Сегодня мы хотим поговорить с Вами о том, что же представляет собой вышеупомянутое умение.
Как показывает практика, неточности в этом вопросе возникают очень часто. Что влечёт за собой немало последствий: от некачественного звукоизвлечения, до проблем со спиной в последствии.
На занятиях наши репетиторы игры на фортепиано помогают чётко контролировать процесс, но при выполнении заданий дома, многие студенты, к сожалению, забывают об этом. В последствие, подобные «вредные привычки» могут приобрести устойчивый характер и закрепиться.
Как же быть? Читайте, вникайте и с успехом применяйте на практике.
ПОСАДКА ЗА ФОРТЕПИАНО
Имеет решающее значение и помогает освоить необходимые навыки игры, которые помогут приобрести то мастерство, о котором Вы мечтаете.
Посадка должна быть во-первых, удобна; во-вторых, направлена на сохранение свободы во время игры.
- Сядьте на половину сиденья стула так, чтобы корпус тела мог свободно наклоняться. Опора при этом приходится на ступни.
- Ноги располагаются перед педалями. Для самых маленьких пианистов можно использовать специальную подставку.
- Чтобы контролировать положение кисти и предплечья (которые обязательно находятся на уровне клавиатуры инструмента) - отрегулируйте высоту сиденья стула или подложите под себя что-то жёсткое.
- Спина прямая, плечи расслаблены, немного опущены, локти – чуть разведены в стороны.
ВАЖНО:
садясь на близкое расстояние, Вы стесняете движение рук при игре; садясь слишком далеко – лишаете руки той свободы, которая необходима. Если Вы расположитесь на крае стула, то потеряете опору и устойчивость.
Кроме того, руки обязательно должны быть округлы, не вытянуты; локти не «приклеиваются» к корпусу.
ПОСТАНОВКА РУК
Возможности инструмента требуют от пианиста слаженной, координированной работы всех частей руки. Запомните: Ваши движения экономичны, просты и лишены всякого рода скованности.
ВАЖНО:
- Руки должны быть свободны, но в то же время не допускайте их вялости.
- На клавиатуру Вы ставите всю кисть, держите её округло, при этом локоть расположен на уровне клавиатуры фортепиано или чуть выше неё.
- Когда Вы касаетесь подушечками пальцев клавиш, Вы хорошо ощущаете их.
- Второй, третий и четвёртый пальцы находятся на одной «линии», пятый – ближе к краю клавиатуры. Первый палец расположен на клавише своей боковой поверхностью.
- Во время игры пальцы обязательно активны, имеют размах перед тем, как опускаются на клавиатуру.
- Следите, чтобы пальцы не поднимались слишком высоко и резко – это приведёт к ошибочной фиксации руки. Так же следите за положением запястьев и не опускайте их, «держа прямую линию» между ними и локтями.
Чтобы сохранить куполообразное положение пальцев и научиться его контролировать применяйте следующие полезные упражнения:
1.Исходное положение : руки на коленях. Теперь Ваши пальцы слегка захватывают коленную чашечку. Затем поднимите руки и перенесите их на клавиатуру инструмента. Следите за сохранением изгиба всех пальцев.
При необходимости повторите несколько раз.
2.Исходное положение: руки лежат на любой ровной поверхности вверх ладонями. Мысленно представьте, что в каждой из ладоней, Вы держите шар, размером с яблоко или апельсин. Ваша задача – удержать мнимый фрукт только положением пальцев, не сжимая их.
Итак, ОШИБКАМИ в посадке за инструментом и положении рук будут являться :
- сутулость;
- зажатость локтей их излишняя «удалённость» от корпуса;
- излишне приподнятые или наоборот опущенные слишком запястья;
- разболтанность или зажатость запястий рук;
- слишком высокий взмах пальцев с их одновременной зажатостью, скованностью или расслабленностью;
- замена работы запястий работой локтей;
- замена движений рук излишними движениями корпуса.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ:
- лёгкость всего тела, отсутствие зажимов;
- расслабленность ног;
- прямая спина, с сохранение естественных прогибов позвоночника;
- свободные, немного опущенные вниз плечи;
- расслабленные кисти рук, находящихся на клавиатуре инструмента вниз ладонями.
У Вас есть что добавить? Ждём советов в комментариях.