Найти в Дзене
GhosTRaseR

Это самая ПЕРВАЯ ПАСХАЛКА в видеоиграх! — «Starship 1»

Оглавление

В наше время пасхалки стали самой настоящей обыденностью, существуя практически в каждом информационном медиа. Мало кто придаёт им большое значения, но вот у меня смог произойти заскок.

На днях я ехал в трамвае, и в мою голову влетает мысль о родоначальнике игровых пасхалок. Как самый настоящий хакер открыл Яндекс, задал запрос, и мне выдало игру компании Atari под названием «Adventure».

Разумеется же, я принял это за чистую монету, не полез в иностранный интернет и выбросил мысль из головы!? Ага-ага, конечно!

Кадр из фильма «Мстители: Финал»
Кадр из фильма «Мстители: Финал»

Доставайте что-нибудь похрумкать и наливайте себе горячий чай, ведь сегодня я разберусь в вопросе: «Какая была самая первая пасхалка в видеоиграх?»

Видеоверсию статьи можно посмотреть на следующих ресурсах: Ютуб | Дзен | VK Видео | RUTUBE

А точно ли игра Adventure 1979 первая?

Как я говорил ранее, первым запросом вылезает игра «Adventure» 1979 года выпуска. История этой игры неразрывно связана с Уорреном Робинеттом.

Мужик пришёл работать в Atari в 1977 году, был соавтором Atari 2600 и принялся за разработку «Adventure». В те времена было заметно сходство с текстовой игрой «Colossal Cave Adventure», впрочем, если верить интервью, то ей он и вдохновлялся:

«Это было напрямую вдохновлено оригинальным текстовым приключением, созданным Доном Вудсом и Уилли Краутером...». «Однако мой начальник в Atari знал, что текстовая игра Adventure требовала сотен килобайт на главном компьютере, тогда как у Atari 2600 было только 4 килобайта ПЗУ, 128 байт ОЗУ и процессор 6502 с тактовой частотой 1 МГц. Поэтому он считал это невозможным и сказал мне не делать этого. И все же я сделал это».
© Уоррен Робинетт

Да, нынешние зумеры и аюмеры могут не подозревать, но в те времена существовали текстовые игры без картинок (а вы на книжки и визуальные новеллы жалуетесь).

Хронология поколений
Хронология поколений

Впрочем, кому интересно, кем она там вдохновлялась, по заветам Кармака на разработку ушло не так много времени:

«Я начал это в апреле 1978 года и работал над этим несколько месяцев. Но были некоторые проблемы, которые не были полностью решены…» «…Таким образом, в общей сложности прошло около 1 года».
© Уоррен Робинетт

В чём же заключается смысл пасхалки? В те годы Atari не позволяли разработчикам указывать себя в созданных ими играх.

Уоррен, как самый настоящий бунтарь, решил создать секретную комнату, где просто оставил свой собственный автограф.

В видеоигре «Adventure» можно найти скрытую комнату, в которой расположена надпись: «Создано Уорреном Робинеттом».
В видеоигре «Adventure» можно найти скрытую комнату, в которой расположена надпись: «Создано Уорреном Робинеттом».

Если вам кажется, что где-то уже это видели, то вам не кажется. Упоминание данной пасхалки вы могли видеть в фильме «Первому игроку приготовиться».

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться», на котором изображена комната с пасхалкой.
Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться», на котором изображена комната с пасхалкой.

Ну, значит, всё? Дело закрыто? А вот и нет!

Обнаружение настоящей первой пасхалки в видеоиграх

Настоящим гигачадом в пасхальных яйцах оказался Рон Милнер. Этот человек отдал компании Atari — 12 лет своей жизни.

Он был соавтором Atari 2600, помогал создавать анимации, проводил разработки и создавал аркадные автоматы. Как раз последние нас и интересуют.

Обложка видеоигры «Starship 1»
Обложка видеоигры «Starship 1»

В 1976 году выходит Starship 1, незамысловатая игра от первого лица, где ты летаешь в открытом космосе и уничтожаешь космические корабли.

Геймплей: «Starship 1»
Геймплей: «Starship 1»

Главная цель, разумеется, набрать как можно больше очков. Эдакий Space Invaders на максималках (правда, вышел за 2 года до него…).

Геймплей: «Space Invaders»
Геймплей: «Space Invaders»

Ну и, казалось бы, обычный автомат, обычная игра, чего я здесь размусоливаю и воду лью. Но именно этот аппарат стал первым, в котором использовался бэкдор.

  • Бэкдор — это намеренное встраивание дефекта, который позволяет получить несанкционированный доступ к данным или удалённое управление операционной системой и компьютером в целом. Такой дефект создаётся разработчиком.

Новая история начинается с Эда Фриза, вице-президента компании Microsoft, который любил игры.

Фотография: «Эд Фриз»
Фотография: «Эд Фриз»

В 2017 году он взял интервью у Рона Милнера, в котором тот сообщил, что встроил в свою игру бэкдор.

«Это была первая и единственная игра, которую я когда-либо программировал, и я думаю, что, возможно, это была одна из первых игр с бэкдором. Я никому не рассказывал об этом, даже людям в Atari, по крайней мере, 30 лет, но у меня там был некоторый код, который, если вы выполняете определенную последовательность действий, говорит: «Привет, Рон!» и дает вам 10 бесплатных жизней».
© Рон Милнер

Это было удивительное заявление, ведь долгое время люди считали, что игра Adventure — самая первая. Однако это утверждение нужно было доказать, а с этим возникли сложности.

К сожалению, Рон не мог вспомнить, какая последовательность используется для активации пасхалки. Он помнил только саму пасхалку и то, как показывал этот трюк своим друзьям, когда работа над ним была завершена. Это было 40 лет назад!

К счастью, Эд Фриз решил проверить и подтвердить её существование.

«Я был немного ошеломлен. Если бы это было правдой, это, безусловно, предшествовало бы самой ранней видеоигре с пасхалкой, о которой я знал».
© Эд Фриз

Сначала он проверил дату выпуска автомата. Затем он открыл сайт, посвящённый Музею аркад, и обнаружил, что автомат был выпущен в 1976 году.

Скриншот с сайта «Музей аркад»
Скриншот с сайта «Музей аркад»

Он был в восторге, ведь это на два года раньше, чем у других претендентов. Однако вскоре радость сменилась сомнениями. Когда он начал изучать руководства и информационные материалы, даты стали меняться.

Информационные материалы об аркадных автоматах
Информационные материалы об аркадных автоматах

По итогу, проверив документ о продаже Atari, он выяснил конечную дату, а именно июль 1977 года, что было всё ещё на год раньше остальных номинантов.

Скриншот из документации с продажей аркадных аппаратов компанией Atari
Скриншот из документации с продажей аркадных аппаратов компанией Atari

На этом он выдохнул и принялся искать саму пасхалку.

Всё, что ему было известно, что Рон добавил запуск сообщения «Привет, Рон!» на экране и давал 10 бесплатных токенов. Значит, надо было просто найти ПЗУ игры и проверить её код.

  • ПЗУ — это термин, который часто используют для обозначения игр, работающих на эмуляторах. ROM расшифровывается как «Read-Only Memory», то есть «память только для чтения». В этом контексте ПЗУ представляет собой копию постоянной памяти игры.

И действительно, при проверке он обнаружил ту самую надпись среди чисел. Оставалось понять, как её активировать.

Скриншот из ПЗУ «Starship 1»
Скриншот из ПЗУ «Starship 1»

Он позвал ещё одного инженера, и они выяснили, что для запуска бэкдора нужно было вставить монетку, одновременно нажав кнопку фазора и кнопку запуска. А затем очень быстро отпустить эти кнопки и нажать на кнопку замедления.

Мем: «Чиво (нецензурное слово)?»
Мем: «Чиво (нецензурное слово)?»

Эд Фриз сразу же заказал настоящий автомат, но пока его доставляли, он решил не терять времени зря и попытался воссоздать пасхальное яйцо в эмуляторе.

Эмулятор игровой приставки «Atari 2600»
Эмулятор игровой приставки «Atari 2600»

Для этого он даже написал свой собственный драйвер, назначив все необходимые клавиши, и у него получилось. Теперь оставалось только дождаться, когда автомат доставят.

В течение следующих нескольких недель я с нетерпением ждал прибытия автомата. Меня одолевали противоречивые чувства. С одной стороны, я боялся, что кто-то другой случайно обнаружит моё открытие сорокалетней давности и опубликует его раньше меня. С другой стороны, я опасался, что, когда это всё же произойдёт, моя работа не вызовет никакого интереса.
© Эд Фриз
Игровой автомат, который доставили в комнату Эда Фриза
Игровой автомат, который доставили в комнату Эда Фриза

Когда автомат прибыл, всё снова накрылось медным тазом. Из-за того, что он уже до этого находился в ремонте, некоторые функции перестали работать, и Эд провёл крайне интересные и пердольные дни в попытке воскресить функционал. Переустановил монетницу, перезакрепил и заменил порванные провода, пошаманил в плате.

Как самый настоящий хикка, отвезя детей в школу и оставшись дома совершенно один, он всё же смог запустить эту злополучную пасхалку.

Кадр из скрытого видео Эда Фриза, на котором можно увидеть надпись «HI RON!»
Кадр из скрытого видео Эда Фриза, на котором можно увидеть надпись «HI RON!»

На данный момент это самая первая зафиксированная пасхалка в видеоиграх. Но аркадный мир тех времён окутан столь большим туманом войны, что это с лёгкостью может измениться.

Буквально в предыдущем году тот же самый Эд Фриз обнаружил первую пасхалку в командной консоли, так что в нашем мире всё может быть.

Видеоверсию статьи можно посмотреть на следующих ресурсах: Ютуб | Дзен | VK Видео | RUTUBE

-18

В моём Telegram-канале вы можете оперативно узнавать о новостях, анонсах новых видео и другой важной информации.