Излишки или нехватка мощностей на железной дороге? Российская железнодорожная сеть находится под давлением из-за избытка вагонов.
В РЖД утверждают, что на путях общего пользования простаивает около 220 000 лишних вагонов, и хотят принять меры по их сокращению.
В то же время другие перевозчики и участники рынка придерживаются иного мнения — они, напротив, испытывают дефицит вагонов, а предлагаемые меры будут работать в первую очередь на интересы РЖД.
Ситуация с неактивными вагонами, занимающими места на сети РЖД, не нова. Два года назад монополия сообщала о том, что около 150 000 вагонов остаются неактивными, что приводит к «операционному хаосу».
По мере усиления влияния санкций на российскую экономику увеличивается и влияние на подвижной состав. По данным газеты «Коммерсантъ», глава РЖД заявил, что профицит контейнеров растет с 2022 года, и в настоящее время на путях находится 220 000 неактивных вагонов. В то же время он прогнозировал, что к 2035 году их количество может вырасти до 310 000 вагонов.
Для выхода из сложной ситуации глава РЖД предложил три меры:
• Первая направлена на борьбу с перемещением порожних вагонов. Согласно ей, РЖД теперь должны иметь возможность перевозить порожние вагоны между различными терминалами и пунктами. До сих пор компания могла перемещать порожние вагоны только на выходе из портовых терминалов.
• Вторая мера касается процесса регистрации вагонов, который в РЖД хотят ужесточить, введя более строгие требования.
• Третья мера предполагает увеличение платы за использование вагонов, занимающих государственные пути.
Другие участники рынка имеют другое мнение:
• В НХТК заявили, что предлагаемые РЖД меры «не доказывают причинно-следственную связь между действиями грузоотправителей и загруженностью инфраструктуры»
• В СОЖТ отметили, что предлагаемые меры «нарушат баланс интересов в пользу РЖД»
• В СУЭК заявили, что избытка вагонов нет, а есть их дефицит. Отметили там также, что ситуация с полувагонами в России достаточно напряженная — «До 2035 года мы можем столкнуться с дефицитом в 100 000 таких вагонов»
И предложили «профильным министерствам сначала сформировать баланс всего вагонного парка, сделать конкретный вывод о возможном дефиците или профиците, а затем рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативную базу».
А каково ваше мнение? Давайте обсуждать в комментариях!