Приветствую, друзья! Китайский автопром набирает обороты: всё больше и больше автомобилей из Поднебесной появляется на мировых рынках. Производители из Китая обещают высокое качество по "доступным" ценам. Подготавливая данный материал, я узнал немало интересных фактов, которыми спешу поделиться с вами. Поехали.)
История китайского автопрома берёт своё начало в середине прошлого века. Первые модели были не чем иным, как копиями западных автомобилей. Однако со временем китайские производители начали разрабатывать собственные модели, стремясь составить конкуренцию именитым брендам. Но как известно, развитие не всегда идёт рука об руку с качеством. И китайский автопром не исключение.
По словам многочисленных экспертов, китайские автомобили - это красивая обёртка, привлекательная на первый взгляд, но пока ещё отстающая по качеству. Одна из главных проблем машин из Поднебесной - несоответствие международным стандартам безопасности.
Яркий пример краш-тесты, проведённые авторитетной организацией Euro NCAP в 2019 году. Несколько китайских моделей были подвергнуты испытаниям, и результаты оказались неутешительными. Так, модель Haval H2 получила всего две звезды из пяти возможных. Насколько известно, китайские автомобили не проходят те же краш-тесты, что и их европейские или японские собратья. И это не голословное утверждение - информация взята из открытых источников.
Примеров, подтверждающих этот факт, - великое множество. Взять хотя бы, к примеру, Эмираты, где долгое время самые популярные китайские автомобили попросту не допускали на дороги общего пользования, поскольку они не соответствовали стандартам безопасности.
Ещё одна проблема - это экология. Производители из Китая зачастую не соответствуют всевозможным экологическим нормам. Выбросы от их автомобилей нередко превышают все допустимые значения, что наносит вред окружающей среде и здоровью людей. Причина проста: в погоне за снижением себестоимости китайцы часто используют менее экологичные материалы и технологии. Как результат - растёт экологический след.
Да, сегодня Китай, пожалуй, является крупнейшим производителем автомобилей в мире. И здесь мы сталкиваемся с диалектикой. С одной стороны, китайцы совершили невероятный прорыв, скупив лучшие умы - дизайнеров, разработчиков софта, специалистов по запчастям и т.д. У них есть хороший фундамент. С другой стороны, некоторые модели действительно удивляют. Заглянешь в салон - а там настоящий космический корабль. Всё выглядит здорово, замечательно, просто "вау".
Но стоит копнуть глубже, и понимаешь, что заявленная цена не соответствует реальному качеству. Да, салон вроде бы отделан кожей. Но если разбираться (если человек соображает), то становится ясно: это ненастоящая кожа. Она быстро изнашивается, протирается, салон начинает скрипеть. Пластик подогнан не идеально, покраска оставляет желать лучшего. Возникают вопросы и к механической части, и к программному обеспечению.
В 2021 году разразился настоящий скандал: выяснилось, что зарубежные блогеры с многомиллионной аудиторией получали солидные вознаграждения за хвалебные отзывы о китайских автомобилях. Расследование показало, что более 30% положительных отзывов об автомобилях из Китая были оплачены производителями.
Собственно и наши популярные автоблогеры (не будем называть имён), которые раньше не стеснялись критиковать автомобили и говорить правду, вдруг резко сменили тон и начали петь дифирамбы китайскому автопрому.
Поднебесная стремительно завоёвывает международные рынки. Такие бренды, как BYD, Xpeng и Nio, предлагают инновационные и высокотехнологичные решения. Можно ли их сравнивать с той же Tesla (а это раскрученный бренд, в маркетинг которого вложены безумные деньги), я не могу сказать, что китайцы лучше или хуже. Они другие. С ними как с котом в мешке: запускаешь руку, а что достанешь - 50 на 50, как повезёт.
Кто-то безумно рад, что сменил старую машину на новенького "китайца". А кто-то жалеет и думает, что лучше бы остался на своей старой Audi. Всё это, конечно, дело вкуса.
Хочется верить, что у китайских производителей найдутся грамотные менеджеры, которые возьмут процесс в свои руки и скажут: "Вот так не делай, делай вот так". И тогда, лет через 5-10, мы, возможно, получим крепкий середнячок. Назовём его так. Конечно, китайский автопром никогда не станет Ferrari, BMW или Mercedes. Невозможно за 5-10 лет создать то, что эти бренды создавали десятилетиями.
Компания Li Auto делает ставку на гибридные технологии и предлагает современные опции. Но, несмотря на это, у них есть проблемы с качеством сборки и долговечностью. В 2022 году владельцы Li Auto жаловались на сбои в электронике и проблемы с батареями, что приводило к частым поломкам. Исследования показали, что 30% владельцев Li Auto столкнулись с проблемами в первый же год эксплуатации. Это выше среднего показателя по отрасли.
Xpeng позиционирует себя как премиальный бренд, сфокусированный на электромобилях. Но компания ещё не доказала свою надёжность на международной арене. В 2023 году несколько моделей Xpeng были отозваны из-за проблем с системой управления и батареями. Обратите внимание, ещё несколько лет назад по дорогам ездило большое количество Xpeng P7. Но вдруг в последнее время, все начали продавать эти автомобили. Открываешь объявление о продаже и, как правило, написано - продаю "в связи с переездом")) Что же происходит на самом деле?
У Xpeng P7 серьёзные проблемы с редукторами, с программным обеспечением и, конечно же, с батареями. И это не только у Xpeng, это беда всех электричек. Постепенно они превращаются в кирпич. Китайские товарищи используют один из самых хитрых маркетинговых трюков - создают иллюзию эксклюзивности, предлагая некоторые модели только для внутреннего рынка Китая и якобы, не могут быть экспортированы. Но это старая маркетинговая уловка, известная как "запретный плод сладок".
Эти автомобили с самого начала предназначались для экспорта, просто маркетологи сделали так, чтобы их хотелось купить ещё сильнее. С экспортом этих автомобилей никогда не было проблем. Вы же понимаете, что Li Auto и Xpeng, о которых я сейчас говорю, изначально планировались для продажи за рубежом. Китайские компании часто подделывают отчёты, чтобы соответствовать международным стандартам и получить доступ к зарубежным рынкам.
В 2022 году независимое расследование выявило, что некоторые китайские автопроизводители, такие как BYD и Great Wall, фальсифицировали результаты краш-тестов. Исследование, проведённое в том же году, показало, что более 15% китайских автомобилей, экспортируемых в Европу и страны СНГ, не соответствуют заявленным стандартам безопасности и экологическим нормам.
Естественно найдутся люди, которые всё равно будет доказывать, что китайские автомобили - лучшие. Я не раз встречал высказывания: "Подождите 5-10 лет, и китайский автопром будет впереди планеты всей". Возможно. Но 5-10 лет ещё не прошло, и то, что мы видим сегодня - китайские автомобили, — это полный хлам в красивой упаковке.
Но на красивой обёртке далеко не уедешь. Китайский автопром - сложное и многогранное явление. С одной стороны, он предлагает доступные и современные автомобили, но с другой - часто жертвует качеством и безопасностью ради низкой цены. Выбор за вами.
Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях