Длинный, древний, подвижный. В прямом смысле: сдвинуть землю на 2,5 метра одной левой – плевое дело! Такие характеристики отлично описывают стык двух тектонических плит, проходящий аккурат вдоль береговой линии Калифорнии, где проживают миллионы людей.
Разлом Сан-Андреас стал известен миру благодаря одноименному затрапезному фильму. Я избавлю себя от повторного просмотра. Если не ошибаюсь, там активизируется разлом, случается сильное землетрясение, храбрый герой всех спасает, танцуют.
Соль в том, что такой сценарий – если отбросить преувеличения и апокалиптическую мишуру – вполне реален. Калифорнийские мегаполисы, простые рабочие городки и курорты для богатеньких стоят на активном разломе, которому навскидку 30 млн лет. Доисторическое образование может создавать и успешно создает мощнейшие землетрясения. А исследования, помноженные на статистические данные, показывают: на очереди у Сан-Андреаса стоит Лос-Анджелес с его почти 4 миллионами жителей.
Что представляет собой разлом Сан-Андреас
Под разломом, в недрах Земли, спорят друг с другом 2 большие тектонические плиты. Тихоокеанская – спешит здесь на северо-запад со скоростью 5-10 см/год. Северо-Американской – тоже срочно надо на юго-запад (1,5-2,5 см/год), поэтому происходит стычка.
Этот спор выливается в движение поверхности земли вдоль разлома (2-3,5 см/год), а сам разлом – становится причиной регулярных землетрясений. В том числе и мощных, разрушительных, стирающих города.
Как, например, случилось в Сан-Франциско в 1906. Правда, справедливости ради, большую часть ущерба тогда нанесло не само землетрясение магнитудой 7,9, а вызванные им пожары.
Уже через пару дней профессору Эндрю Лоусону (канадский шотландец, в итоге переехавший в Калифорнию) принесли бумаги: рассказы местных жителей и фотографии. Все они свидетельствовали, что после толчков земля «поехала» даже за сотню километров от разлома.
– Ты этот разлом открыл – ты с этой штукой и разбирайся! – примерно так сказало Эндрю начальство.
Эндрю Лоусон открыл часть Сан-Андреаса за 9 лет до землетрясения, еще в 1895 году. В его докладе речь шла о небольшом участке в Северной Калифорнии рядышком с Сан-Франциско. О долине Сан-Андреас с одноименным озером, которое находится в прямом смысле в тектоническом разломе. Кстати, как и наш Байкал.
И вот спустя 9 лет Эндрю, как человека, детально исследовавшего этот район, отправили разбираться с причиной землетрясения в Сан-Франциско. Когда он нанес на карту найденные смещения грунта вроде разорванных дорог и фермерских заборов, оказалось: все они шли вдоль разлома. Значит, земля здесь движется.
Одна подвижка грунта в районе Пойнт-Рейес (к северу от Сан-Франциско) чего стоит: 6,1 метра. В оригинале – отчете Лоусона, забегавшегося по всей округе, – звучит цифра 20 футов.
На том и порешали: именно движение тектонических назначили виновником землетрясения. Такая новость взбудоражила общественность, узнавшую, что у них, оказывается, из-под ног уходит земля; поэтому быстренько организовали плотное исследование.
Все оказалось еще куда хуже, чем думали: «разлом Сан-Андреас» был в разы длиннее, чем предполагалось. Он простирается на длину около 1 300 км до Южной Калифорнии.
Условно Сан-Андреас делится на 3 участка, отличающихся по поведению. Это важно, чтобы понять, почему незавидная сейсмическая участь уготована именно Лос-Анджелесу.
Самый интересный и безопасный участок здесь – центральный. На большей его части плиты проскальзывают, не цепляя друг друга. Здесь нет видимых и тем более мощных землетрясений.
Зато есть явление «асейсмическая ползучесть»: грунт стабильно двигается без подземных толчков. Тихонько ползет вслед за плитой, куда ей надо.
Совсем другое дело – Северный и Южный сегменты Сан-Андреаса.
Здесь тоже есть 2 типа поведения разлома:
«Погремушка»: постоянно трясет роями мелких, ощутимых только приборами землетрясений магнитудой 2-3. Здесь разлом проходит по хрупким породам вроде полевого шпата, поэтому движению плит ничего особо не мешает; и Земля – не мешает людям.
«Замочный». Здесь обе стороны сложены из твердых пород и относительно крепко сцеплены друг с другом. Плиты глубоко внизу – движутся, грунт – нет, напряжение – растет. Когда давление под землей накапливается до критической отметки, происходит большой «Ба-ба-думс!» с разрушительным землетрясением. А потом – десятилетия затишья. Пока разлом не накопит силу, способную сдвинуть поверхность земли, заново…
Например, по статистике землетрясения магнитудой 6 и выше в районе Паркфилда случаются 1 раз в 22 года (в среднем по больнице). Мощный сейсмический толчок ожидали в 1993 году, но пауза затянулась аж до 2004 года. И это было объяснено: подсчеты подтвердили гипотезу, что на сейсмическую активность южного сегмента разлома влияет… уровень в крупном озере Солтон-Си.
Когда оно полноводно, то давление на разлом увеличивается в 2 раза, и землетрясение случается раньше. А в 90-ые, когда ждали сильное землетрясение, Солтон-Си почти пересохло.
Это к тому, что на активность разлома Сан-Андреас влияет длинный список факторов. И, скорее всего, нам известна только их малая часть. Но то, что известно, говорит: Лос-Анджелесу приготовиться!
Что не так с Лос-Анджелесом
В 1974 году 2 астронома решили оригинально популяризировать науку и попутно заработать, выпустив книгу-бестселлер, рассказывающую, что «парад планет» в грядущем 1982 году активирует разлом Сан-Андреас и Лос-Анджелеса не станет. Это обогатило писателей и обрушило цены на недвижимость в Лос-Анджелесе по мере приближения к назначенной дате.
С астрономами все понятно. Но почему к этому городу прицепились и сейсмологи?
Южный сегмент разлома Сан-Андреас обхватывает Лос-Анджелес петлей. И крупного землетрясения здесь не было с 1680 года. Получается, больше 300 лет: везде громыхнуло, а здесь – относительная тишина, которая бывает перед бурей.
Исследование, опубликованное еще в 2006 году, показывает: накопленной энергии в районе Лос-Анджелеса уже достаточно, чтобы вызвать землетрясение магнитудой 7 и выше. Вопроса, произойдет оно или нет – не стоит. Оно не может не произойти, потому что плиты движутся без остановки. А вот когда – другой вопрос.
Каждый день в разломе Сан-Андреас происходят небольшие землетрясения. Впрочем, как и вокруг любого другого активного тектонического разлома.
И, раз уж мы заговорили про другие разломы. На севере наш герой соединяется с другой нехорошей штукой: Каскадией.
Это зона, где плита-доминант прижимает сверху другую плиту, которая, не выдержав конкуренции, отправляется прямиком в мантию Земли. Потенциал Каскадии куда серьезнее, чем у Сан-Андреаса: она способна на землетрясения магнитудой 9 и цунами 30 метров. И есть все основания полагать, что именно Каскадия может «пошевелить» и даже «разорвать» Сан-Андреас.
В тот самый момент, когда на калифорнийском побережье «ничего не будет предвещать».