Сегодня Международный день журналиста. Профессия эта считалась одной из древнейших, но за последние годы она практически вымерла. Настоящих «мастеров пера» становится всё меньше, а безграмотных графоманов всё больше. Оттого и грустно…
Хотя относительно недавно был период в истории нашей страны, когда журналистика сама собой обновилась. Во второй половине 1980-х стали появляться самиздатовские журналы. Популярностью они пользовались даже не из-за разнообразия тем, освещаемых в них, а от того что о них писали люди, которые хорошо разбирались в предмете и могли на доступном и легком языке донести суть до читателей. Естественно, что особое место среди таких журналов составляли те, в которых говорилось на темы, которым посвящен это канал: музыка, субкультуры, андеграунд и прочие сопутствующие явления. Обидно, что век таких журналов оказался коротким, хотя, думаю, и сейчас они могли бы существовать и быть интересными. Зато теперь их можно изучать в культурном контексте эпохи, неотъемлемой частью которой они являлись.
И вот в 2017 г. появилось первое такое исследование. Документальный роман «Журнал «КонтрКультур’а». 1989-2002. Опыт креативного саморазрушения». Написали его бывшие авторы и редакторы данного издания Александр С. Волков и Сергей Гурьев. В 2023 г. вышло второе издание книги, существенно расширенное и дополненное. Но у меня есть только первое, потому про него и будем говорить.
Вообще, слово «написали» в предыдущем абзаце не совсем к месту. Правильнее здесь будет термин «составили», потому что 90% книги это оригинальные тексты, опубликованные в своё время в «Контр’е». Авторские же материалы представлен лишь историями о том, как происходил выпуск конкретного номера, которых всего было 13. Плюс в середине 1990-х вышло два номера журнала «Pinoller», ставших одними из лучших в нашей стране воплощениями постмодернистского издания. С одной стороны этот новый журнал издавался в лучших традициях «КонтрКультур’ы», а с другой – стремился расширить её границы ещё дальше, уводя уж совсем за горизонт.
Про журнал «КонтрКультура» принято говорить, что именно благодаря ему страна узнала про такое явление как «Сибирский панк». Да, издание, особенно в первых выпусках уделяло этой теме достаточно много внимания. Многие из тех материалов попали и в книгу. Но ключевым из них оказалось объемное интервью, взятое в 2001 г. Сергеем Жариковым у братьев Летовых. Удивительный пример того, как текст двадцатилетней давности оказался сегодня даже более актуальным, чем в момент своего издания. Причем все ключевые мысли в нём высказал как раз Жариков, «лидер легендарной группы «ДК», маргинальный культурфилосов, арт-провокатор и ментальный трикстер от рок-самиздата», который фактически был движущей силой журнала в момент его возрождения в конце 1990-х.
Это как раз показательный пример того, что большинство авторов этого самиздата не были журналистами. Вернее, не являлись таковыми на момент, когда писали свои материалы в «КонтрКультУр’е». Это потом многие из них станут известными благодаря совсем другим СМИ, а здесь они философы, музыканты, художники, бунтари, да и уж если смотреть правде в глаза: алкоголики и маргиналы. Но именно такая незамутненность и делает их материалы уникальными и интересными.
Вообще статьи в «КонтрКультур’е» были для подготовленного читателя. Эти материалы были не столько о музыке, они были призваны максимально расширить границы мировосприятия, неся в себе, пусть и не всегда очевидные, философские сентенции. Или, наоборот, погружающие в смысл настолько глубоко, что порой сами авторы не могли выйти из того нагромождения мысленных конструкций, которые сами выстраивали. Даже в, казалось бы, стебных текстах всегда можно увидеть несколько уровней восприятия, в каждом материале такое количество отсылок, что невольно ловишь себя на мысли о серьезных пробелах в собственных знаниях.
Взять, к примеру, статью Леонида Афонского «Путем тепла», первоначально опубликованной в «КонтрКультУр’е» №2 в 1990 г. В ней, в полном соответствии с названием журнала, описано зарождение и развитие русской контркультуры. Причем автор начинает её аж с XIX века и так умело сплетает в один клубок царей, философов, писателей, политиков, поэтов, музыкантов и художников, что можно только удивляться, как они могут мирно сосуществовать в пределах одного текста. А если к этому списку добавить персон из прочих статей, то уже может понадобиться библиографический справочник толщиной с саму книгу.
Из таких текстов и состоит эта книга. Каждый из них уникален по-своему. Даже приведенные интервью своеобразны. Но если от Ника Рок-н-ролла или Жанны Агузаровой прямо ждешь чего то за пределами обычного, то Георгий Вицин и Владимир Буковский реально поражают нестандартностью своего мышления. Журнал показывает, что главный фактор, делающий материал качественным и интересным: это полное отсутствие каких-либо ограничений.
Потому вдвойне интересно читать эти материалы, собранные под одной обложкой. Хорошо прослеживается развитие тематики журнала, появление новых тем, концептуальное развитие смыслов. Переходя от статьи к статье, словно бы переживаешь 13 лет существования журнала вместе с его авторами. Будь-то глядишь на конкретные моменты этой эпохи их глазами, постепенно растворяясь в безвременье.
Но главное в них всё-таки то, что каждая из статей проникнута идеей! Со многими из них можно не соглашаться, но важно, что есть в них внутренний смысл. Из этого и складывается определенный концепт, который нужно не просто прочитать, а впитать в себя. Это являлось редкостью в журналах тогда и практически исчезло сегодня! Потому-то, «Контр’а» стояла на голову выше самиздатовских журналов своего времени и превосходила все последующие музыкальные издания. И очень жаль, что сейчас таких журналов больше нет… Безвозвратно ушло время не только нестандартных авторов, но и мыслящих читателей…