Просто так отставить в сторонку Шекспира было нельзя, и немцы его… попытались использовать
В конце 19 столетия Шекспира в Германии называли «нашим», и пьесы его ставили куда чаще, чем в других странах. Так что, писатель-драматург тогда был центральной культурной опорой страны, поскольку нацисты видели в театре политическое оружие. Геббельс любил говаривать, что, мол, хорошее настроение является инструментом войны и фактором, определяющим военный исход.
Поэтому не вызывает удивления, что в 1934 году в Германии был введен закон о едином театральном праве, и это дало право рейхсминистру контролировать все театры. Но, как бы Геббельс не старался, зритель увидел на сцене Берлинского театра динамичную версию Гамлета. Такая постановка напрочь подорвала принцип гуманизма, который, как считал пропагандист, должен был пронизать пьесу.
Некоторое время спустя режиссер Ю. Фелинг поставил Ричарда III, подорвав тиранию диктатуры режима нацистов. Персонаж Ричард был представлен хромым – это была имитация Геббельса. И костюмы, и декорации были исполнены в том же стиле, который был свойственен войскам SA. И постановка эта стала самой популярной среди служащих Третьего рейха. Конечно же, это было очень неприятно рейхсминистру.
Вскоре стали издаваться новые законы касательно театров, что ограничивало права Геббельса. И все-таки не получилось у них сделать из Шекспира орудие пропаганды. Более того, установить контроль над человеческими мыслями, воображением было тогда еще просто немыслимо.