Найти в Дзене
Around Art

Малоизвестный театр в эскизах костюмов и декораций русских художников

Размышляя о выставке «В свете рампы: художественный дивертисмент в галерее Мамонтовых

Текст: Галина Мумрикова

В арт-пространстве Мамонтовых, что почти напротив Третьяковской галереи, проходит своеобразная выставка, на которой во главе угла стоит Его Величество Театр. На картинах знаменитых художников самые разнообразные атрибуты театральной жизни – эскизы и костюмы к спектаклям, закулисье, портреты, цветы – здесь всё буквально дышит действом, сценой, музыкой, словами так, что сам невольно как бы становишься участником. Выставочное пространство полностью закрыто от улицы, и потому происходит такое фантастическое погружение в театр и во все, что с ним связано. В основном здесь собраны работы художников Серебряного века, а в целом экспозиция охватывает период длиной полвека.

Афиша к выставке
Афиша к выставке
Мстислав Добужинский. Эскиз
Мстислав Добужинский. Эскиз

О многих постановках, которые здесь упоминаются, мы даже не слышали – они остались уделом узкого круга искусствоведов, другие, напротив, у всех на слуху. Что касается художников, здесь представленных, то это буквально созвездие именитых – Александр Бенуа, Константин Коровин, Лев Бакст, Мстислав Добужинский, Иван Билибин, Михаил Нестеров, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Кузьма Петров-Водкин, Наталия Гончарова, Сергей Судейкин и другие… Всего 26 художников. Они писали эскизы к 29 спектаклям. Действительно дивертисмент. Ведь это слово в переводе с французского divertissement и означает «развлечение, увеселение, ряд концертных номеров».

Александр Бенуа. Эскиз костюма Психеи для постановки балета "Свадьба Психеи и Амура". 1928. Бумага "Верже", графитный карандаш, тушь, перо, акварель, белила
Александр Бенуа. Эскиз костюма Психеи для постановки балета "Свадьба Психеи и Амура". 1928. Бумага "Верже", графитный карандаш, тушь, перо, акварель, белила
Александр Бенуа. Грот со статуей Дианы в парке. Эскиз декорации к балету "Диана де Пуатье". на муз. Ж.Ибера для группы Иды Рубинштейн. 1933 Бумага серая, тушь, перо, акварель, белила
Александр Бенуа. Грот со статуей Дианы в парке. Эскиз декорации к балету "Диана де Пуатье". на муз. Ж.Ибера для группы Иды Рубинштейн. 1933 Бумага серая, тушь, перо, акварель, белила
Александр Бенуа. Польский шляхтич . Эскиз костюма для оперы М.Мусоргского "Борис Годунов". Антреприза Сергея Дягилева. Премьера состоялась 19 мая 1908 г. в парижском театре Гранд Опера
Александр Бенуа. Польский шляхтич . Эскиз костюма для оперы М.Мусоргского "Борис Годунов". Антреприза Сергея Дягилева. Премьера состоялась 19 мая 1908 г. в парижском театре Гранд Опера

Начнем, пожалуй с Александра Бенуа. Он почти 15 лет сотрудничал с балетной труппой Иды Рубинштейн, которая в определенной степени соперничала с «Русскими сезонами» Дягилева. Балет «Свадьба Психеи и Амура» на музыку Жана Себастьяна Баха поставила Бронислава Нижинская – сестра Вацлава, а Александр Бенуа выступил не только как художник, но и автор либретто. Балет «Диана де Пуатье» в хореографии Михаила Фокина – также детище труппы Иды Рубинштейн. Впервые его показали на сцене Парижской оперы в 1934 году. Интересно, кто же блистал в роли официальной фаворитки короля Генриха II Валуа?

Лев Бакст. Эскиз костюма к спектаклю "Елена Спартанская"
Лев Бакст. Эскиз костюма к спектаклю "Елена Спартанская"

Работал для Иды Рубинштейн и Лев Бакст, который сделал эскизы к трагедии Эмиля Верхарна «Елена Спартанская» на музыку Деода де Северака. Премьера спектакля состоялась в Париже в театре Шатле.

Эскиз Константина Коровина
Эскиз Константина Коровина
Аристарх Лентулов. Шатер. Эскиз задника для постановки "Половецкого пляса" из оперы А.Бородина "Князь Игорь". 1919-1920 гг.
Аристарх Лентулов. Шатер. Эскиз задника для постановки "Половецкого пляса" из оперы А.Бородина "Князь Игорь". 1919-1920 гг.
Михаил Нестеров. Ксения Георгиевна Держинская в роли Ярославны. 1938. Картон, гуашь, графитный карандаш
Михаил Нестеров. Ксения Георгиевна Держинская в роли Ярославны. 1938. Картон, гуашь, графитный карандаш

Но вот уж какой спектакль не был обделен вниманием постановщиков, так это опера А. Бородина «Князь Игорь». Когда после революции в Париже обосновались наши художники, начался и продолжался довольно долго просто-таки «бум» на все русское. Частная Русская опера под руководством певицы Марии Кузнецовой заказала Константину Коровину оформление «Князя Игоря» в 1928 году, а премьера состоялась 27 января 1929 года и прошла с огромным успехом. А неистовые динамичные «Половецкие пляски» – частые «гости» концертных программ на протяжении десятилетий. Так, на выставке есть эскиз задника для плясок работы Аристарха Лентулова, которого в Париже называли футуристом «a la Russe». Известен и портрет солистки Большого театра Ксении Держинской в роли Ярославны работы Нестерова. Нестеров был почитателем таланта примы, писал ее портрет, который его никак не удовлетворил, но ему сполна удалось запечатлеть любимую певицу в образе древнерусской княгини из Бородинского «Князя Игоря».

Николай Ульянов. Шарж
Николай Ульянов. Шарж
Николай Ульянов
Николай Ульянов
Николай Ульянов
Николай Ульянов

Продолжая тему портретов, нельзя не сказать о Николае Ульянове (1875-1949), который у кого только не учился – от Николая Ге до Валентина Серова. Он был замечательным рисовальщиком, портретистом. Когда Всеволод Мейерхольд ставил «Горе уму» по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума», Ульянов был на спектакле художником по костюмам и нарисовал шарж, который ни на одной выставке после ареста Мейерхольда не появлялся. В 1919 году Ульянов участвовал в постановке Аркадия Зонова, друга Веры Комиссаржевской, спектакля «У Дидро». Рисунки из своей графической сюиты он не раз показывал на выставках.

Наталия Гончарова. Портрет дамы с пекинесом (портрет Тамары Карсавиной). Конец 1920-х. Холст, масло.
Наталия Гончарова. Портрет дамы с пекинесом (портрет Тамары Карсавиной). Конец 1920-х. Холст, масло.
Наталия Гончарова. Эскиз костюма императрицы к постановке исторической пьесы Альфреда Савуара "Молодая Екатерина"1931 Тушь, перо, акварель, серебряная краска
Наталия Гончарова. Эскиз костюма императрицы к постановке исторической пьесы Альфреда Савуара "Молодая Екатерина"1931 Тушь, перо, акварель, серебряная краска

Дама с симпатичной собачкой кисти Наталии Гончаровой не кто иная как знаменитая балерина Тамара Карсавина, часто выступавшая с Вацлавом Нижинским. До 1918 года Карсавина жила в России, а данный портрет написан, скорее, в 1929 году. Вообще Карсавину писали и Серов, и Бакст, и Сомов, и Сорин – у всех она получалась красавица, каковой и была в жизни, а у Гончаровой совсем другой образ балерины – образ некой дамы в стиле ар деко. В 1931 году Гончарова сделала эскизы декораций и костюмов для исторической пьесы Альфреда Савуара «Молодая Екатерина» («Petite Catherine»).

Василий Милиоти. Paganini. Largo.Allegro. 1931 Бумага на картоне, акварель
Василий Милиоти. Paganini. Largo.Allegro. 1931 Бумага на картоне, акварель

Акварель Василия Милиоти, написанная в 1931 году, была подарена скрипачу-виртуозу, а также поэту и художнику Анатолию Микули, которого современники называли «наследником Паганини». С 9 лет он гастролировал в Европе и был исполнителем всех произведений Николо Паганини. Василий Милиоти также был впечатлен игрой виртуоза, создав в своей манере символизма некий собирательный образ музыканта. Эта акварель экспонируется на выставке впервые.

Кузьма Петров-Водкин. Эгитаф, искатель Звенящего острова. 1904 Картон, тушь, перо, акварель
Кузьма Петров-Водкин. Эгитаф, искатель Звенящего острова. 1904 Картон, тушь, перо, акварель
Кузьма Петров-Водкин. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Л.Андреева "Черные маски"
Кузьма Петров-Водкин. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Л.Андреева "Черные маски"

Еще одна акварель. Кузьма Петров-Водкин и его персонаж из пьесы «Звенящий остров», которую также написал Петров-Водкин будучи под сильным влиянием Метерлинка. Пьесу так никогда и не поставили, хотя художник переписывал ее, пытаясь что-то изменить, а, может, поискать подходящий финал. Скорее всего, вышедший из-под пера художника рисунок искателя Звенящего острова Эгитафа гораздо лучше искателя литературного. В 1908 году Петров-Водкин создавал декорации для пьесы «Черные маски» Леонида Андреева – одного из самых пессимистичных писателей начала XX века. Неизвестно, состоялась ли премьера, а вот акварельный эскиз, где изображен заколдованный рыцарский замок и где должны бушевать воистину шекспировские страсти, сохранился.

Денисов Василий Иванович. Брянский лес. 1910-е годы. Холст, масло
Денисов Василий Иванович. Брянский лес. 1910-е годы. Холст, масло

Интересна и работа очень популярного в начале XX века, а потом незаслуженно забытого художника Василия Денисова, который изначально был валторнистом и служил в оркестрах, а потом увлекся живописью и занимался ни много ни мало в частных мастерских у Константина Коровина, Валентина Серова, Николая Ульянова. Считается продолжателем символизма Михаила Врубеля, создав после смерти последнего цикл графических композиций по мотивам картины «Демон поверженный». Умер Денисов в нищете в 1922 году в Загорске. Два года назад на выставке «Лики модерна» были показаны работы Василия Денисова.

Сергей Судейкин. Дама с зонтиком. 1913. Картон, графитный карандаш, акварель, белила.
Сергей Судейкин. Дама с зонтиком. 1913. Картон, графитный карандаш, акварель, белила.
Сергей Судейкин. Эскиз декорации к балету "Тщетная предосторожность". 1937
Сергей Судейкин. Эскиз декорации к балету "Тщетная предосторожность". 1937
Сергей Судейкин Куклы 1920-1930 Холст, масло
Сергей Судейкин Куклы 1920-1930 Холст, масло

Родившийся на двадцать лет позже Денисова Сергей Судейкин также был учеником Коровина и Серова. Еще в 1920-м он уехал во Францию, работал сценографом, через два года уже обосновался в Нью-Йорке. Представленный здесь эскиз костюма «Дама с зонтиком» сделан в 1913 году, скорее всего, для комедии своего друга Михаила Кузмина, показанной потом в салоне Носовой. Но вот – «Куклы». Семья – большие и маленькая. Даже не скажешь, что куклы, потому что уставшие и грустные, вызывающие какую-то непонятную щемящую боль. Мы, живые, настоящие, чувствуем их, ибо они – отражение нашего прошлого, а, может, и будущего…

Иван Билибин. Сказочная композиция. 1930-е годы. Фанера, смешанная техника
Иван Билибин. Сказочная композиция. 1930-е годы. Фанера, смешанная техника

Имя Ивана Билибина и вовсе знакомо каждому русскому человеку. «Сказочная композиция» с характерным билибинском почерком выполнена на куске фанеры. Над пушкинской «Сказкой о царе Салтане» художник работал больше тридцати лет, а в этой композиции налицо его излюбленные крымские стилизованные мотивы, узнаваемые всеми.

Мстислав Добужинский. Эскиз. костюма к постановке спектакля "Анна Английская" 1941
Мстислав Добужинский. Эскиз. костюма к постановке спектакля "Анна Английская" 1941
Мстислав Добужинский. Эскиз к опере "Четыре грубияна" по пьесе Карло Гольдони 1951
Мстислав Добужинский. Эскиз к опере "Четыре грубияна" по пьесе Карло Гольдони 1951

Сценические работы Мстислава Добужинского демонстрировались не раз, но есть эскизы к постановкам, которые в России почти не ставились. Пьесу Эжена Скриба «Анна Английская» мы больше знаем по давнему советскому фильму «Стакан воды». В 1941 году Добужинский очень детально разработал костюмы для постановки Гилберта Миллера, которая шла в Нью-Йорке, придав им некую поэтичность, даже чувственность.

Мстислав Добужинский Эскизы женских костюмов к опере Берга "Воццек" 1952. Постановка Ф.Ф.Комиссаржевского
Мстислав Добужинский Эскизы женских костюмов к опере Берга "Воццек" 1952. Постановка Ф.Ф.Комиссаржевского
Мстислав Добужинский. Эскиз декорации к опере П.Чайковского "Пиковая дама". Каунасский оперный театр. 1935. Картон, гуашь
Мстислав Добужинский. Эскиз декорации к опере П.Чайковского "Пиковая дама". Каунасский оперный театр. 1935. Картон, гуашь

Жаль, что опера-буфф «Четыре грубияна» по пьесе Карло Гольдони – одна из лучших комических опер Вольфа-Феррари с ее элементами венецианского карнавала, переодеваниями, у нас давно не идет. Ее премьера состоялась еще в 1904 году, а в России она последний раз ставилась в 1956 году в Перми. Добужинский же делал эскизы костюмов для постановки в США на сцене «Нью-Йорк Сити опера». Готовил Добужинский и эскизы костюмов для оперы австрийского композитора Альбана Берга «Воццек» (одна из лучших опер венской школы). Это была последняя постановка Федора Комиссаржевского в Америке и также одна из последних работ Добужинского в опере. Да, а какой замечательный эскиз декорации к «Пиковой даме», подготовленный для Каунасского оперного театра.

Михаил Ларионов. За кулисами. Конец 1890-х-первая четверть XX века. Холст на картоне
Михаил Ларионов. За кулисами. Конец 1890-х-первая четверть XX века. Холст на картоне

И, наконец, что ж там происходит за кулисами? У Михаила Ларионова почти ничего не происходит. Артисты готовятся к выходу на сцену – и все.

Константин Горбатов. Сирень. 1921. Холст, масло
Константин Горбатов. Сирень. 1921. Холст, масло
Константин Терешкович. Букет цветов в вазе. Середина -конец 1920-х годов,  1920-х Холст, масло
Константин Терешкович. Букет цветов в вазе. Середина -конец 1920-х годов, 1920-х Холст, масло

И натюрморты с цветами здесь, на выставке, тоже не случайны, потому что цветы – это всегда праздник, большой ли, маленький. Цветы – всегда красота. А еще благодарность. Артистам. Всем, кто причастен к театру. Всем, кто в нем служит. Всем, кто наделен этим уникальным даром – служить театру.

#выставки#В свете рампы: художественный дивертисмент в галерее Мамонтовых#изобразительное искусство#галерея Мамонтовых#сценография#