Найти тему
Вопрос психологу: Ребенок не умеет проигрывать — что делать? Сыну пять, и он ненавидит проигрывать. Если видит, что результат игры уже предопределен не в его пользу, начинает истерить, швыряет игру и уходит. Потом долго дуется. В семье мы стараемся избегать ситуаций проигрыша, например, играем в игры, где выигрывают все. Но в саду этого не избежать, поэтому часто бывают слезы и истерики. Что делать? Большая ошибка родителей — беречь ребенка от любых проигрышей. Это мешает малышу в безопасной обстановке уяснить, что разочарования и неудачи — это естественная часть жизни, а также формирует у ребенка искаженное видение себя и мира. А еще это благоприятная почва для взращивания завышенной самооценки, эгоизма, капризности. Такому человеку будет сложно адаптироваться в мире, ведь, в отличие от родителей, другие люди не будут подыгрывать ему. Кстати, «боль поражения» далеко не у всех детей проявляется бурным выплеском, криком, бросанием игры. Некоторые дети переживают проигрыш молча: у них портится настроение, они замыкаются в себе, потом могут вообще отказаться играть в эту игру. Это тоже непринятие проигрыша, и это тоже стоит корректировать. ☀️ Не отрицайте ситуацию проигрыша, но и не фокусируйтесь на факте поражения слишком долго. ☀️ Объясните, что проигрыш — это естественно, и такое иногда случается. Более того, без ошибок невозможно ничему научиться. А если проанализировать, почему произошел проигрыш, в следующий раз можно исправить ошибку и прийти к победе. Порассуждайте с ребенком, что можно сделать для изменения ситуации? Например, если ребенка не взяли танцевать на детском утреннике, можно предложить записаться в студию танцев и подтянуть хореографические навыки. ☀️ Акцентируйте внимание на процессе. Спросите, нравится ли ребенку сам процесс игры? Что было самым интересным для него? Скажите, что вам тоже очень нравится играть с ним, независимо от того, выигрываете вы или нет. При этом не обесценивайте чужую победу и победу в целом. ☀️ Если ребенок устроил истерику и отказался играть, спокойно уберите игру. Не нужно предлагать «реванш» с намерением подыграть ребенку. Не надо требовать его успокоиться, «нормально себя вести». Дайте ему прожить его чувства, отразите и озвучьте их. Посочувствуйте, но не «страдайте» вместе с ним. ☀️ В повседневной жизни хвалите не только за результат, но и отмечайте старания. Вопрос о том, нужно ли родителям поддаваться при игре с детьми, имеет много нюансов. Соревнование между взрослым и ребенком (особенно если это спортивное состязание или игра на эрудицию) почти всегда нечестное, и нет ничего плохого, если родитель иногда незаметно (!) поддастся и позволит малышу выиграть. Но тут важно, чтобы сам ребенок стремился к победе (а не ждал, когда ему ее просто дадут). Иногда детский перфекционизм формируется под воздействием особенностей воспитания. Это происходит, если родители постоянно требуют от ребенка высоких результатов, и маленькому человеку приходится быть лучшим, чтобы заслужить их одобрение, признание и любовь. Или если родители стимулируют нездоровую конкуренцию частыми сравнениями («Саша уже все сделал, а ты копаешься», «Конфету получит тот, кто нарисует самый красивый рисунок»). В этом случае родителям стоит поменять систему мотивации, чаще хвалить за старания, давать ребенку безусловную любовь. Также полезно проанализировать: как вы сами реагируете на свои и чужие промахи? Если родитель болезненно переживает сложности на работе и бытовые неудачи, и ребенок это видит, он может перенять эту модель. Не стоит требовать от ребенка в 4-5-6 лет взрослой осознанности. Если он проиграл и сильно расстроился, спокойно отнеситесь к детским эмоциям, попробуйте их контейнировать и утешить малыша. К 9-10 годам слезы по поводу поражений прекратятся, а если вы будете регулярно показывать пример адекватной реакции на неудачу, ребенок научится принимать проигрыш спокойно и извлекать из него уроки.
7 месяцев назад
5 ресурсных практик для детей и их родителей
Позитивный взгляд на мир, положительное восприятие «образа Я» и уверенность в собственных силах у детей можно (и нужно) развивать через игры и творческие активности. Предлагаем пять интересных вариантов, которые будут полезны и детям, и взрослым. Прекрасная идея для каникул — создать банку с хорошими воспоминаниями! Вам потребуется любая банка с крышкой. В крышке сделайте прорезь, чтобы получилась своего рода копилка. Пусть ребенок украсит банку по собственному желанию. Можно купить краски и контуры...
7 месяцев назад
Вопрос психологу: Почему ребенок не хочет оставаться с бабушкой? Дочери 4 года. Сейчас лето, и я хотела отправить ее к свекрам на дачу. Думала, ребенку будет лучше на свежем воздухе. Но дочь ни в какую. Устраивает истерики, когда я отвожу ее и собираюсь уезжать. Вспоминаю себя в ее возрасте. Я всегда любила проводить лето у бабушки. А почему она не хочет? Свекровь обижается, говорит, что я избаловала ребенка. Сложно сказать, чем вызван такой протест в конкретном случае. Возможно, ребенок редко видит бабушку и не привык к ней. Любой контакт с малознакомыми людьми в незнакомой обстановке без мамы для маленького ребенка — стресс. А может быть, малышу просто скучно. Или он слишком сильно привязан к маме. Или переживает возрастной кризис. Или ему не подходят воспитательные методы. Например, если бабушка и дедушка слишком строгие, требовательные и контролирующие. Ну а если у них принято решать все вопросы наказанием, криком или даже шлепками, вполне логично, что малыш не захочет к ним ехать. Нужно разговаривать с ребенком и со старшим поколением, выяснять причину. Иногда ребенок не хочет оставаться у бабушки, если та плохо отзывается о маме/папе. Малыш еще не понимает, что мнение бабушки — это лишь ее субъективный взгляд, обусловленный личными убеждениями, ожиданиями, а иногда, увы, и психологической незрелостью. Оскорбление родителей сильно ранит детей. Если такое происходит, стоит серьезно поговорить с родственниками и попросить не втягивать детей во взрослые конфликты.  Если ребенок плохо знает бабушку… Расскажите, что бабушка и дедушка — не чужие люди, а родители мамы/папы. Полезно поделиться воспоминаниями из детства. Расскажите, что вам нравилось в общении с вашими родителями, вспомните приятные моменты. Но в любом случае не стоит оставлять ребенка на несколько дней у бабушки без подготовки. Лучше постепенно знакомить малыша с бабушкой и дедушкой, их домом и правилами в нем. Можно каждую неделю ездить в гости на несколько часов или вместе гулять в парке. На этом этапе важно сформировать у ребенка положительный образ старших родственников и доверие к ним.  Если у ребенка сбивается режим… Маленьким детям крайне важно, чтобы их привычный распорядок дня соблюдался при любых условиях. В том числе и у бабушки. Например, если ребенок привык гулять перед обедом и уходить на дневной сон в 13.00, то нужно, чтобы бабушка поддерживала этот ритм. Если это проигнорировать, режим собьется, и нервная система ребенка не сможет полноценно восстанавливаться. Малыш будет капризничать, возникнут проблемы со сном и поведением. В общем, всем придется непросто.  Если ребенку скучно… Родителям стоит заранее продумать комфортное пребывание малыша на даче. Как минимум можно купить настольные игры и творческие наборы, привезти карандаши, краски, пластилин, закачать мультики на планшет, подобрать детские книги, собрать любимые игрушки ребенка.  Если у бабушки другие взгляды на воспитание… Если родители принимают решение отдать ребенка бабушке на несколько дней, они, увы, по умолчанию принимают ее стиль воспитания. Например, если бабушка привыкла к дисциплине, и в ее доме принято, чтобы каждый мыл за собой посуду, вы не можете требовать, чтобы она изменила свои правила для вашего ребенка. Но это не значит, что не нужно разговаривать со старшим поколением о том, что неприемлемо в вашей семье и для вашего ребенка. Например, если она считает, что за провинность нужно наказывать физически, необходимо объяснить, что в вашей семье такие наказания под запретом. Возможно, придется рассмотреть вариант, когда ребенок не будет оставаться с бабушкой один. Родители должны действовать в интересах ребенка. Он должен понимать, что родители смогут защитить его.  Если ребенок скучает по маме… Разлука с мамой неизбежно вызывает много грусти у малыша. Как быть в этом случае, стоит решать по ситуации. Например, можно каждый день созваниваться по аудио- или видеосвязи. Но нужно быть готовым к тому, что после разговора с мамой малыш затоскует еще сильнее и даже устроит истерику. Если бабушка живет недалеко, родители могут приезжать в гости раз в несколько дней. А
7 месяцев назад
5 летних спортивных игр для детей и родителей.
Если вы не знаете, как разнообразить детский досуг летом на природе, спортивные развлечения вам помогут. Мы подобрали пять классных активных игр, в которые можно играть вдвоем (а в некоторые — целой компанией). Бадминтон — это классика летнего отдыха с детьми и одна из самых безопасных спортивных игр на природе. В нее могут играть дети с 4-5 лет, а с 10-12 лет можно записать ребенка в секцию и заниматься профессионально. Бадминтон хорош тем, что, кроме хорошей аэробной нагрузки, он предполагает развитие стратегического мышления, быстрой реакции, ловкости, координации...
7 месяцев назад
6 необычных творческих мастер-классов с эко-материалами
Дети обожают исследовать новые горизонты, экспериментировать с творческими материалами и познавать мир в игре. Предоставьте им такую возможность — предложите заняться творчеством, но не необычным, а «экологичным». Спойлер: наконец природные «сокровища», которые ребенок тащит в карманах с прогулки, пойдут в дело! Лепка развивает мелкую моторику, стимулирует речь, успокаивает, снимает зажимы, способствует творческому развитию. Но если из пластилина лепил каждый малыш, то с соленым тестом знакомы не все...
7 месяцев назад
Критическое мышление у дошкольников: развиваем в игре и диалоге
Современный человек вынужден ежедневно обрабатывать большое количество информации, часть из которой — «фейки», направленные на манипуляцию сознанием. Кто-то скажет: а при чем тут дети? Но со временем они тоже станут потребителями информационного контента (в том числе в интернете) и должны будут уметь отличать правду от вымысла. Вот почему так важно с детства развивать у малышей критическое мышление. Критическое мышление — это умение анализировать и оценивать информацию с разных сторон, искать первоисточники и опираться на них, делать выводы, аргументировать их...
7 месяцев назад
Что такое «гибкие навыки» и зачем они нужны детям?
Складывать и вычитать, красиво писать, знать алфавит и названия материков — это, безусловно, важно, но это не все, чему стоит учить ребенка. Помимо интеллектуального развития, важно уделять внимание формированию у детей «гибких навыков» — особых умений, от которых, по мнению ученых, на 85% зависит успех человека во всех сферах жизни. Гибкие навыки или soft skills — это набор универсальные навыков и личных качеств, которые пригодятся во всех сферах жизни. Например, коммуникабельность и умение решать конфликты будут полезны и в профессии, в личной жизни, и в бытовых ситуациях...
7 месяцев назад
Вопрос психологу: Как привить ребенку любовь к спорту? Мой сын не любит спорт. Пробовали заниматься футболом, карате, боксом. Ему ничего не нравится. Не хочет — и все тут. Однажды устроил истерику, чтобы не идти на бокс. Да даже просто погонять мяч во дворе он не хочет. Муж настаивает на секции, говорит, что мальчик должен быть спортивным. А я не знаю, как мотивировать ребенка ходить на спорт, но не травмировать его при этом. Прежде всего стоит поговорить с ребенком. Спросить: что его отталкивает, пугает? Не нравится что-то в конкретной секции или вообще? Возможно, дело не в спорте, а в том, что занятия проходят вечером, после сада или школы, когда ребенок уже устал. Или в тренере — найти хорошего педагога очень непросто. Или ему не нравятся контактные виды спорта. Нужно пробовать разные виды спорта (одиночные и командные, спокойные и динамичные), а не разные занятия в одном направлении. Например, боевые искусства — это всегда болезненно, они требуют терпеливости, выносливости, стойкости, силы воли. Не каждый ребенок обладает этими качествами и достаточной мотивацией для занятий боксом или карате. И еще важный момент: прежде чем отдавать ребенка в секцию, необходимо пройти обследование у врача на предмет противопоказаний. Что может привлечь ребенка к спорту?  Отцовский пример. Если папа чем-то занимается (ходит в спортзал, бегает по утрам), малышу будет легче заинтересоваться этим через отцовский пример. Кстати, в этом случае первым тренером может стать как раз папа. Пусть берет ребенка с собой на пробежки или на турники, показывает простые приемы самообороны — получается и тренировка, и совместное времяпрепровождение! Велика вероятность, что так ребенок быстрее «втянется» и полюбит заниматься спортом.  Начните с малого. Можно всей семьей кататься на велосипедах по выходным или устраивать совместные заплывы в бассейне. Можно играть в бадминтон или в кетчбол на даче. Можно делать зарядку по утрам под веселую музыку. Все это — тоже спорт, но без насилия и стресса. Такие мероприятия, интегрированные в семейный отдых, принесут больше пользы детскому здоровью и психике, чем тренировки со слезами даже у самого лучше тренера.  Образец для подражания. У детей младшего школьного возраста хорошо формировать интерес через положительные образы из книг, мультиков, фильмов. Мальчики любят супергероев. В разговоре стоит подчеркивать, что любимый герой ребенка такой сильный, потому что делает зарядку, много двигается, занимается спортом. Также можно смотреть фильмы про спорт, читать книги о спортсменах, смотреть трансляции соревнований.  Атрибутика. Купите красивый спортивный костюм и инвентарь — это часто срабатывает и для девочек, и для мальчиков. Покупайте ребенку мячи, скакалки, ролики, приносите домой книги и альбомы про спорт. Можно оформить красивый чек-лист, где ребенок будет отмечать свои спортивные достижения. А в каталоге LizaLand вы найдете яркие наклейки по номерам «Спорт», из которых можно сделать стильные картины-мотиваторы!  Компания. Нередко дети идут в секцию за компанию. Если друг-одноклассник начал ходить на теннис, хочется тоже попробовать — вдвоем веселее. Возможно, в вашем окружении есть мамы, которые хотели бы отдать ребенка на спорт, но тоже не знают, как его заинтересовать. Объединяйтесь! Конечно, это не гарантирует, что ваш ребенок полюбит спортивную секцию, но попробовать стоит.  Цель. Если ребенок уже ходит на занятия, но не проявляет особого интереса или хочет бросить, поставьте ему цель. Например: научиться плавать к летнему отпуску, принять участие в соревнованиях, победить в соревнованиях (при условии, что ребенка это «зажигает» и есть искренний интерес), освоить какой-нибудь сложный элемент (например, в йоге, скейтбординге или сноубординге). Наличие понятной и достижимой цели повышает детскую мотивацию и придает занятиям смысл. При этом важно отмечать успехи на пути к цели, хвалить ребенка. Спорт — это важно. Но еще важно не забывать об индивидуальных особенностях ребенка. Какой у него тип темперамента? Медлительным флегматикам, скорее всего, не подойдет футбол или баскетбол, а активный санг
7 месяцев назад
8 способов экологического воспитания детей-дошкольников, или Как привить детям любовь к природе?
Наши дети — будущее планеты. От них зависит: сможет ли человечество сохранить природные богатства, восстановить экологию и научиться жить в ладу с природой. Но для того чтобы вырастить поколение людей с развитым экологическим мышлением и ответственным отношением к планете, необходимо уже сейчас учить этому детей. Экологическое мышление — это способность видеть взаимосвязь всего живого в природе, понимать ценность всех живых существ в мире. Человек с развитым экологическим мышлением не станет бездумно потреблять природные ресурсы, ничего не делая для их восстановления...
7 месяцев назад
Вопрос психологу: Нужно ли учить ребенка помогать по дому? «Я с детства приучаю дочку помогать мне в домашних делах. В свои три года она убирает за собой игрушки, может по моей просьбе полить цветы из детской леечки, протереть пыль (пока получается не очень аккуратно, но я всегда благодарю ее за это). После еды она убирает за собой посуду и протирает стол салфеткой. Однажды к нам приехала свекровь, увидела это и устроила скандал. Сказала, что я воспитываю «Золушку» и отнимаю у ребенка детство. Мне стало неприятно, в голову закралась мысль: а что, если и правда, я делаю хуже для дочки?» В обществе распространено мнение, что раннее приобщение к домашним делам лишает дошкольников детства, но это, конечно, не так. Наоборот, ребенку крайне важно включаться в трудовой процесс и иметь свои посильные обязанности по дому.  Ребенок ощущает свою сопричастность. Он осознает себя частью команды (семьи) и учится вносить свой вклад в общее дело (порядок в доме). В этом процессе формируются навыки взаимодействия, коммуникации.  Ребенок становится увереннее, развивает внутреннюю опору.  Ребенок получает представление о простых бытовых процессах (уборка, готовка), которые каждый день совершают люди. Его кругозор и поведенческий репертуар расширяются.  Умение позаботиться о себе сослужит хорошую службу, когда он вырастет. Такие дети растут более самостоятельными и ответственными.  Дети, у которых есть домашние обязанности, более дисциплинированные, у них лучше развита воля, усидчивость, организованность. Они приучаются доводить до конца начатое дело. Позже эти навыки ребенок сможет применять в других сферах жизни, например, в учебе.  Ребенок учится уважать чужой труд, развивает эмпатию. Есть исследования, которые доказали: дети, которые занимались домашними делами с раннего возраста, достигали больших успехов в будущем! По наблюдениям ученых, у них была лучше развита память (!), они были более приспособленными к решению сложных задач, обладали навыком принятия самостоятельных решений. Что же может делать малыш?  В 2-3 года он может освоить базовые навыки самообслуживания: класть грязную одежду в бельевую корзину, убирать за собой посуду после еды, складывать свои игрушки в ящик, класть одежду стул.  В 4-5 лет ребенок может протереть пыль, помочь накрыть на стол, помочь в приготовлении пищи (например, почистить фрукты или приготовить бутерброды), покормить домашнее животное, рассортировать белье по цветам.  В 6-7 лет дошкольнику можно доверить подмести пол, разобрать продуктовые сумки, рассортировать и сложить чистое белье, убрать за домашним питомцем, пропылесосить ковер, помыть посуду, почистить картошку специальной овощечисткой. Приучать к выполнению бытовых дел следует с раннего возраста. Двух-трехлетний малыш не воспринимает труд как нечто скучное и с интересом включается во «взрослые» дела. Но до пяти лет такое приучение должно быть больше про игру, нежели про дисциплину. И, конечно, нельзя загружать работой по дому, взваливать на него непосильную ношу домашних обязанностей. Помните, главная деятельность дошкольника — игра! Пусть у малыша будут 2-3 обязанности, связанные с его личными потребностями. Например, трехлетка может убирать вечером свои игрушки, относить грязную посуду в раковину и заправлять свою кровать. Потом можно добавить общественно полезные задачи, которые будет выполнять только он. Например, поручить ему раз в неделю поливать цветок в комнате. Родители должны очень терпеливо и деликатно прививать ребенку привычку к труду. Сначала у него многое будет не получаться — не зря говорят, что трехлетка больше испачкает, чем уберет. Ничего страшного. Стоит выразить одобрение и поддержку и предложить попробовать снова.
7 месяцев назад
5 стратегий воспитания, которые вредят детям (хотя на первый взгляд кажется, что это не так)
Не всегда благие намерения приводят к хорошим результатам, в том числе и в воспитании детей. Предлагаем посмотреть на популярные воспитательные стратегии под новым ракурсом. Ведь от некоторых из них больше вреда, чем пользы. Стремясь оградить своего ребенка от всех трудностей и невзгод, некоторые мамы делают жизнь маленького человека излишне комфортной, беспроблемной и удобной. Все прихоти малыша немедленно исполняются, все сложности решаются за него. С одной стороны, такая чуткость и забота о малыше — это прекрасно...
7 месяцев назад
Вопрос психологу: Ребенок рисует черной краской — это нормально? «Моя трехлетняя дочка рисует в основном черным цветом. Родственники говорят, что это ненормально, да и меня, если честно, пугают такие мрачные рисунки. Хотя в целом она обычный ребенок. Не особо общительная, но нормально играет с другими детьми, если ее позовут. Стоит ли переживать, что дочь рисует черным?» Примерно в 3-4 года у многих детей начинается «темный период» — период рисования темными цветами. Ничего страшного в этом нет. А объясняется такая любовь к черному тем, что этот цвет наиболее контрастен к белой бумаге. Ребенок может рисовать темными цветами вплоть до четырех-пяти лет, а потом перерасти это и начать использовать всю палитру цветов. А иногда дети рисуют мрачными оттенками, когда начинает портиться погода (например, поздней осенью). Так, неосознанно они переносят природную палитру на свой рисунок. Ставить диагнозы по рисункам — плохая затея. Даже психолог не станет выдвигать гипотезу, опираясь на одно только творческое произведение. А в арт-терапии и вовсе не применяются универсальные интерпретации нарисованного без обсуждения деталей с автором рисунка. С детским творчеством все еще сложнее, так как дети смотрят на мир иначе, чем взрослые. К тому же сюжетные картины у них появляются лишь ближе к 5 годам. До трех лет ребенок не столько рисует, сколько экспериментирует на бумаге: учится держать карандаш, изучает свойства художественных материалов и т.д. Однако есть признаки, которые должны насторожить родителей: ● Ребенок замкнутый и необщительный, не интересуется играми с другими детьми, игрушками, ведет себя отстраненно или агрессивно. Возможно, у него бывают частые фантазии про «монстров», снятся кошмары. ● Малыш начал рисовать черным после стрессовой ситуации. Например, он сильно испугался у врача или пошел в детский сад. ● Ребенок рисует черным после 6-7 лет. В этом возрасте дети уже могут использовать разные цвета для отражения своего внутреннего состояния. ● В рисунках присутствуют откровенно «недетские» темы: смерть, война, крушение, оружие и т.д. ● Лица людей или сами люди на рисунке перечеркнуты или закрашены черным. Кого-то из знакомых людей ребенок изображает в виде монстра. Особенно тревожный знак, если в рисунках повторяется один и тот же сюжет. В этом случае необходимо проконсультироваться с психологом. Что можно посоветовать родителям, если ребенок рисует черным? ● Следите, чтобы в доступе у ребенка были фломастеры, краски и карандаши разных цветов. Карандаши при этом должны быть заточены, фломастеры — ярко писать, краски — не быть сухими. ● Не убирайте черный фломастер и карандаш из набора. Лучше предложите ребенку порисовать черным вместе. ● Не ругайте ребенка, если он опять выбрал черный цвет вместо всего многообразия, что вы ему предложили. Во-первых, малыш может воспринимать это как ваше неприятие его творчества, а значит, и его самого. Это может оттолкнуть его от творчества на долгие годы. Во-вторых, в период возрастных кризисов дети могут нарочито выбирать черный, потому что это не нравится родителям. ● Предложите ребенку цветную бумагу для рисования. Например, контрастным цветом для черной бумаги будет белый, и малыш, скорее всего, выберет именно его. ● Говорите о цветах, обращайте внимание ребенка на многооцветность мира: «Смотри, какая красивая сирень во дворе: есть белая, а есть фиолетовая. А вот полетела бабочка. Она желтая. А у тебя сегодня такая крутая голубая футболка. Как будто цвет неба!». Есть прекрасное арт-терапевтическое упражнение: предложите ребенку исследовать эмоции через цвета. Например, спросите: «Какого цвета радость, а какого — грусть? Какой краской можно нарисовать обиду или злость?» Можно предложить ребенку цветные карточки, чтобы ему было легче сориентироваться. И конечно, родителям следует всегда обсуждать с ребенком его рисунки. Прежде чем строить догадки и давать интерпретации, стоит спросить: Что здесь изображено? Почему ты использовал именно этот цвет? Часто мягкая доверительная беседа проясняет ситуацию и успокаивает родителей.
7 месяцев назад