Новый голливудский тренд современности - это адаптации разнообразных игровых хитов, существующих в поле зрения зрителей уже не первое десятилетие. Если среда кинематографических нулевых "изобиловала" сломленным подходом к выстраиванию нужной для того или жанрового проекта истории, то после вступления новых продюсерских правил авторы реинкарнировали давно забытый жанр. Адаптировали, в той или иной степени, буквально все возможные серии: от очередной неудачи в виде "Раккун-Сити" по мотивам "Resident Evil", провала в лице "Assassin`s Creed" или гармоничного первого сезона "The Last of Us", для работы над которым позвали самого Нила Дракманна, до полноценного внедрения в экскурс вселенной "Fallout" (Amazon всё ещё считают это шоу своим главным хитом последних нескольких лет) или воскрешения вселенных "Соника" и "Mortal Kombat". Игровая индустрия кишит всевозможными перспективами для успешных адаптаций: но на перифериях истории долгое время лежал фильм по "Borderlands", попавший в настоящий производственный ад
Картина меняла продюсеров и сценаристов, у руководителей студии возникали разногласия с режиссёром хорроров категории "Б" Элаем Ротом, а тестовые показы постоянно заканчивалась фатальным разгромом со стороны кинематографистов, вследствие чего утомительные пересъёмки стали для "Бордерлендс" чем-то вроде нормы. На протяжении нескольких лет лента продолжала пылиться на верхней полке Lionsgate, пока терпение постановщиков окончательно не лопнуло: переписи сценария и добавление откровенно лишних фан-сервисных деталей не достигли своей кульминации, и фильм таки отправился на гастроли в кинотеатральный прокат. Успеха картине не предвещало буквально ничего: однако она всё ещё могла сработать, как увеселительное и сумасбродное приключение по иррациональной галактике, погрязшей в насилии и человеческих пороках
Всё, что требовалось от авторов (напоминание, что Элай Рот по большей части не участвовал в производстве) - адаптировать "Бордерлендс" под стать одноимённой игровой серии: подарить фанатам перенос лора этой гротескной вселенной на большие экраны и подогнать компьютерный фарс под стать большого блокбастера. Всё-таки основные звена игры - это её абсурд и кровавое насилие, превращающее времяпровождение за клавиатурой или джойстиком в увеселительное развлечение. Факт остаётся неизменным: от постановщиков никогда не требовалась глубокая история или чуткая драматургия. К сожалению, уже на этом этапе адаптация "Бордерлендс" нелепо споткнулась о подкинутый авторами камень
Основная и неизменная константа игр так и не пересеклась с экранным безумием фильма: вместо граничащего с мета-иронией абсурда, завязанного на нескончаемом потоке кровавого экшена, история для которого - лишь фикция и способ перемещения из одной локации в другую, постановщики поменяли игровые приоритеты, сосредоточившись на растянутой адвенчуре про поиск клишированного макгаффина. Экшен и сумасбродные действия персонажей отодвигаются на второстепенный план, тогда как на первый выходят личные линии классических персонажей франшизы, каждый из которых представляет обособленный от других шаблон, заброшенный в использовании ещё с провала дилогии "Лары Крофт"
Вместо несмолкаемого действия и иронизирования над самыми известными космическими операми, вся история "Бордерлендс" погружается в глубоко личную и протяженную арку Лилит (Кейт Бланшетт, вызвавшая у многих фанатов отторжение из-за тотального не попадания в игровой образ героини), справляющейся с тяготами тяжёлого детства и сталкивающейся в схватке с потаённым секретом своей погибшей матери. Остальные герои, в том числе девочка-подросток Тина (Арианна Гринблатт, ставшая после "Барби" новой подрастающей звёздочкой Голливуда), являющаяся сюжетным двигателем фильма вплоть до кульминации истории, спешно отъезжают на задний фон, являясь по большей степени лишь комик-рельефами. Но комик-рельефами спорными и ни капли не смешными: что для адаптации абсурдистской франшизы - как точечный выстрел из дробовика прямо в голову
"Borderlands" никогда не стремился взывать игроков к морализаторству, являясь одной большой чёрной комедией: где смерти людей используются в контексте образования ехидных шуток, а над вестниками добра и милосердия чуть ли не потешаются сами игроки. От фирменного чувства юмора игр в адаптации осталась лишь блеклая тень: напротив, постановщики сводят всю комичность фильма в сторону сортирного (на языке народа - "туалетного") юмора, не вызывающего никаких эмоций, кроме чистого недоумения. Ирония и фарс остались где-то на задворках первого сценарного скрипта, который, судя по всему, авторы спешно выкинули в мусорное ведро. Ведь как и в играх, сюжет в фильме - одна сплошная формальность, с большим и отличительным "но":
Если во франшизе 2K Games функциональный сюжет связывал фантасмагоричные потоки экшена друг между другом, то в фильме история служит знаменателем происходящих событий. Герои неспешно и в то же время сумасбродно передвигаются по опустошённым локациям Пандоры, перекидываясь клишированно-вычурными фразами про значение "избранного", и выявляют сострадательные качества друг у друга. В иной момент "Бордерлендс" и сам не замечает, как грустно превращается из чёрной комедии в шаблонную адвенчурную драму, лишённую тех провокационных плюсов, за которые геймеры в своё время полюбили оригинальную линейку франшизы
Утопленным в пересъёмках оказался даже визуальный стиль "Borderlands": маркетологи, в частности - российские, часто делали акцент на участии ответственных за "Венома", трилогию "Человека-паука" от MCU и адаптацию "Uncharted" продюсеров в производстве фильма, и это же стало самым тёмным пятном технической стороны картины. В отличие от игр, полнометражный "Бордерлендс" попросту не выделяется из среды однообразных космических опер: отсутствие оригинальной режиссуры, немногочисленные интересные этюды которой свелись лишь к формальности, блеклая цветокоррекция, слабые (к удивлению, смелый и в меру весёлый первый акт выпадает из этого уравнения) экшен-сцены, пришедшие в "Бордерлендс" прямиком из современных супергеройских блокбастеров. Под натиском производственного ада крах потерпела даже визуальная составляющая игр: последний оплот оригинальности, за счёт которого картина смогла бы вытянуть себя из пучины сюжетных клише и посредственного юмора
Впрочем, постановщики всё-таки не забыли про фанатов: "Бордерлендс" просто кишит всевозможными пасхалками (есть даже пара-тройка камео, пускай и не столь интересных) для преданных почитателей игры. Однако все немногочисленные визуальные детали, старающиеся вызвать в сторону фильма какую-либо эмпатию, оказываются повержены блеклой режиссурой, формальной историей, возведённой в фильме на передний план, и слабым экшеном. Все столпы игр оказались разрушены, а вместо этого авторы предложили зрителям безвкусный, унылый и архаичный блокбастер (стоимостью "лишь" в 160 миллионов) ленивого пошиба. До сих пор не ясно, что именно помешало постановщикам сохранить верность игровым формам, но попытка в оригинальность явно ушла в никуда: а в среде современных игровых адаптаций "Бордерлендс" точно станет зловонным тёмным пятном, которое, как стоит надеяться, не поставит крест на производстве следующих крупных кино-тайтлов по мотивам всемирно известных геймерских хитов. В ином случае, всегда проще во всём обвинить производственный ад, в который лента попала ещё в начале этого десятилетия