Найти в Дзене
ЧАЙНЫЙ ПАЦАН

Про Уишаньский улун

Уишань – большой горный массив, расположенный на Севере провинции Фуцзянь, который хранит удивительные чудеса природы и памятники истории. Особый вид почвы, образованный в процессе выветривания горных пород, туманы, собирающиеся в расщелинах, и солнечный свет, ограниченный отвесными склонами, создают там совершенно уникальный микроклимат, идеальный для питания и роста чайных кустов. Наилучшим считается чай, выращенный в ущельях на узких полосках земли шириной всего несколько метров. Его называют Чжэн Янь Ча (Настоящий Утёсный Чай). Бань Шань Ча (Наполовину Утёсный) – это чай, растущий в Уи, но не в раcщелинах скал, а на горных плато. Вай Шань Ча (Чай с Внешних Гор) делается на местных чайных фабриках из сырья с чайных кустов, растущих за пределами аутентичной 70-километровой «утёсной» территории.

Прародителем местных разновидностей чайного дерева являются древовидные кустарники агротипа малых цяо-му, высотой до 3 метров, с плотно растущими ветками, кончики которых направлены вверх и в стороны. Листья длинные, овальные, со слегка заостренными и загнутыми вниз кончиками, загибающимися внутрь краями, темно-зеленые и глянцевые. Зелень молодых почек отливает багрянцем и покрыта нежными ворсинками.

Сегодня в горах Уи произрастает более 80 разновидностей чайных растений, молодые побеги которых случат сырьем для одноименных чаев. Древнейшими сортами являются «Сы Да Мин Цун» (Четыре Знаменитых Куста): ДА ХУН ПАО (Большой красный халат), ТЕ ЛО ХАНЬ (Железный Архат), ШУЙ ЦЗИНЬ ГУЙ (Золотая черепаха), БАЙ ЦЗИ ГУАНЬ (Белый петушиный гребень). Иногда к знаменитой четверке добавляют Бань Тянь Яо (Поясница неба), также известный с цинской эпохи. Их на рынке немного из-за того, что в ХХ веке они были вытеснены более продуктивными сортами, среди которых, в первую очередь, У И Жоу Гуй (Корица из У И) и У И Шуй Сянь (Нарцисс из У И), а также Фо Шоу (Рука Будды), Ци Лань (Чудесная орхидея), No.105 (гибрид Шуйсяня и Те Гуанинь) и другие. Два последних – зеленые юнцы, которых вывели современные селекционеры около 20 лет назад.

История уишаньского чая неразрывно связана с местными монастырями. Какие бы изменения не происходили в Поднебесной, монахи переписывали сутры, занимались духовными практиками и делали чай. На стенах «Кумирни Чайного Предка» монастыря Тянь Синь Сы перечислены важнейшие события, начиная с IX века:

801 г. (17-й год правления под девизом «Чжэнь Юань») монах И Сэн у подножья утёса Тянь Синь (Небесного Сердца) построил соломенную хижину и посадил чай.

927 г. (3-й год правления по девизом «Тянь Чэн») настоятель Коу Бин записал: «При помощи чая очищаешь сердце, сердце очистилось – государство очистилось. При помощи Чань успокаиваешь сердце, а когда сердце спокойно – всё кругом спокойно».

1146 г. (16-й год правления под девизом «Шао Син»), учитель Дао Цянь перенял у монахов Юань У Кэ Циня и Да Хуй Цзун Го мудрость фразы: «Чань и чай – одного вкуса» (禅茶一味 «Чань Ча И Вэй») и стал распространять её по горам Уи. Таким образом, он с помощью чайной культуры объединил даосизм, конфуцианство и буддизм. Постепенно соединив качества Прямоты-Чжэнь (正) конфуцианства, Чистоты-Цинь (清) даосов и Изысканности-Я (雅) чайных людей, создал уишаньскую чаньскую чайную культуру под девизом: «Чжэнь, Цинь, Хэ, Я» (正,清,和,雅 «Прямота, Чистота, Единство и Тонкость»).

1385 г. (18-й год под девизом «Хун У»), студент Дин Сянь, направляясь на сдачу императорских экзаменов, получил тепловой удар, а монах из монастыря «Тянь Син Сы» вылечил его чаем. Успешно сдав экзамен, получив высокую должность чжуан юань (которой соответствовал красный халат с драконами), и желая отблагодарить Будду, Дин Сянь пожаловал свой Красный Халат кустам чая. Так появилось название Да Хун Пао (Большой Красный Халат).

1419 г. Монастырь переименован в Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы (Чаньский Монастырь Вечной Радости Небесного Сердца) и весь производимый здесь чай стали называть Да Хун Пао. Впоследствии Да Хун Пао стали именовать «предком десяти тысяч чаёв» и слава о нём разнеслась по всей Поднебесной.

1685 г. (25-й год правления императора «Кан Си») монах Ши Чао Цюань написал «Песню Уишаньского чая», где подробно описана технология его производства.

1855 г. (5-й год правления императора «Сянь Фэн») настоятель монастыря подарил тайваньскому студенту Линь Фэн Чи 36 саженцев утёсных кустов. Так началась история тайваньского чая Дун Дин.

2006 г. При монастыре было создано «Государственное общество изучения культуры чая и Чань Буддизма в Уишани».