Найти тему
LizaLand

5 игр на развитие креативности у ребенка-дошкольника

Оглавление

Креативность — это умение мыслить нестандартно и находить задачам необычные решения. Это качество пригодится и в учебе, и в жизни, и в будущем профессиональном развитии, поэтому рекомендуется с детства уделять внимание развитию воображения, креативности и нестандартного мышления. В дошкольном возрасте творческая и игровая деятельности являются ведущими, поэтому и развивающее обучение должно проходить в формате игры.

«На что похожа клякса?»

Одна из самых полезных творческих практик для детей — кляксография. Родитель предлагает малышу изображения абстрактной формы (их можно нарисовать самостоятельно или выбрать готовый шаблон из интернета), а ребенок пытается увидеть в них реальный объект или сюжет и дорисовать его.

Можно использовать трубочку и жидкое мыло для выдувания клякс-пузырей или делать необычные силуэты с помощью нитки или зубной щетки. Кляксы можно делать однотонные и цветные, большие и маленькие. Можно задавать ребенку «тему», например, «животные», «птицы» и т.д. Это занятие предоставляет детям почти безграничное поле для творчества и развития фантазии.

-2

Игра учит ребенка видеть в абстрактной форме знакомые предметы, способствует развитию воображения и является частью эстетического воспитания малыша.

«Найди решение»

Один из аспектов креативного мышления — умение найти выход из нестандартной проблемной ситуации. Такие ситуации можно предлагать ребенку в виде забавных сказочных историй. Например, так: «Принцесса заточена в замке, вход охраняет дракон. Как принцессе выйти?» Ребенок предлагает свои варианты: сбежать, пока дракон спит, уйти через тайный вход, послать письмо принцу, подружиться с драконом, надуть сто воздушных шаров и улететь на них, приготовить волшебный эликсир и стать невидимкой и т.д. Принимаются даже самые странные и нереальные варианты!

Младшим дошкольникам можно облегчить задачу и предложить изображения предметов, которые «натолкнут» ребенка на ответ (связка воздушных шаров, лестница, ключи и т.д.)

«Сказка по словам»

Родитель дает ребенку набор слов. Например, Буратино, ежик, щенок, веселый, детский сад. Их можно просто озвучить ребенку или подобрать подходящие изображения на развивающих карточках для детей. Малыш должен пофантазировать и составить из слов свою историю. Такие игры хороши тем, что ими можно занять ребенка в очереди, в поездке или на прогулке.

«Полет к новым планетам»

Взрослый предлагает ребенку придумать свою планету и нарисовать ее. Это масштабное творческое задание: ребенок создает новый мир, который населяют необычные жители. Лучше всего предоставить малышу свободный выбор творческих материалов, чтобы он смог нарисовать свою планету и ее обитателей. Родители могут стимулировать творческий процесс наводящими вопросами: Какие у них дома? Чем они питаются? Как проводят свободное время?

«Метод фокальных объектов»

Это упражнение пришло из ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), и его суть в том, чтобы соединить то, что на первый взгляд несоединимое. Такой метод подходит для старших дошкольников и школьников. Он позволяет тренировать нестандартный взгляд на привычные вещи и развивает ассоциативное мышление.

  • Выберите фокальный объект. Это может быть что угодно: тарелка, яблоко, стул, дерево.

Для примера возьмем карандаш.

  • Выберите 3 случайных объекта из других сфер.

Например, телефон, кот, книга.

  • У случайных объектов выделите основные признаки. Для этого задайте ребенку вопрос: «Какой он/оно? Опиши, пожалуйста». Важно выбирать только функциональные признаки. То есть цвет, размер и форму не берем.

Телефон — мобильный, звонящий, пластиковый, кот — пушистый, мурлыкающий, видящий в темноте и т.д.

  • Соедините фокальный объект с признаками предметов. Важно не критиковать и не «отбрасывать» даже самые нелепые варианты.

Мобильный карандаш, пластиковый карандаш, пушистый карандаш и т.д.

  • Из каждого варианта сформулируйте идею. Родитель вместе с ребенком размышляют: а что, если сделать карандаш с возможностью передавать сообщения, эдакий «карандаш-телефон»? По нему можно пересылать сообщения, звонить или надиктовывать лекции.

Суть метода не в том, чтобы создать реальное изобретение (хотя гениальные идеи обязательно будут!), а в том, чтобы научить ребенка выходить за рамки шаблонного мышления и смотреть на привычные вещи с разных сторон.

В бытовом взаимодействии родителя и ребенка есть множество моментов, которые можно использовать, чтобы научить малыша мыслить нестандартно. Например, когда он задает вопрос, не стоит сразу выдавать готовое решение. Лучше пригласите его к рассуждению, задавайте наводящие вопросы, чтобы помочь ему самостоятельно найти ответ. Также полезно создавать вокруг ребенка развивающее пространство, предлагать ему максимальное количество творческих материалов, поощрять творческую деятельность.

Мария Помозова, арт-терапевт,

специально для LizaLand