Найти в Дзене
LizaLand

Критическое мышление у дошкольников: развиваем в игре и диалоге

Современный человек вынужден ежедневно обрабатывать большое количество информации, часть из которой — «фейки», направленные на манипуляцию сознанием. Кто-то скажет: а при чем тут дети? Но со временем они тоже станут потребителями информационного контента (в том числе в интернете) и должны будут уметь отличать правду от вымысла. Вот почему так важно с детства развивать у малышей критическое мышление. Критическое мышление — это умение анализировать и оценивать информацию с разных сторон, искать первоисточники и опираться на них, делать выводы, аргументировать их. Критически мыслящий человек умеет отличать правду ото лжи. Он склонен проверять информацию, искать достоверные источники, поэтому его сложнее обмануть, он менее подвержен чужому влиянию. Он легче принимает решения и берет на себя ответственность за результаты. Он мыслит самостоятельно, нешаблонно, интересуется миром, имеет широкий кругозор и не боится расширять свои представления о мире. А еще человек с развитым критическим мышл
Оглавление

Современный человек вынужден ежедневно обрабатывать большое количество информации, часть из которой — «фейки», направленные на манипуляцию сознанием. Кто-то скажет: а при чем тут дети? Но со временем они тоже станут потребителями информационного контента (в том числе в интернете) и должны будут уметь отличать правду от вымысла. Вот почему так важно с детства развивать у малышей критическое мышление.

Что такое критическое мышление и зачем оно детям?

Критическое мышление — это умение анализировать и оценивать информацию с разных сторон, искать первоисточники и опираться на них, делать выводы, аргументировать их.

Критически мыслящий человек умеет отличать правду ото лжи. Он склонен проверять информацию, искать достоверные источники, поэтому его сложнее обмануть, он менее подвержен чужому влиянию. Он легче принимает решения и берет на себя ответственность за результаты. Он мыслит самостоятельно, нешаблонно, интересуется миром, имеет широкий кругозор и не боится расширять свои представления о мире. А еще человек с развитым критическим мышлением анализирует собственные ошибки, находит их причины и корректирует свое поведение, опираясь на эту информацию.

Как формируется критическое мышление у детей?

В формировании способности мыслить критически можно выделить несколько этапов. Когнитивные навыки начинают развиваться у детей после года: ребенок много наблюдает и собирает информацию о мире, благодаря своим наблюдениям и объяснениям родителей. Вот почему так важно много говорить с малышами, даже если они пока не дают обратную связь, проговаривать названия предметов, объяснять происходящие вокруг события, читать сказки и т.д.

В 3-4 года (возраст «почемучки») ребенок начинает задавать вопросы. Он пытается разобраться в мироустройстве, проясняет то, что пока не может понять сам. Далее он будет встраивать полученную информацию в свою картину мира, принимает решения, руководствуясь своими знаниями о мире.

Наиболее активно навык критического мышления начинает развивать в младшей школе, когда ребенок переходит на этап формально-логического мышления и учится подвергать полученную информацию оценке, анализу, корректирует свою систему мировоззрения на основе новых данных.

Как развивать критическое мышление у дошкольников?

Формирование «гибких» навыков у детей младшего возраста должно происходить в повседневной жизни. Оно «вплетается» в игру, в развивающие занятия, во взаимодействие с родителями и часто не требует никаких дополнительных материалов и действий.

  1. Дайте ребенку получать опыт и знания о мире. Мыслить критически с маленьким багажом знаний непросто. Поэтому широкий кругозор — важное требование для формирования критического мышления. Стимулируйте природную любознательность малыша, не решайте за него задачи, с которыми он может сам справиться, давайте ему свободно (в безопасных границах) исследовать мир. Родители должны мотивировать ребенка учиться, показывать ему разные грани мира, например, через искусство, науку, кино (поход в музей или театр может расширить горизонты мышления). С детьми полезно ездить в путешествия, читать с ними разную литературу.
  2. Говорите с детьми. Разбирайте в беседах сложившиеся ситуации, ищите мотивы чужих поступков, определяйте взаимосвязи между событиями. Например, другой малыш в детском саду не хочет давать свою игрушку. Порассуждайте: почему? Может, раньше он давал игрушку, а потом ее сломали. А может, у него есть старший брат, который часто отнимает игрушки, и он не хочет расставаться с любимой вещью хотя бы в саду.
  3. Уважайте детское мнение. Сложно вырастить самостоятельную и критически мыслящую личность, руководствуясь позицией «Я взрослый, я знаю лучше». Важно давать ребенку возможность высказаться. Если малыш в чем-то не прав, не критикуйте, а спокойно и доброжелательно объясните, в чем именно.
  4. Поощряйте самостоятельность. Уверенность в себе и умение действовать самостоятельно без чужих инструкций — основа для формирования свободного мышления.
  5. Анализируйте последствия. Важно обращать внимание ребенка на последствия его и чужих выборов и обсуждать, почему так произошло.

Как развивать критическое мышление у малышей с помощью карточек?

Для младших дошкольников будут полезны игры на поиск причинно-следственных связей и одинаковых признаков, определение противоположностей. Для этих целей хорошо подойдут развивающие карточки. Вот некоторые игры с ними:

  • Родитель показывает ребенку карточку. Задача ребенка — назвать противоположное слово. Например, красный квадрат — зеленый круг, синий треугольник и т.д., кошка — собака, мышка и т.д., тарелка — чашка и т.д.
  • Родитель предлагает разложить карточки по «кластерам» — группам, объединенным по единому признаку. Например, животные, посуда, одежда, фрукты и т.д. Далее можно играть в рамках одного кластера. Например, разложить по двум кучкам карты с дикими и домашними животными, в категории диких разделить по стопкам хищников и травоядных и т.д.
  • Выложите перед ребенком карточки, например, по теме «Фрукты-ягоды». Попросите показать карточку, на которой изображен красный круглый фрукт (яблоко). Потом — маленькую красную ягоду с одной косточкой (вишня), длинный желтый фрукт (банан) и т.д.
  • Выберите две карты из одной категории, а одну — из другой. Малыш должен определить, что лишнее.
  • Если у вас есть карточки, которые иллюстрируют действия сказки, можно перемешать их и попросить ребенка выложить в правильном порядке.
  • Положите перед ребенком сюжетную картинку (например, из колоды метафорических детских карт «Дружок») и попросите описать ее. Кто на ней изображен? Что он делает? Какие эмоции выражает? Что произойдет потом? Это прекрасный способ развить не только навыки критического мышления и наблюдательность, но и стимулировать речевое развитие.

В интернет-магазине LizaLand вы можете купить развивающие карточки для детей, которые можно использовать для этих и других игр. Развивающие товары LizaLand можно приобрести на Wildberries, OZON и Яндекс.Маркет.

Как правильно задавать вопросы?

Возраст «почемучки» наступает у детей примерно в 3-4 года, а вот его продолжительность зависит от реакции родителей на детские вопросы. Если взрослый демонстрирует раздражение и нежелание отвечать, ребенок очень быстро растеряет желание спрашивать. И это очень плохо! Вопросы и поиск ответов на них — важный способ контакта с миром и расширения знаний о нем.

Если вы не знаете ответ на какой-то вопрос, предложите ребенку вместе поискать его в интернете или детской энциклопедии. А еще мотивируйте ребенка самостоятельно рассуждать и выдвигать собственные версии!

Но что делать, если ребенок не задает вопросов? Вдохновлять его на это! Родитель может сам вовлекать малыша в беседы, обращая его внимание на интересные и необычные явления. И, конечно, сам задавать вопросы!

А еще для развития критического мышления рекомендуется метод «тонких и толстых вопросов». С детьми он тоже применим.

«Тонкие» вопросы — те, на которые ребенок может ответить просто и односложно.

  • Во что вы играли в детском саду?
  • Что ты кушал у бабушки?
  • Кто был на дне рождения твоего друга?
  • Куда мы ездили на выходных?

«Толстые» вопросы — это вопросы-размышления, которые стимулируют мыслительную деятельность, учат анализировать и проводить логические взаимосвязи. Другими словами, это вопросы на логику и воображение для детей.

  • Как ты думаешь, что почувствовал герой сказки в этот момент?
  • Почему Вася поступил именно так в этой ситуации?
  • Какое изобретение ты бы придумал, если бы был изобретателем?
  • Что случится, если весь день будет лить дождь?

«Толстые» вопросы всегда перетекают в беседу. Ребенок отвечает на вопрос, родитель задает уточняющий. Таким образом, ребенок учится рассуждать и доходить до сути вещей.

«Да-нет» или «Угадай слово». А вот еще очень полезная (а главное, увлекательная) логическая игра для детей в родительскую «копилку». Взрослый загадывает слова, ребенок — отгадывает. При этом он может задавать вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например, взрослый загадывает слово «слон». Ребенок задает вопросы: оно живое? Это животное? Оно маленькое? Оно большое? Оно темного цвета? У него короткий хвост? Оно живет в теплой стране? и т.д. Так, постепенно, по кусочкам создается общая картина. Эта игра учит детей классифицировать предметы по признаку, развивает внимательность, учит концентрировать внимание, улучшает память.

Чем полезно чтение с обсуждением?

Чтение и обсуждение книг — это ценный вклад в детское развитие, в том числе в формирование критического мышления у детей дошкольного возраста.

Чтение учит правильно формулировать и задавать вопросы, работать с информацией, разделять важное и второстепенное. Технология развития критического мышления у детей, которую применяют в образовательном процессе, включает в себя подробное обсуждение прочитанного материала. Становясь старше, ребенок в таких дискуссиях будет учиться формулировать свою точку зрения, отстаивать ее или корректировать. Помимо этого, чтение стимулирует и другие «гибкие» навыки: эмоциональный интеллект, навык командной работы (если обсуждение происходит в группе детей), креативность, управление вниманием и т.д.

О том, как правильно обсуждать прочитанное и какие вопросы задавать, можно прочитать в статье Великое «Почему?». Эта схема значительно расширит ваши «книжные беседы». Ее можно применять для обсуждения книг, фильмов и мультиков.

«Что делать, если…»

Когда ребенок станет постарше, можно «погружать» его в вымышленные ситуации и предлагать найти выход из положения. Например, что делать, если у тебя только одно мороженое, а хочется угостить друга? Что делать, если ты хочешь завести кошку, а родители не разрешают? Что делать, если сломался карандаш, а точилки нет?

Можно использовать для обсуждений книгу и настольную игру психолога Людмилы Петрановской «Что делать, если…». В ней описаны ситуации, в которые может попасть ребенок и подросток, и дан алгоритм действий в каждой из них. Это расширит поведенческий репертуар ребенка и станет хорошим уроком безопасности.

И еще кое-что очень важное. Возможно, самое важное не только в вопросе развития критического мышления, но и в воспитании детей в целом. Это создание благоприятной доброжелательной обстановки. Не стоит требовать от малыша «правильных» ответов и «идеальных» реакций, подгонять под нормы и стандарты. Гораздо важнее сформировать у него позитивный взгляд на мир и себя в нем, заложить основы базовой безопасности и бережно сопровождать его на всех этапах познания и развития.

подготовила Мария Помозова

специально для LizaLand