В наше время пасхалки стали самой настоящей обыденностью, существуя практически в каждом информационном медиа. Мало кто придаёт им большое значения, но вот у меня смог произойти заскок.
На днях я ехал в трамвае, и в мою голову влетает мысль о родоначальнике игровых пасхалок. Как самый настоящий хакер открыл Яндекс, задал запрос, и мне выдало игру компании Atari под названием «Adventure».
Разумеется же, я принял это за чистую монету, не полез в иностранный интернет и выбросил мысль из головы!? Ага-ага, конечно!
Доставайте что-нибудь похрумкать и наливайте себе горячий чай, ведь сегодня я разберусь в вопросе: «Какая была самая первая пасхалка в видеоиграх?»
Видеоверсию статьи можно посмотреть на следующих ресурсах: Ютуб | Дзен | VK Видео | RUTUBE
А точно ли игра Adventure 1979 первая?
Как я говорил ранее, первым запросом вылезает игра «Adventure» 1979 года выпуска. История этой игры неразрывно связана с Уорреном Робинеттом.
Мужик пришёл работать в Atari в 1977 году, был соавтором Atari 2600 и принялся за разработку «Adventure». В те времена было заметно сходство с текстовой игрой «Colossal Cave Adventure», впрочем, если верить интервью, то ей он и вдохновлялся:
«Это было напрямую вдохновлено оригинальным текстовым приключением, созданным Доном Вудсом и Уилли Краутером...». «Однако мой начальник в Atari знал, что текстовая игра Adventure требовала сотен килобайт на главном компьютере, тогда как у Atari 2600 было только 4 килобайта ПЗУ, 128 байт ОЗУ и процессор 6502 с тактовой частотой 1 МГц. Поэтому он считал это невозможным и сказал мне не делать этого. И все же я сделал это».
© Уоррен Робинетт
Да, нынешние зумеры и аюмеры могут не подозревать, но в те времена существовали текстовые игры без картинок (а вы на книжки и визуальные новеллы жалуетесь).
Впрочем, кому интересно, кем она там вдохновлялась, по заветам Кармака на разработку ушло не так много времени:
«Я начал это в апреле 1978 года и работал над этим несколько месяцев. Но были некоторые проблемы, которые не были полностью решены…» «…Таким образом, в общей сложности прошло около 1 года».
© Уоррен Робинетт
В чём же заключается смысл пасхалки? В те годы Atari не позволяли разработчикам указывать себя в созданных ими играх.
Уоррен, как самый настоящий бунтарь, решил создать секретную комнату, где просто оставил свой собственный автограф.
Если вам кажется, что где-то уже это видели, то вам не кажется. Упоминание данной пасхалки вы могли видеть в фильме «Первому игроку приготовиться».
Ну, значит, всё? Дело закрыто? А вот и нет!
Обнаружение настоящей первой пасхалки в видеоиграх
Настоящим гигачадом в пасхальных яйцах оказался Рон Милнер. Этот человек отдал компании Atari — 12 лет своей жизни.
Он был соавтором Atari 2600, помогал создавать анимации, проводил разработки и создавал аркадные автоматы. Как раз последние нас и интересуют.
В 1976 году выходит Starship 1, незамысловатая игра от первого лица, где ты летаешь в открытом космосе и уничтожаешь космические корабли.
Главная цель, разумеется, набрать как можно больше очков. Эдакий Space Invaders на максималках (правда, вышел за 2 года до него…).
Ну и, казалось бы, обычный автомат, обычная игра, чего я здесь размусоливаю и воду лью. Но именно этот аппарат стал первым, в котором использовался бэкдор.
- Бэкдор — это намеренное встраивание дефекта, который позволяет получить несанкционированный доступ к данным или удалённое управление операционной системой и компьютером в целом. Такой дефект создаётся разработчиком.
Новая история начинается с Эда Фриза, вице-президента компании Microsoft, который любил игры.
В 2017 году он взял интервью у Рона Милнера, в котором тот сообщил, что встроил в свою игру бэкдор.
«Это была первая и единственная игра, которую я когда-либо программировал, и я думаю, что, возможно, это была одна из первых игр с бэкдором. Я никому не рассказывал об этом, даже людям в Atari, по крайней мере, 30 лет, но у меня там был некоторый код, который, если вы выполняете определенную последовательность действий, говорит: «Привет, Рон!» и дает вам 10 бесплатных жизней».
© Рон Милнер
Это было удивительное заявление, ведь долгое время люди считали, что игра Adventure — самая первая. Однако это утверждение нужно было доказать, а с этим возникли сложности.
К сожалению, Рон не мог вспомнить, какая последовательность используется для активации пасхалки. Он помнил только саму пасхалку и то, как показывал этот трюк своим друзьям, когда работа над ним была завершена. Это было 40 лет назад!
К счастью, Эд Фриз решил проверить и подтвердить её существование.
«Я был немного ошеломлен. Если бы это было правдой, это, безусловно, предшествовало бы самой ранней видеоигре с пасхалкой, о которой я знал».
© Эд Фриз
Сначала он проверил дату выпуска автомата. Затем он открыл сайт, посвящённый Музею аркад, и обнаружил, что автомат был выпущен в 1976 году.
Он был в восторге, ведь это на два года раньше, чем у других претендентов. Однако вскоре радость сменилась сомнениями. Когда он начал изучать руководства и информационные материалы, даты стали меняться.
По итогу, проверив документ о продаже Atari, он выяснил конечную дату, а именно июль 1977 года, что было всё ещё на год раньше остальных номинантов.
На этом он выдохнул и принялся искать саму пасхалку.
Всё, что ему было известно, что Рон добавил запуск сообщения «Привет, Рон!» на экране и давал 10 бесплатных токенов. Значит, надо было просто найти ПЗУ игры и проверить её код.
- ПЗУ — это термин, который часто используют для обозначения игр, работающих на эмуляторах. ROM расшифровывается как «Read-Only Memory», то есть «память только для чтения». В этом контексте ПЗУ представляет собой копию постоянной памяти игры.
И действительно, при проверке он обнаружил ту самую надпись среди чисел. Оставалось понять, как её активировать.
Он позвал ещё одного инженера, и они выяснили, что для запуска бэкдора нужно было вставить монетку, одновременно нажав кнопку фазора и кнопку запуска. А затем очень быстро отпустить эти кнопки и нажать на кнопку замедления.
Эд Фриз сразу же заказал настоящий автомат, но пока его доставляли, он решил не терять времени зря и попытался воссоздать пасхальное яйцо в эмуляторе.
Для этого он даже написал свой собственный драйвер, назначив все необходимые клавиши, и у него получилось. Теперь оставалось только дождаться, когда автомат доставят.
В течение следующих нескольких недель я с нетерпением ждал прибытия автомата. Меня одолевали противоречивые чувства. С одной стороны, я боялся, что кто-то другой случайно обнаружит моё открытие сорокалетней давности и опубликует его раньше меня. С другой стороны, я опасался, что, когда это всё же произойдёт, моя работа не вызовет никакого интереса.
© Эд Фриз
Когда автомат прибыл, всё снова накрылось медным тазом. Из-за того, что он уже до этого находился в ремонте, некоторые функции перестали работать, и Эд провёл крайне интересные и пердольные дни в попытке воскресить функционал. Переустановил монетницу, перезакрепил и заменил порванные провода, пошаманил в плате.
Как самый настоящий хикка, отвезя детей в школу и оставшись дома совершенно один, он всё же смог запустить эту злополучную пасхалку.
На данный момент это самая первая зафиксированная пасхалка в видеоиграх. Но аркадный мир тех времён окутан столь большим туманом войны, что это с лёгкостью может измениться.
Буквально в предыдущем году тот же самый Эд Фриз обнаружил первую пасхалку в командной консоли, так что в нашем мире всё может быть.
Видеоверсию статьи можно посмотреть на следующих ресурсах: Ютуб | Дзен | VK Видео | RUTUBE
В моём Telegram-канале вы можете оперативно узнавать о новостях, анонсах новых видео и другой важной информации.