Найти в Дзене

«КОНТРКУЛЬТУР'А» — ГЛАВНЫЙ РОК-САМИЗДАТ СТРАНЫ

Сегодня Международный день журналиста. Профессия эта считалась одной из древнейших, но за последние годы она практически вымерла. Настоящих «мастеров пера» становится всё меньше, а безграмотных графоманов всё больше. Оттого и грустно…

Хотя относительно недавно был период в истории нашей страны, когда журналистика сама собой обновилась. Во второй половине 1980-х стали появляться самиздатовские журналы. Популярностью они пользовались даже не из-за разнообразия тем, освещаемых в них, а от того что о них писали люди, которые хорошо разбирались в предмете и могли на доступном и легком языке донести суть до читателей. Естественно, что особое место среди таких журналов составляли те, в которых говорилось на темы, которым посвящен это канал: музыка, субкультуры, андеграунд и прочие сопутствующие явления. Обидно, что век таких журналов оказался коротким, хотя, думаю, и сейчас они могли бы существовать и быть интересными. Зато теперь их можно изучать в культурном контексте эпохи, неотъемлемой частью которой они являлись.

И вот в 2017 г. появилось первое такое исследование. Документальный роман «Журнал «КонтрКультур’а». 1989-2002. Опыт креативного саморазрушения». Написали его бывшие авторы и редакторы данного издания Александр С. Волков и Сергей Гурьев. В 2023 г. вышло второе издание книги, существенно расширенное и дополненное. Но у меня есть только первое, потому про него и будем говорить.

-2

Вообще, слово «написали» в предыдущем абзаце не совсем к месту. Правильнее здесь будет термин «составили», потому что 90% книги это оригинальные тексты, опубликованные в своё время в «Контр’е». Авторские же материалы представлен лишь историями о том, как происходил выпуск конкретного номера, которых всего было 13. Плюс в середине 1990-х вышло два номера журнала «Pinoller», ставших одними из лучших в нашей стране воплощениями постмодернистского издания. С одной стороны этот новый журнал издавался в лучших традициях «КонтрКультур’ы», а с другой – стремился расширить её границы ещё дальше, уводя уж совсем за горизонт.

-3

Про журнал «КонтрКультура» принято говорить, что именно благодаря ему страна узнала про такое явление как «Сибирский панк». Да, издание, особенно в первых выпусках уделяло этой теме достаточно много внимания. Многие из тех материалов попали и в книгу. Но ключевым из них оказалось объемное интервью, взятое в 2001 г. Сергеем Жариковым у братьев Летовых. Удивительный пример того, как текст двадцатилетней давности оказался сегодня даже более актуальным, чем в момент своего издания. Причем все ключевые мысли в нём высказал как раз Жариков, «лидер легендарной группы «ДК», маргинальный культурфилосов, арт-провокатор и ментальный трикстер от рок-самиздата», который фактически был движущей силой журнала в момент его возрождения в конце 1990-х.

-4

Это как раз показательный пример того, что большинство авторов этого самиздата не были журналистами. Вернее, не являлись таковыми на момент, когда писали свои материалы в «КонтрКультУр’е». Это потом многие из них станут известными благодаря совсем другим СМИ, а здесь они философы, музыканты, художники, бунтари, да и уж если смотреть правде в глаза: алкоголики и маргиналы. Но именно такая незамутненность и делает их материалы уникальными и интересными.

-5

Вообще статьи в «КонтрКультур’е» были для подготовленного читателя. Эти материалы были не столько о музыке, они были призваны максимально расширить границы мировосприятия, неся в себе, пусть и не всегда очевидные, философские сентенции. Или, наоборот, погружающие в смысл настолько глубоко, что порой сами авторы не могли выйти из того нагромождения мысленных конструкций, которые сами выстраивали. Даже в, казалось бы, стебных текстах всегда можно увидеть несколько уровней восприятия, в каждом материале такое количество отсылок, что невольно ловишь себя на мысли о серьезных пробелах в собственных знаниях.

-6

Взять, к примеру, статью Леонида Афонского «Путем тепла», первоначально опубликованной в «КонтрКультУр’е» №2 в 1990 г. В ней, в полном соответствии с названием журнала, описано зарождение и развитие русской контркультуры. Причем автор начинает её аж с XIX века и так умело сплетает в один клубок царей, философов, писателей, политиков, поэтов, музыкантов и художников, что можно только удивляться, как они могут мирно сосуществовать в пределах одного текста. А если к этому списку добавить персон из прочих статей, то уже может понадобиться библиографический справочник толщиной с саму книгу.

-7

Из таких текстов и состоит эта книга. Каждый из них уникален по-своему. Даже приведенные интервью своеобразны. Но если от Ника Рок-н-ролла или Жанны Агузаровой прямо ждешь чего то за пределами обычного, то Георгий Вицин и Владимир Буковский реально поражают нестандартностью своего мышления. Журнал показывает, что главный фактор, делающий материал качественным и интересным: это полное отсутствие каких-либо ограничений.

-8

Потому вдвойне интересно читать эти материалы, собранные под одной обложкой. Хорошо прослеживается развитие тематики журнала, появление новых тем, концептуальное развитие смыслов. Переходя от статьи к статье, словно бы переживаешь 13 лет существования журнала вместе с его авторами. Будь-то глядишь на конкретные моменты этой эпохи их глазами, постепенно растворяясь в безвременье.

-9

Но главное в них всё-таки то, что каждая из статей проникнута идеей! Со многими из них можно не соглашаться, но важно, что есть в них внутренний смысл. Из этого и складывается определенный концепт, который нужно не просто прочитать, а впитать в себя. Это являлось редкостью в журналах тогда и практически исчезло сегодня! Потому-то, «Контр’а» стояла на голову выше самиздатовских журналов своего времени и превосходила все последующие музыкальные издания. И очень жаль, что сейчас таких журналов больше нет… Безвозвратно ушло время не только нестандартных авторов, но и мыслящих читателей…

-10