Могли ли вы когда-нибудь представить себе такую ситуацию, что владелец торгового центра отказывает в аренде розничной компании из-за того, что бренд не соответствует экологическим или этическим требованиям арендодателя? Для Unibail-Rodamco-Westfield (URW), одного из крупнейших в мире игроков рынка коммерческой недвижимости, это реальность завтрашнего дня. Движение за устойчивое развитие перемещается из коридоров власти в переговорные управляющих и девелоперов рынка торговой недвижимости.
По мере роста ожиданий потребителей, связанных с устойчивым развитием, компания URW стремится напрямую взаимодействовать с клиентами с помощью инициатив по сохранению биоразнообразия. Являясь пионером в области развития розничной торговли, URW играет ведущую роль в озеленении территорий и решении общественных проблем, связанных с изменением климата.
Политические изменения в ЕС
Ситуация в Европе меняется. Борьба за экологию и против радикальных изменений климата в это десятилетие, по прежнему остается главным вопросом в повестке правящих элит континента, но недавние выборы в Европарламент немного усилили накал страстей.
Популистские и правые партии добились заметных успехов на выборах в ЕС и во Франции они даже были готовы сместить действующего президента Французской республики накануне Олимпийских игр в Париже, но Макрон пресек - в определенной степени - давление со стороны партии, возглавляемой Марин Ле Пен.
Возможно в будущем политический курс ЕС отойдет от жесткой «зеленой» политики. Но носителями «зеленых» идеалов и главными проводниками УЫП-идеологии на самом деле являются не политики, а лидеры бизнеса. Именно поэтому тема такая медийно заряженная и даже, порой, перегретая.
Давление на URW
На фоне политических изменений парижская компания Unibail-Rodamco-Westfield (URW) – одна из крупнейших в мире торговых групп с интересами в Европе и США – призвала мировую индустрию недвижимости игнорировать возможные политические отступления от экологических, социальных и управленческих (ESG) обязательств в Европе и равняться на копоративный бизнес (то есть на них).
Чтобы подчеркнуть, насколько серьезно компания относится к теме ESG, URW в июне организовала выездное мероприятие для партнеров и топ-менеджеров компании в Великобритании и Европе, в ходе которого были представлены последние отчеты о социальном вкладе корпорации в жизнь городов на примере двух мегамоллов в столице Великобритании - Westfield London и Westfield Stratford City. В ходе конференции было введено такое понятие как совокупная социальная ценность [показатель, который включает созданные рабочие места, услуги для сообществ, экологическую устойчивость и другие измеримые аспекты] и в 2023 году она в одном только Лондоне составила $24,2 миллиона, то есть $12,6 миллионов от Westfield London (White City) и $11,6 миллионов от Westfield Stratford City.
Компания анонсировала широкую совместную программу с арендаторами из секторов розничной торговли, общепита и досуга, которая способствует улучшению показателей ESG во всех торговых центрах и неофициально, правда, дала понять, что может в один прекрасный день отказать потенциальному арендатору торгового центра в открытии, если его практика не будет соответствовать высоким «зеленым» стандартам арендодателя.
Амбиции Net-Zero
Директор по устойчивому развитию группы URW Клеман Жаннин и директор по ресурсам (HR, ESG) Сильван Монткукьоль пояснили аналитическому изданию The Robin Report, в чем суть долгосрочной стратегии компании и почему ESG тема является ключевой для развития и процветания бизнеса.
«Компания рассматривает переход к нулевому уровню энергопотребления (невозобновляемых ресурсов) и приверженность принципам ESG в самом широком смысле», – уверенно говорит месье Монткукьольь. «Именно поэтому мы взяли на себя обязательства по дополнительным капитальным вложениям в размере $25,8 млн в год, направленным на достижение чистого нуля по выбросам, а также еще по $10,3 млн в год будем инвестировать в развертывание выгодных планов по использованию зеленой энергии».
В период с 2024 по 2030 год компания URW планирует вложить 30% CapEx в повышение экологичности и социальной защищенности офисов и торговых центров. Эта цифра не включает в себя государственные гранты или субсидии, к которым компания может получить доступ. Несмотря на опасения, что в результате недавних европейских выборов в той же Франции, к власти могут прийти партии, менее ориентированные на устойчивое развитие, представители компании заявили, что это никак не повлияет на бизнес-цели URW.
«Мы считаем, что нам нужно выходить за рамки государственных требований, потому что мы с арендаторами стремимся следовать принципам устойчивого развития розничной торговли, это нужно нам самим», - резюмировал топ-менеджер.
Подробнее про инициативы компании в сфере ESG можно узнать из презентации Сильвана Монткукьоля на эту тему (Я.Диск, 3.9 Мб)
Оценка «зелёности» брендов
URW разработала систему оценки брендов, которая рассматривает практику каждого ритейлера через призму ESG повестки – причем дело касается не только товаров, но и энергоэффективности магазинов. Скрининговое исследование на первом этапе охватило 2500 магазинов 800 брендов в секторе моды.
«Мы хотим обратить внимание, что это не способ судить как-то ранжировать арендаторов или судить их. Это такой формат диалога, который мы готовы поддерживать», - говорит Жаннин. «Мы начали с моды, так как она является основной категорией, затем будем изучать бренды сегмента «красота и здоровье». Мы также обучили команды по аренде какие вопросы надо задавать арендаторам и как правильно интерпретировать ответы, чтобы дополнять данные исследований информацией из первых рук.
Сейчас такие диалоги и сбор данных направлен на повышение осведомленности компаний друг о друге, но, возможно, в будущем они станут оказывать влияние на развитие отношений. «Кто знает? Возможно, когда-нибудь в будущем мы будем принимать во внимание ситуацию с практикой устойчивого развития у компаний арендаторов и принимать решения входить в партнерские отношения или нет», - отметил руководитель
Социальные ценности
В третьем ежегодном отчете компании URW, подготовленном в партнерстве с британской компанией Social Value Portal, специализирующейся на измерении социальной ценности бизнеса, говорится, что создание рабочих мест в лондонских центрах Westfield принесло в общей сложности $14 млн социального капитала, а социальная ценность портфолио в Великобритании составляет $77,3 млн с 2021 года, когда стали делать измерения и готовить такие отчеты.
URW также продвигает в корпоративной «зеленой» повестке тему биоразнообразия. В ряде стран, включая Великобританию, Францию и Сингапур, разработаны и внедрены новые стандарты, согласно которым все объекты недвижимости должны обеспечивать так называемый «чистый прирост биоразнообразия». Другими словами, на объектах коммерческой недвижимости должно быть больше зеленых насаждений, деревьев и цветов.
«Большую часть работы по переходу на чистый ноль по выбросам нельзя увидеть физически. Но биоразнообразие - это заметный элемент ESG, который дает нам возможность действовать в городских условиях и создавать привлекательные и зеленые пространства, которые благотворно сказываются на самочувствии людей» - добавляет Жаннин о текущем подходе URW.
«Мы внедряем цели по увеличению биоразнообразия в любые новые проекты. Например, Westfield Hamburg-Überseequartier (огромный многофункциональный комплекс, который откроется в начале осени в Германии) был построен на бывшей промышленной территории и ландшафтный дизайн там проработан с особой тщательностью, потому что тщательно проработан особо тщательно, потому что часть прилегающей территории находится в зоне потенциального подтопления из-за близости нового ТРК к порту Гамбурга».
Как именно стратегия по «повышению биооразнообразия» реализуется на практике в том же Гамбурге? На объекте запланированы зеленые террасы на крышах, игровые площадки с насаждениями, вазоны, скверы и лужайки с деревьями, клумбы с многолетними растениями, вертикальные сады и вьющиеся растения у въезда на подземный паркинг. Кроме того, предусмотрены меры по расселению птиц, летучих мышей и беспозвоночных. Коэффициент озеленения нового проекта в 16,1 % равен 10 000 кв.м зеленых насаждений.
ESG - это бизнес
Из подхода компании URW ясно, что ESG - это не только ключевая часть ее обязанностей в области устойчивого развития, а также «зеленая повестка» способна обеспечить интересные перспективы развития недвижимости и устойчивость бизнес-модели торговых центров перед вызовами будущего.