Вопрос психологу: Ребенок не умеет проигрывать — что делать? Сыну пять, и он ненавидит проигрывать. Если видит, что результат игры уже предопределен не в его пользу, начинает истерить, швыряет игру и уходит. Потом долго дуется. В семье мы стараемся избегать ситуаций проигрыша, например, играем в игры, где выигрывают все. Но в саду этого не избежать, поэтому часто бывают слезы и истерики. Что делать? Большая ошибка родителей — беречь ребенка от любых проигрышей. Это мешает малышу в безопасной обстановке уяснить, что разочарования и неудачи — это естественная часть жизни, а также формирует у ребенка искаженное видение себя и мира. А еще это благоприятная почва для взращивания завышенной самооценки, эгоизма, капризности. Такому человеку будет сложно адаптироваться в мире, ведь, в отличие от родителей, другие люди не будут подыгрывать ему. Кстати, «боль поражения» далеко не у всех детей проявляется бурным выплеском, криком, бросанием игры. Некоторые дети переживают проигрыш молча: у них портится настроение, они замыкаются в себе, потом могут вообще отказаться играть в эту игру. Это тоже непринятие проигрыша, и это тоже стоит корректировать. ☀️ Не отрицайте ситуацию проигрыша, но и не фокусируйтесь на факте поражения слишком долго. ☀️ Объясните, что проигрыш — это естественно, и такое иногда случается. Более того, без ошибок невозможно ничему научиться. А если проанализировать, почему произошел проигрыш, в следующий раз можно исправить ошибку и прийти к победе. Порассуждайте с ребенком, что можно сделать для изменения ситуации? Например, если ребенка не взяли танцевать на детском утреннике, можно предложить записаться в студию танцев и подтянуть хореографические навыки. ☀️ Акцентируйте внимание на процессе. Спросите, нравится ли ребенку сам процесс игры? Что было самым интересным для него? Скажите, что вам тоже очень нравится играть с ним, независимо от того, выигрываете вы или нет. При этом не обесценивайте чужую победу и победу в целом. ☀️ Если ребенок устроил истерику и отказался играть, спокойно уберите игру. Не нужно предлагать «реванш» с намерением подыграть ребенку. Не надо требовать его успокоиться, «нормально себя вести». Дайте ему прожить его чувства, отразите и озвучьте их. Посочувствуйте, но не «страдайте» вместе с ним. ☀️ В повседневной жизни хвалите не только за результат, но и отмечайте старания. Вопрос о том, нужно ли родителям поддаваться при игре с детьми, имеет много нюансов. Соревнование между взрослым и ребенком (особенно если это спортивное состязание или игра на эрудицию) почти всегда нечестное, и нет ничего плохого, если родитель иногда незаметно (!) поддастся и позволит малышу выиграть. Но тут важно, чтобы сам ребенок стремился к победе (а не ждал, когда ему ее просто дадут). Иногда детский перфекционизм формируется под воздействием особенностей воспитания. Это происходит, если родители постоянно требуют от ребенка высоких результатов, и маленькому человеку приходится быть лучшим, чтобы заслужить их одобрение, признание и любовь. Или если родители стимулируют нездоровую конкуренцию частыми сравнениями («Саша уже все сделал, а ты копаешься», «Конфету получит тот, кто нарисует самый красивый рисунок»). В этом случае родителям стоит поменять систему мотивации, чаще хвалить за старания, давать ребенку безусловную любовь. Также полезно проанализировать: как вы сами реагируете на свои и чужие промахи? Если родитель болезненно переживает сложности на работе и бытовые неудачи, и ребенок это видит, он может перенять эту модель. Не стоит требовать от ребенка в 4-5-6 лет взрослой осознанности. Если он проиграл и сильно расстроился, спокойно отнеситесь к детским эмоциям, попробуйте их контейнировать и утешить малыша. К 9-10 годам слезы по поводу поражений прекратятся, а если вы будете регулярно показывать пример адекватной реакции на неудачу, ребенок научится принимать проигрыш спокойно и извлекать из него уроки.
7 месяцев назад