Наши дети — будущее планеты. От них зависит: сможет ли человечество сохранить природные богатства, восстановить экологию и научиться жить в ладу с природой. Но для того чтобы вырастить поколение людей с развитым экологическим мышлением и ответственным отношением к планете, необходимо уже сейчас учить этому детей.
Что такое экологическое воспитание?
Экологическое мышление — это способность видеть взаимосвязь всего живого в природе, понимать ценность всех живых существ в мире. Человек с развитым экологическим мышлением не станет бездумно потреблять природные ресурсы, ничего не делая для их восстановления.
Экологическое воспитание дошкольника — это формирование у ребенка экологического мышления, любви и бережного отношения к природе.
Как говорить с детьми об экологии? Мягко, спокойно, ненавязчиво. Заинтересовывать, а не заставлять. Говорить не с позиции негатива («Планета погибнет, если мы продолжим мусорить»), а с позиции заботы и любви («Планета — наш дом, и мы хотим, чтобы всем было в нем уютно и хорошо»).
Экологическое мышление и любовь к окружающему миру можно и нужно развивать. Это совсем несложно, а очень интересно и увлекательно!
Чтение книг и просмотр мультиков
Сейчас можно найти много хороших детских книг на тему экологического воспитания: от терапевтических сказок до энциклопедий, которые объяснят дошкольнику, как устроен городской водопровод, где перерабатывают мусор и как происходит круговорот воды в природе.
Полезно читать детям рассказы советских авторов о природе (например, Михаила Пришвина или Виталия Бианки). В их книгах образно и ярко описана русская природа. Можно обратить внимание ребенка на эти описания, порассуждать, какими словами он сам описал бы природу родного города или даже двора.
А еще можно:
- вместе посмотреть документальный фильм о дикой природе, например, BBC или Nat Geo Wild;
- устроить семейный просмотр художественных фильмов о животных — дошкольнику точно понравится история о взрослении мальчика и щенка («Мой пес Скип») или добрый фильм «Пеликан» о дружбе между человеком и птицей;
- включать детям мультики, которые рассказывают об экологии, заботе об окружающей среде;
- слушать аудиокниги и подкасты про живую природу в машине или дома;
- следить за дикой природой в прямом эфире. Благодаря фотоловушкам, появилась возможность понаблюдать за слонами в Южно-Африканской республике, сходить на водопой с антилопами в пустыне Намибии и поплавать с медузами в океанариуме Лонг-Бич.
Познакомить малышей с миром животных помогут обучающие видео «Тема и Рома». Короткие увлекательные рассказы о животных понравятся и малышам, и старшим дошкольникам и расширят кругозор вашего ребенка!
Экологические онлайн-проекты
Сегодня на просторах интернета можно найти немало эко-проектов для детей. Как правило, они содержат простые и интересные уроки, где в игровом формате детям дают знания по ботанике, биологии, географии, зоологии, а также формируют прикладные навыки: завязать узел, прочитать карту, сориентироваться на местности и т.д.
Прогулки и игры на природе
«Мы гуляем каждый день» — скажут родители. Но важно не только быть на природе, но и замечать ее. К сожалению, довольно часто позиция современного человека определяет природную среду как нечто абстрактное, некий фон, который остается незамеченным.
Естественный способ восстановления контакта с природой — наблюдение. Дети владеют им в совершенстве! Они могут долго наблюдать за бабочкой, качающейся на цветке, или за муравьями в муравейнике. Не стоит отвлекать их от этого действа. В эти минуты происходит экологическое, эмоциональное, чувственное и духовное развитие маленького человека!
А еще на природе можно играть в игры! Например, ребенку можно предложить сыграть в «Угадай-ку»:
Заранее приготовьте непрозрачную сумку или мешок. Во время прогулки, незаметно для ребенка или вместе с ним наберите в нее природные объекты: камни, шишки, орешек каштана, кусочки коры и т.д. Расскажите ребенку, что у вас есть необычная игра. Он должен закрыть глаза, вытащить предмет из сумки и угадать, что он достал. Для малышей 2-4 лет — это не так просто, как кажется. Также полезно задавать наводящие вопросы: Какой это формы? Как ты думаешь, откуда это взялось? Это съедобно или нет?
Вариант для детей постарше: определить по прикосновению растение или дерево.
Такая «природная игра» способствует сенсорному развитию, развитию образного мышления, мелкой моторики, расширению словарного запаса и знаний об окружающем мире.
Походы
Вариант прогулки для самых смелых — поход. Необязательно с ночевкой — можно устроить однодневный выход в лес: пожарить хлеб на костре, поучиться ориентироваться на местности по карте и компасу. Если соберется компания из детей и взрослых, еще лучше! В этом случае можно поиграть в командные игры или устроить соревнование.
В такие моменты ребенок перестает быть наблюдателем и деятельно включается во взаимодействие со средой: собирает хворост для костра, помогает ставить палатку, собирает съедобные ягоды с родителями.
Эко-исследования
Каждая прогулка может стать незабываемым приключением, если внести в нее элемент исследования. Городской сквер становится настоящей лабораторией, а ребенок — ученым, наблюдателем и экспериментатором в одном лице. Вот несколько идей для исследования природы с дошкольниками:
- Дневник наблюдений. Для наблюдения можно выбрать один природный объект, например, дуб за окном. Каждый день или несколько раз в неделю, обращайте внимание малыша: «Смотри, у нашего дуба набухли почки. А теперь появились первые листочки. Смотри, птица свила на нем гнездо». Как правило, дошкольники с большим интересом наблюдают за этими маленькими изменениями. Но главное, это приучает ребенка с детства видеть в природе не фоновую картинку, а нечто живое, дышащее, меняющееся.
- Календарь погоды. В нем ребенок отмечает, какая погода сегодня: солнечно или пасмурно, ветрено или штиль, сколько градусов, есть ли осадки и т.д.
- Гербарий. Изучение растений родного края — не только увлекательное занятие, но и очень полезное. Оно формирует наблюдательность, внимательность, улучшает память и, что немаловажно, учит отличать ядовитые растения и обходить их стороной. Из знакомых безопасных растений можно собирать гербарий.
- Бердвотчинг (наблюдения за птицами). В последнее время это хобби набирает популярность по всему миру. Можно наблюдать за птицами с эстетической точки зрения, а можно обзавестись биноклем, определителем и поиграть в орнитологов.
- Наблюдение за ростками. Попробуйте прорастить на подоконнике несколько семян (например, семечко тыквы, подсолнечника, фасоли, гороха). Для этого возьмите прозрачный пластиковый контейнер, насыпьте земли и поместите семена на 1 см под землю так, чтобы их было видно через стенку контейнера. Таким образом, ребенок сможет наблюдать, как из семечка пробивается корень и росток, как росток стремится к свету, как разрастается корневая система, как появляются листья. Можно записывать или зарисовывать наблюдения в блокнот: какое семечко проросло первым, через сколько дней появились первые листья и т.д.
Эко-привычки для всей семьи
Сортировка мусора и внедрение в жизнь эко-привычек может стать не только частью развития экологического мышления у детей, но и прекрасным семейным ритуалом.
Что можно сделать уже сегодня?
- Выключать воду во время чистки зубов;
- Выключать свет, выходя из комнаты;
- Использовать старые листы в качестве черновиков (писать и рисовать на обеих сторонах листа);
- Использовать тканевую сумку вместо пластикового пакета;
- Заменить одноразовые пластиковые бутылки на многоразовую;
- Отказаться от воздушных шаров или хотя бы не отпускать их в небо;
- Отказаться от одноразовой посуды на пикнике.
Задание «со звездочкой»:
- Сортировать мусор. В специальных эко-пунктах (их расположение можно посмотреть здесь) принимают пластик, бумагу, стекло, металл. Не обязательно нести все сразу — начните с малого! Например, можно начать собирать крышки от пластиковых бутылок, сдавать батарейки, собирать макулатуру.
- Отдать одежду, из которой ребенок вырос, взрослые вещи, игрушки, обувь. Это можно сделать в специальных ящиках, например, в проектах Второе дыхание, Собиратор, Благодарный шкаф. Новые вещи и вещи в хорошем состоянии распределяются между благотворительными фондами. Одежда, которая потеряла свой вид, идет на переработку. Из ветоши делают дешевый наполнитель для подушек и одеял, техническое волокно, тряпки для уборки. Из непригодной к носке обуви — резиновое покрытие для детских площадок и топливо. Обо всем этом стоит рассказывать детям. Это создает ощущение причастности к чему-то большому и важному.
- Отнести старые книги в библиотеку или на полку буккроссинга. У вас наверняка есть книги, которые ребенок не любит или которые перерос. Можно поделиться ими с теми, кому они нужны!
Контакт с животными
Как правило, именно через контакт с животными у детей формируется первая взаимосвязь с природой. Она может стать базой для развития экологического мышления и дошкольного экологического воспитания. Но что делать, если завести домашнее животное по каким-то причинам не получается?
- Делать кормушки для птиц или подкармливать зимой белок (предварительно вместе с ребенком изучите их естественный рацион, узнайте, чем их можно кормить, а чем — нельзя).
- Оформить «опеку» над животным на сайте Московского зоопарка или в любом другом проекте. Как правило, опекун получает возможность навещать своего подопечного, а также получает новости о нем в электронном формате.
- Стать волонтером в приюте для животных. Это, конечно, высший пилотаж. И от родителей это потребует немало сил и времени. Но таким образом, ребенок будет видеть, что животное — это не игрушка, а большая ответственность.
Субботник
Очень полезно прививать экологическое мышление через непосредственную заботу о природе. Самый простой способ — посадить вместе с малышом дерево, полить цветы на клумбе или устроить субботник в собственном дворе. Возможно, удастся приобщить к этому других жильцов с детьми, тогда это будет не просто урок заботы о живой природе, но и возможность лучше узнать людей, которые живут рядом. Дети любят мероприятия, где собирается много народа, а общественно полезное дело сопровождается беготней и играми.
Какой же самый лучший способ привить ребенку желание заботиться о природе? Конечно, полюбить ее самому! Родители, которые искренне интересуются окружающим миром и стремятся сохранить и защитить природу, являются первым и главным примером для своих детей.
Мария Помозова, эко-арт-терапевт,
специально для LizaLand