Эта история произошла в мои последние школьные каникулы. Был у меня дружок, Миша, немного разгильдяй, но человек интересный и неординарный, к тому же из интеллигентной семьи. Главным авторитетом для него являлся старший брат, книголюб, библиофил, знаток литературы и как следствие искусство кино ему тоже не было чуждо.
Жили мы тогда в городе Омске и каждое утро с Мишаней переплывали Иртыш, туда и обратно, это так сказать, иллюстрация наших интересов в тот период. Но однажды мой товарищ потащил меня в кино. Я вообще-то был не любитель. Да мне нравились комедии Гайдая, какие-нибудь детективы или героическая движуха, то есть то, что в общем-то всем нравится. Кино было для меня скорее развлечением, так я его воспринимал. Да и кинотеатры я не очень любил, зачем, если есть телевизор. По правде говоря, и кинозалы тогда были не слишком удобные и кресла, и головы впереди сидящих зрителей, и уж, конечно, никого тебе долби звука.
А тут, как оказывается, нужно переться на другой конец город, в какой-то непонятный кинотеатр на мутный фильм со странным названием «Неоконченная пьеса для механического пианино». Омск хоть и крупный город, но с культурной жизнью столиц не сравнить, так что шел он только в одном кинозале, до которого надо было добраться на разных видах транспорта с пересадкой.
Но для Мишки рекомендация старшего брата дорогого стоила. Так что он был настроен решительно ехать. Я же воспринимал идею товарища без энтузиазма, но не бросать же друга в беде. Ну ладно поехали.
Поехали, … ну и посмотрели. Для меня это был культурный шок, я такого просто не ожидал, ни от фильма, ни от себя, то есть от своего восприятия. Мы вышли из кинотеатра одухотворенно офигевшие. Совершенно не помню, чтобы мне что-то или кто-то мешал просмотру. Я погрузился в историю целиком и полностью.
Сначала я даже не понимал, как Михалкову это удалось, и только позже, когда пересмотрел картину несколько раз стал догадываться, что меня больше всего зацепило. Две главные фишки фильма — это неожиданные переходы от драматичного к смешному и темпо ритм. Фильм начинается лениво, неторопливо, вроде как бы нехотя, но затем по мере развития сюжета страсти накаляются и наконец катарсис.
«Неоконченная пьеса…», стала моей первой и самой сильной кинолюбовью. Потом я пересматривал этот фильм бесконечное число раз, иногда просто залипал, если он шел по телевизору, и я на него случайно натыкался. Вроде бы уже все знаю, но не могу оторваться. Думаю, если бы я изначально смотрел его по телевизору, то скорее всего бросил бы в начале. А в кинотеатре особая атмосфера, не сбежишь, опять же, ну и билеты куплены, сиди и смотри.
Кстати, недавно снова пересмотрел этот фильм и мне показалось в этой копии начало обрезанным. Видимо в период клипового мышления, кто-то подкорректировал, решил, что ждать развития событий слишком долго никто не выдержит. Но фильм в этой редакции частично потерял свое очарование.
В то же лето с тем же Мишей, нам посчастливилось посмотреть еще и Андрея Рублева, Тарковского. Тоже брат посоветовал. И опять кинотеатр и опять ощущение, а что так можно было сделать кино?
Вот так изменилось мое отношение к кинематографу, Эти две картины стали началом моей любви к искусству кино. Нравятся фильмы разные и легкомысленные, и серьезные, и даже арт-хаус мне бывает не чужд.
Спасибо тому лету за этот подарок. Пусть я не стал экспертом, но кинематограф существенно добавил красок в мою жизнь.
А какое кино вы любите?