Учебная/школьная мотивация – это сильное желание ребёнка учиться, подкрепляемое трудолюбием и упорством. Но иногда даже такому стремлению к знаниям могут помешать обстоятельства, с которыми школьнику самостоятельно (в силу возраста) справиться не удаётся. В данном случае как раз необходима помощь опытных людей – родителей, способных создать специальные условия для сохранения его учебной мотивации.
Причины ухудшения учебной мотивации
1. Родители отдают ребёнка в школу слишком рано. Иногда может казаться, что, если дошкольнику уже исполнилось 6,5 лет и он много знает, то ему пора учиться. Однако стоит помнить, что не только развитый интеллект – это признак готовности пойти в школу. Не менее важно физически и психологически «дозреть» до неё. У ребёнка как раз в этот период (с 6 до 7 лет) происходит кризис перехода от игровой деятельности к учебной. Представьте, всё в ребёнке перестраивается (ему и так трудно!), а тут ещё дополнительный стресс – школа (новое место с новыми правилами, к которому тоже нужно приспособиться). Как следствие, у ребёнка могут возникнуть сложности с адаптацией к школьной жизни. Он начнёт быстро уставать и скучать на уроках, а до сих пор формирующаяся мелкая моторика не позволит ему так же успешно справляться с письменными заданиями, как другим детям.
Достаточно часто усиленные занятия в дошкольный период вместо интересных развивающих игр, а также игр на улице с другими ребятами могут приводить к появлению у ребёнка в будущем стойкого отвращения к учёбе. Это происходит потому, что родители пытаются ускорить процесс его развития, противореча самой природе. Вынуждая ребёнка буквально «перепрыгивать» через несколько ступеней разом, они просто не догадываются, насколько важен каждый этап его развития. К примеру, в играх с другими детьми он осваивает различные роли и проигрывает многочисленные ситуации из взрослой жизни, «копируя» примеры поведения окружающих. А это в свою очередь поможет ему потом легче социализироваться (освоиться и подружиться с остальными ребятами) в школе.
2. Отсутствие режима дня. Если родители не приучили дошкольника к чёткому распорядку дня (в какое время он трудится, отдыхает, кушает, спит и т. д.), с дисциплиной в школе у него могут возникнуть сложности. Ребёнку достаточно трудно будет выполнять требования учителя, соблюдать школьные нормы и правила поведения, ведь ранее он не делал ничего подобного.
3. «Трудные» отношения между членами семьи. В такой домашней атмосфере у ребёнка сильно ухудшается эмоциональное самочувствие, т. к. он находится в постоянном стрессе. Эдакая «боевая готовность» к тому, что на этот раз подкинут ему в качестве «испытания» мама и папа. Как вы понимаете, в данном состоянии школьник не может получать удовольствие от учёбы, рассчитывать на хорошие оценки, по-настоящему радоваться своим успехам. А значит и школьная мотивация сильно снижается.
4. У взрослых нет единых требований к ребёнку. «Когда в семье согласья нет...»: мама требует от ребёнка одно, папа другое, бабушка третье и т. д. – сына/дочь буквально «разрывают на части». В итоге ребёнок просто не знает, как ему поступить, чтобы всем разом угодить. Для «выживания» в таких условиях он рано учится хитрить и манипулировать своими близкими. Со временем у него развивается умение вынуждать родных подстраиваться под все его капризы и прихоти. Сам же он старается находить возможности отказаться от выполнения домашних заданий и просьб близких, которые постоянно противоречат друг другу. К примеру, может притвориться больным, чтобы пропустить уроки, или обвинить в своих проблемах учителя/других учеников, мастерски «уходя» от ответа за собственные промахи. Такое поведение точно не способствует развитию школьной мотивации.
5. Завышенные требования к ребёнку. Родители не всегда принимают во внимание возрастные и индивидуальные особенности школьника, думая, что он просто ленится или «на зло» не хочет учиться. В то время как у него бывают и реальные причины, к которым хоть иногда всё же стоит прислушиваться. К примеру, плохое самочувствие, усталость и т. д. Одним словом, ребёнок тоже может иметь схожие со взрослыми проблемы без какой-либо лжи и притворства. Однако недоверие к чувствам ребёнка иногда приводит к тому, что он не дополучает от родителей те части повышенного внимания, заботы и любви, которые ему в тот момент были особенно необходимы (по каким-то его личным причинам). И если таких моментов накопится значительное количество «в списке» ребёнка, он начнёт потихоньку разочаровываться во взаимоотношениях со взрослыми. А это в свою очередь может привести и к снижению школьной мотивации («Какой смысл в учёбе, если маме и папе всё равно на меня плевать?»).
6. Обман, угрозы и физические наказания. В тех семьях, где в виде наказания используются различные формы насилия (от физического до эмоционального), у детей частым явлением становится задержка психического развития. Для неё характерны такие признаки: память ослабевает, внимание рассеивается, словарный запас оскудевает, привыкание к школе (адаптация) ухудшается. Плюс ко всему насилие в семье является серьёзной «инструкцией» на будущее: что конкретно ребёнку стоит делать/как себя вести в его дальнейшей жизни. А т. к. других примеров в детстве у него перед глазами может и не оказаться, следовательно, именно с этим «сценарием» он продолжит свой путь.
Если к данным особенностям «воспитания» добавляется ещё и обман со стороны близких, то о школьной мотивации можно совсем не упоминать. Проблема в том, что, когда родители, к примеру, что-то обещают ребёнку, а потом «забывают» выполнить, он обычно это хорошо подмечает (пусть даже и молча). И через некоторое время сам начинает «талантливо копировать» такое «удобное» для себя поведение взрослых, обманывая окружающих точно так же.
7. Ребёнок просто «обязан» воплотить несбывшиеся мечты родителей. Порой взрослые, так и не претворив в жизни свои детские мечты, потом обременяют ими своего ребёнка, не задаваясь вопросом, а надо ли это вообще ему? Например, хотят видеть в нём отличника, талантливого музыканта, лидера класса и т. д. И начинают ему это активно навязывать, тогда как у ребёнка могут быть совсем другие «планы на жизнь». Различия во взглядах и желаниях родителей и детей, а также неоправданное давление со стороны первых никак не повышает учебную мотивацию у последних – скорее наоборот, может в итоге уничтожить полностью.
8. Сравнение ребёнка с другими детьми, высмеивание его неудач. Если школьник дома постоянно слышит от близких людей следующие унижающие фразы: «Двоечник несчастный!» (из-за плохих оценок), «Пишешь, как курица лапой!» (непонятный почерк или много зачёркиваний), «Уснёшь тут, пока ты дочитаешь до конца!..» (медленный темп работы). Или сравнения по типу: «Вот другие дети/Катя, Таня, Коля…/ молодцы, а ты хуже некуда!..» – высокой учебной мотивации от него точно ждать не стоит. Она вырастает только на чутком отношении родителей к школьным проблемам ребёнка и уважении его как личности.
9. «Программирование» (настраивание) ребёнка на неуспех. Это происходит тогда, когда ему постоянно говорят, что из него не выйдет ничего хорошего. К примеру, ребёнок якобы может рассчитывать только на статус дворника или уборщицы, если не будет «нормально» учиться. Подобные слова (особенно то, как именно они сказаны) «программируют» ребёнка на неуспех, приводя к занижению его самооценки, из-за чего даже при малейших неудачах он начинает опускать руки. И какой смысл к чему-то стремиться, всё равно родители «уже знают» и «уверенно пророчат», кем он станет в будущем. А для вышеназванных профессий с мотивацией к учёбе можно и не напрягаться особо.
Наоборот, ребёнку стоит объяснять, что в таких видах деятельности, как дворник или уборщица, нет ничего постыдного: «Все профессии нужны, все профессии важны». «Подвох» в том, что люди, которые наводят чистоту в организациях или на улице, иногда чувствуют себя даже более свободными внутренне (меньше испытывают стресс) и зарабатывают больше, чем те, кто стремился во всём быть лучшим.
10. Непосещение детского сада (как отдельная проблема). Когда ребёнку не хватает в детстве общения со сверстниками, он не учится решать конфликты, контролировать себя в общении с остальными детьми и в то же время действовать естественно при взаимодействии с ними. Без этого всего он становится скованным в движениях и действиях, иногда даже боится лишний раз пошевелиться или что-то сказать (со стороны может быть похож на робота или статую). Либо, наоборот, не обращая внимания на желания других детей, делает только то, что нравится ему, а все остальные должны подстраиваться. Обе эти крайности ухудшают учебную мотивацию ребёнка, т. к. мешают ему вовремя включаться в активную работу класса и естественно заводить друзей.
Как повысить учебную мотивацию ребёнка
1. Распорядок дня. Желание родителей загрузить ребёнка как можно большим количество полезных занятий, чтобы он не «прохлаждался» без дела ни минуты, – иногда переходит все разумные границы. Для школьника значим именно грамотный (с т. з. сохранения его здоровья и мотивации к учёбе) распорядок дня, когда школьные нагрузки чередуются с отдыхом в виде хобби, игр и прогулок. Особенно важен этот подход для младшего школьного возраста, т. к. дети ещё не умеют планировать свой «рабочий» день самостоятельно. И именно взрослые могут помочь в этом деле лучше всего, вовремя подсказав, как правильно распределять время, какие уроки выполнять первыми, как совмещать отдых и домашние задания.
2. Станьте примером для подражания ребёнку. Порой можно заметить, что школьник лишь к одному предмету испытывает какое-то неприятие. И это может быть любой урок, начиная от русского языка и заканчивая музыкой. Чтобы решить данную проблему, попробуйте стать для ребёнка положительным примером в данном вопросе. Например: если он не особо любит читать, стоит начать самим почаще это делать, и лучше вслух. А ещё подойдут семейные чтения, вечера с загадками, конкурсы стихов с интересными призами… Главное – включить фантазию.
Дети во многом «копируют» взрослых. Если родители постоянно читают книги, продолжают учиться даже во взрослой жизни, интересуются культурными мероприятиями и уделяют время своим хобби, ребёнок тоже будет стремиться к этому сам. Незачем напрягаться и думать, как улучшить мотивацию школьника к учёбе, если всё свободное от работы время родители сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору.
3. Разделяйте интересы и увлечения ребёнка, осторожно направляйте его. Не навязывайте ему то, что нравится делать именно вам, – дайте ему возможность заниматься своим хобби. Помогите ребёнку открывать собственные скрытые таланты или развивать уже имеющиеся. Так у него появится шанс на свободный выбор увлечений.
Более того, когда родители знают, что конкретно нравится их ребёнку, они могут поддержать его в этом вопросе. Если, допустим, будут совместными усилиями помогать открывать что-то новое по данной теме. Очень многое зависит именно от внимательности родителей, которые способны вовремя через увлечённость чем-то ребёнка привить ему любовь к отдельным школьным предметам. Например: интерес к животным может послужить основой для любви к урокам природоведения, артистичность – к литературе (чтение по ролям), хорошая логика – к математике, и т. п.
4. Пусть общение со сверстниками станет полезным. Родителям стоит почаще интересоваться, с какими детьми их ребёнок общается и дружит. Это позволит вовремя помочь ему подобрать то окружение, которое разделит с ним его увлечения в кружках и секциях. Только в такой среде ребёнок будет стараться тянуться за остальными ребятами как в учёбе, так и в спорте, а также в других своих занятия.
5. Интересуйтесь не оценками, а тем, что нового ребёнок узнал в школе. Любые оценки не всегда показатель настоящих знаний, иногда они могут быть просто формальностью: осваивая определённый перечень умений по школьной программе – имеешь такую-то отметку. В связи с этим стоит почаще обсуждать вместе с ребёнком то, что происходило в школе, с какими интересными моментами он столкнулся на уроках. А потом объяснять, как можно применить полученные на занятиях знания в реальной жизни.
Ребёнок не обязан быть круглым отличником – он имеет право на ошибку, как и любой человек. Важно знать, что получать плохие оценки тоже полезно и даже необходимо для своего жизненного опыта. Это поможет ребёнку научиться «держать удар» по жизни и не опускать руки в трудных ситуациях.
Однако если школьник сам расстраивается из-за плохих отметок, постарайтесь его поддержать, объяснив, что вы на его стороне независимо от того, что он получил за урок. В первую очередь вам стоит быть ребёнку надёжным тылом и соратником, тогда он почувствует себя в безопасности, что автоматически повысит его мотивацию к учёбе.
6. Откажитесь от сравнений. Ничто так не ухудшает учебную мотивацию, как сравнение ребёнка с другими детьми. Любящие родители принимают его таким, какой он есть (со всеми достоинствами и недостатками). Они полностью берут ответственность на себя, честно признаваясь: недостатки ребёнка могут быть пробелами в их собственном воспитании.
Постарайтесь воспринимать ребёнка как личность и живого человека, а не «приложение» к школьному дневнику: почаще интересуйтесь не только оценками, а его настроением, удовлетворённостью от общения с друзьями и тем, что вообще интересного происходит в его жизни. По поводу успехов или неудач школьника в учёбе лучше контактируйте с учителем – он позволит вам посмотреть на достижения ребёнка с более профессиональной точки зрения и подсказать что-то полезное.
7. Помогите ребёнку научиться получать удовольствие от собственных побед. В этом деле вам потребуется умение открыто выражать свои позитивные эмоции. Когда у школьника что-то получается (даже не такое значительное, на ваш взрослый взгляд, но очень важное для него самого) – порадуйтесь вместе с ним. Разделите удовлетворение на двоих/троих от найденного им необычного решения какой-то задачи, искренне удивитесь возникшей у него хорошей идее, станьте другом и помогите справиться с тем, что ему ещё не по силам. Такая поддержка улучшит его учебную мотивацию и сплотит ваши взаимоотношения. И самое главное – без критики в эти моменты!
8. Искренне хвалите и поощряйте ребёнка за хорошую учёбу. Поверьте, это очень сильно будет его мотивировать. Однако лучше заранее договориться, как вы станете поощрять его успехи. Дело в том, что есть семьи, где нормой является материальное вознаграждение. Однако не стоит слишком сильно полагаться на этот метод. Придёт время, когда ребёнок захочет «продать» вам результаты своего труда повыгоднее для себя, т. к. у него быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, с помощью хороших оценок. В будущем он может начать требовать дорогое вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены лишь на презенты, а не на хорошую учебу.
Более ценным поощрением является позитивное общение с родителями через семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (например, в цирк, театр, аквапарк и др.), через совместное участие в спортивных соревнованиях. Выбор поощрений зависит от увлечений ребёнка. Совместите приятное с полезным, и тогда уже вся семья получит удовольствие.
9. Ориентируйте ребёнка на радость от самих занятий. Очень часто школьника уверяют в том, что успех – это самое важное в жизни. Неудивительно, что в будущем такие ребята превращаются в людей, полностью сосредоточенных на достижениях и деньгах. Многие из них постепенно «забывают» про собственные мечты и те детские увлечения, которые приносили им настоящее удовольствие и которые нисколько не мешали заводить настоящих друзей, укреплять отношения с близкими.
Исходя из этой проблемы, намного полезнее призывать ребёнка к тому, чтобы он опирался на свои ощущения, а не на общепринятые мнения. К примеру, старался почувствовать, что именно ему приносит радость в каком-то виде деятельности, а не стремился к похвале и признанию. Если он научится получать удовольствие от того, что делает, тогда в будущем у него будет меньше проблем с поиском себя и своего предназначения в этом мире, а в настоящем – с мотивацией к учёбе.
Минимизируйте стрессы ребёнка. Почаще говорите с ним «по душам». Например, совместно обсуждайте схожие неудачи и страхи. Рассказывайте, как сами справлялись со школьными трудностями. Мудро наставляйте, что неудачи являются неотъемлемой частью жизненного пути ребёнка. Показывайте, чего сами достигли к настоящему времени, когда всё это уже прошли.
Ему действительно важно знать, что вы его всегда готовы выслушать и понять. А ещё такой подход поможет ребёнку гораздо устойчивее относиться к жизненным трудностям и научит его преодолевать их самостоятельно.
СДЕЛАТЬ ВСЁ ЭТО БУДЕТ НЕ ПРОСТО, ПОНИМАЮ… НО ЕСЛИ ВЫ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ПОСТАРАЕТЕСЬ, У ВАС ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ! ПОВЕРЬТЕ, ОНО ТОГО СТОИТ!!!;):):)
Опора на сайты:
https://bann.tyumenschool.ru/?section_id=114
https://blago-dg.ru/motivaciya-k-obucheniyu/