Найти в Дзене
Продажи - это просто

Эмоциональная компетентность руководителя

Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект

Для успеха в бизнесе одних мозгов мало

Профессор Дэвид Макллелонд (Гарвард) еще в 1973 году написал труд «Testing for Competence Rather than Intelligence», и ему удалось поспорить на интересную тему. Он утверждал, что базовое образование и умственный интеллект мало говорят о том, как человек будет справляться с работой и чего достигнет в карьере. Макллеланд утверждал, что есть другой набор, который определяет, кто может добиться успехов: возможность понять других, способность дисциплинировать себя и инициативность.

Насколько успех в бизнесе зависит от «классического», умственного интеллекта? Разные ученые пришли к разным цифрам, но большинство согласны, что это «не менее 4% и не более 25%» составляющей успеха. Как курьез, одно исследование в Гарварде привело к результату, что зависимости карьерного роста от умственного интеллекта вообще нет, а когда наблюдается, может быть положительной и отрицательной. Так где же недостающие 75% - 96%? Очень много (конечно, не все) зависит от эмоционального интеллекта. Даниэль Големан дал такое краткое определение эмоционального интеллекта: это возможность понять собственные и чужие чувства, и на основе этого мотивировать себя и других, а также использовать в положительном плане контроль над собственными чувствами в наших отношениях с другими. Немного туманно. Мне больше понравилось определение «рамки эмоциональной компетенции».

1. Личная компетентность (определяющая то, как мы «управляем» собой):

Осознание самого себя

- эмоциональное осознание: понять свои чувства и то, как они на
нас влияют

- точная самооценка: знать и понимать свои сильные и слабые
стороны

- уверенность: развитые чувства собственного достоинства и
возможностей

Способность управлять собой

- самоконтроль: не допускать выплеска импульсов и агрессии

- честность: держать высокие стандарты порядочности и
достоинства

- ответственность: всегда понимать, что только Вы должны
отчитываться и отвечать за свои результаты

- возможность приспосабливаться: гибкость во время перемен

- новаторство: чувствовать себя комфортно и открыто подходить
к новым идеям, подходам и информации.

Заинтересованность

- стремление к высшим достижениям: все время поддерживать или
поднимать стандарты, и взять «отлично» как цель

- преданность: близко и страстно воспринимать задачи команды
или компании, участвовать «без остатка»

- инициатива: готовность использовать (и создавать) возможности

- оптимизм: добиваться поставленного, не смотря на трудности, не
падать духом

2. Социальная компетентность (определяет, как строить отношения)

Сочувствие:

- понимать других: «распознавать» чувства и взгляды других и активно интересоваться их заботами.

- развивать других: понимать потребности роста других и улучшать их возможности

- ориентация на предоставление услуг: предугадать, понять и
удовлетворить потребности других

- уважать различные мнения: быть в состоянии извлечь пользу от
того, что мы окружены совершенно разными людьми.

- осознание политической ситуации: понимать, где центры власти,
что группы хотят, как относятся друг к другу.

Социальные навыки

- умение влиять на других: насколько мы в состоянии убеждать

- умение общаться: открыто слушать и четко передавать сообщения

- управлять конфликтами: умение вести переговоры и разрешать
критические ситуации

- лидерство: воодушевлять и вести за собой отдельных людей, либо
группы

- положительно воспринимать перемены: умение инициировать и
управлять процессом перемен

- строим формальные отношения: придать отношениям атрибуты,
которые могут их усилить и упорядочить.

- сотрудничество: работать с другими на пути к достижению общих
целей.

- умение работать в команде: помочь построить синергические отношения и командный дух.

Примеры:

Многие знают про вошедшую в историю фразу Мартина Лютера Кинга младшего, который боролся (и погиб в этой борьбе) против расовой дискриминации в США. Когда он начал речь со слов «мне вчера
приснился сон…», его слова, мысли, чувства и сообщение дошли до
всех, причем они тронули и мозги, и сердце.

Когда Джон Ф. Кеннеди стал президентом США, на церемонии
инаугурации он сказал соотечественникам: «Не спрашивайте, что Ваша
страна может сделать для вас, спросите у себя, что вы можете сделать
для своей страны». Это тоже пример сообщения «от сердца к сердцу».

Когда шутят над президентом Рейганом (он путал Швецию со
Швейцарией, назвал кетчуп самым любимым из овощей - соус из него
прекрасный), я спрашиваю «а что в нем было такого, что его выбрали
два раза?» Наверное, эмоциональный интеллект и есть часть ответа. За
эмоции отвечает более «старая и глубинная» часть мозгов, чем за
умственную деятельность, и потому перевес всегда за эмоциями.

Статистика

Исследования с участием десятков тысяч опрошенных говорят, что
существенной разницы в умственных способностях между менеджером среднего звена и топ менеджером НЕТ.

Заключение: самое интересное, о чем говорят знатоки (Райбак, Големан,
другие), в том, что элементы эмоционального интеллекта подлежат
анализу, объяснению и значительным улучшениям. Если человек -
приверженец теории «я такой, и ничего тут не поделаешь», то его
проблема - подход, а не возможности и обучаемость. Если, напротив,
мы не хотим использовать алиби для оправдания наших слабых сторон,
мы просто со временем можем сделать так, чтобы слабых сторон у нас
будет меньше.

Это очередной рассказ о Маугли продажах.
Хорошей охоты всем нам!