном Арановичем, а в главных ролях блистали Олег Басилашвили и Андрей Болтнев). Во-вторых, сделан он настолько шаблонно, безлико и предсказуемо, что невозможно понять, зачем надо было вообще вытаскивать сценарий «из сундуков памяти» и переснимать легендарный сериал?

Сериал "Противостояние" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"
Сериал "Противостояние" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

Нет оригинальности и в активно раскручиваемом сериале «Плевако» Анны Матисон, который создавался для НТВ и платформы PREMIER. Это вольный байопик известнейшего адвоката конца 19 века, чьи речи становились популярнее, чем театральные представления. По формату это довольно дорогой костюмированный детектив (каждая серия посвящена какому-то из дел Плевако), а по сути – бойкое, но абсолютно стандартизированное шоу, смотреть которое можно только ради работы в кадре Сергея Безрукова.

Коллекция выдуманных проблем

Запрос на эскапизм в нашем кино, который всегда был ощутимым в постсоветский период, за последние годы слабее не стал: зрителей по-прежнему притягивают аляповатые истории с выдуманными страстями, помогающие им спрятаться от повседневности. «Ландыши» Александра Карпиловского — одна из таких. Это своего рода «Золушка-наоборот»: наследница английского миллиардера сбегает от богатого, но развратного жениха — чтобы влюбиться в простого русского Ваньку, с которым случайно сталкивается в прокуренном кабаке какого-то задрипанного городишки. Герой храбро отбивает красавицу у местной братвы, после чего влюбленные — нет, не женятся! – а красиво страдают еще восемь серий на фоне таежных снегов и проржавелых заводских труб.

Дебютный проект «Взрослые» Екатерины Тодоровской, продолжательницы известной режиссерской династии, гораздо ближе к реальности, но и он создает очень условную картину мира. Три двадцатилетние барышни в этой выдуманной вселенной практически никогда не расстаются, ничего абсолютно не делают, зато постоянно жалуются друг другу на жизнь, разрабатывают план по потере девственности и пытаются отучить свою товарку нервничать из-за невыключенной дома плиты. Других проблем у современных девушек, конечно, не существует.

Иногда встречаются и вовсе парадоксальные ситуации. Например, проект презентуется как остросоциальный, но реальные проблемы в нем подменены выдуманными. «Хрущовский синдром: Пора взрослеть» отправляет нас вместе с главным героем в подмосковный Реутов: родители, устав от инфантильности своего двадцатилетнего сына, высылают его на перевоспитание в бабушкину квартиру. И все бы ничего, но о Реутове авторы ровно ничего не знают: Подмосковье в их представлении — это такая дремучая глушь, что любая якутская деревушка лопнет от зависти. Интернета здесь нет, аварийных служб тоже, а перебои с электричеством и водой — привычное дело. Герой при этом страшно мучается в типовой городской квартире (причины мук непонятны: сортир не на улице, тараканов нет, обои от стен не отклеиваются) и основная его беда в том, что у него нет условий для организации разговора в Zoom! Парень жутко страдает, совершает ради переговоров разные глупости (от которых злосчастный Реутов буквально разваливается на части) — а ты сидишь в зале и никак не можешь понять, почему бы герою не съездить в гости к какому-нибудь московскому другу, и не поговорить там.

Экзотика нам в помощь!

Пытаясь найти для своих сериалов какие-то нестандартные решения, авторы делают ставку на экзотику — и это помогает их проектам выделиться из сотни подобных. Например, отличная работа Сергея Мокрицкого — «Эль Русо». Это история молодой женщины (Светлана Иванова), которая всю жизнь прожила в аргентинском поселении староверов. Обстоятельства вынуждают ее выбраться в большой город — и там ее шестилетний сын становится единственным свидетелем зверского убийства. Преступники открывают на них охоту — и единственным защитником староверки отказывается проблемный полицейский, который ради нее становится изгоем.

Сериал "Эль Русо" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"
Сериал "Эль Русо" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

В принципе, не будь у «Эль Русо» оригинального сеттинга, связанного с Аргентиной и староверами, проект воспринимался бы как классический детектив с элементами мелодрамы. Что-то похожее можно сказать и про «Чистых» Николая Хомерики, хотя здесь экзотичность абсолютно иного плана: она связана с темой и историчностью (пусть и фейковой). В «Чистых» на повестке дня конец 19-го века, а центре сюжета — хозяйка нестандартного дома терпимости, которая муштрует своих воспитанниц.

Сериал "Чистые" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"
Сериал "Чистые" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

В поисках актуальности

К счастью, были на фестивале «Пилот» и проекты, авторы которых ищут способы взаимодействия с реальностью. Один из них — «Трудная» Оксаны Барковской, это спин-офф сериала «Новенькие». По сюжету ершистая Влада выходит из тюрьмы и пытается вписаться в социум, хотя прошлое, конечно, не отпускает.

Еще более ярким получился сериал «Она такая классная!», снятый для платформы Kion. Это история великовозрастного инфантила Артема (Денис Прытков), который вынужденно берет под опеку восемнадцатилетнего аутиста Леню (Лев Зулькарнаев). Вместе с ним и еще двумя друзьями, которые пытаются сбежать от полиции, Артем отправляется в Петербург, чтобы доказать всему миру (и своей бывшей девушке), что он способен изменить свою жизнь.

Роуд-муви «Она такая классная!» интересен по двум причинам. Во-первых, один из героев — парень с особенностями, хотя «людей дождя» наш кинематограф упорно не замечает. Во-вторых, это попытка поговорить легко на трудную тему: сериал пытается развлекать, а не занудно бубнит о том, что «мы должны научиться принимать людей, которые на нас не похожи». Правда, у проекта ощутимые проблемы с жанром: авторы так и не сумели определиться, что же они снимают — комедию или драму, поэтому «Классную» постоянно мотает из стороны в сторону.

«Дайте шоу!» — самый цельный, самый зрительский и самый острый проект из данной подгруппы. Он приглашает нас в закулисье скандальных ток-шоу: в центре сюжета — стажер-неудачник, который внезапно получает доступ к «грязному белью» одной зарвавшейся эстрадной звезды (Милош Бикович). И пусть жизнь телевизионщиков и селебрити выглядит на экране немного утрированно и провокационно — она все равно узнаваема и, что немаловажно, заключена в хорошо проработанную и яркую форму. Это ли не секрет успеха?

Автор: Вера АЛЕНУШКИНА