Найти тему

О чем выставка "Вести" в Русском музее

Оглавление

Почему-то я не уловила смысл выставки по анонсам. Все задавалась вопросами, при чем тут новаторство и Айвазовский?

Айвазовский на мой вкус, даже после значительной паузы, не нужен там. В видео я озвучила шаблон восприятия информации как девятый вал. Позже пришла к выводу, что вероятно команда боялась отсутствия интереса публики из-за её тематики. Все же тема выставки не приурочена к дате рождения/смерти, какому-либо событию. Поэтому и анонсы на мой взгляд были не слишком ярко выражены.

Еще одним возможным опасением было именно сочетание современного искусства и традиционного. Как на это отреагируют посетители. Именно поэтому произведение Айвазовского и стало таким манком, на который провоцировали прийти публику.

Выставочное пространство. Русский музей
Выставочное пространство. Русский музей

С этой позицией я согласна. Пусть и не совсем точно, но наверняка такая тактика сработала. Сложно найти произведение, которое бы соответствовало параметрам. И было достаточно известным, и тематически подходило.

На мой взгляд у кураторов (команды) выставки не хватило времени, чтобы поразмыслить и выбрать более подходящее произведение. Странно, почему не сделали Амбассадором выставки то же произведение Ильи Репина "Запорожцы"? Оно более точно отразило бы тематику, не увело бы людей (меня, меня, конечно. Что уж говорить) в сторону. Я думаю, здесь прямой отсыл к теме был бы лучше. Не нужно мудрить и бояться.

Выставочное пространство. Русский музей
Выставочное пространство. Русский музей

Однако, я связываю это с тем, что концепция выставки была недостаточно проработана и сама выставка выглядит сырой. Что отчасти объяснимо недостатком опыта организации и проведения выставок такого порядка. Первым маячком была выставка "Дар Владимира Некрасова Русскому музею". Она другая, но и там был блок с современным искусством. Тогда меня зал с совриском огорчил, поэтому и не написала ничего дополнительно.

Именно это помешало более точно оформить первый зал, который выглядит в целом неплохо, но странновато. Плакаты? Постер Царь-колокол? Айвазовский? Гелий Коржев? Инсталляция вавилонской башни в виде закрученного мобильного телефона?

Выставочное пространство. Русский музей
Выставочное пространство. Русский музей

Каждое произведение из вышеперечисленного в отдельности прекрасно. И в целом мне первый зал даже понравился (пусть и со скрипом). Но то, что в нём скомпановано и как скомпоновано - нет.

Именно поэтому возникло ощущение, что был недостаток времени или какие-то внутренние сложности с подготовкой выставки.

Без названия. Хаим Сокол/Плащ журналиста. Инна Гринчель
Без названия. Хаим Сокол/Плащ журналиста. Инна Гринчель

Здесь я хотела бы сказать одну вещь. Выставки, посвящённые Дню рождения/годовщине, групповые тематические выставки, обычное дело для музея. И выставка "Вести" по сути групповая тематическая выставка. Просто в тему добавлена ещё одна вводная - современные художники. Вот это и сбило с толку. Потому что очень важно уметь мыслить стратегически и предугадывать эффект, который окажет данная экспозиция на зрителя, то есть на нас с вами. Отнесись команда к выставке как к к обычной групповой, возможно результат был бы лучше.

Весть, выставка. Корпус Бенуа
Весть, выставка. Корпус Бенуа

Зато есть и интересные моменты, которые проявила выставка. Но прежде ещё немного критических замечаний о том, что понравилось и не понравилось в оформлении выставки.

То, что меня каждый раз откровенно раздражает, в этот раз чудесным образом отсутствовало. Ядрёный цвет фона. Это реальное счастье. Хотя рискну предположить, что необработанные краской серые листы строительных плит у многих могли вызвать недоумение по сравнению с привычно покрашенными. Серый цвет мне понравился и понравилась такая лапидарность что ли. За счёт того, что серый нейтрален, он успокоил яркие цвета произведений современного искусства. Кровь из глаз от цвета не брызгала))

От этого и подсветка выглядела более спокойной. Даже все эти неоново-зеркальные вставки.

Что вызвало не шок и даже недоумение, а удивление, так это то, что отсутствовала часть табличек с указанием автора и названием произведений. Мне объяснили это концепцией. В самом деле? Или просто банально не успели? Я работала в продажах достаточно долгое время. И вопрос отсутствия чего-либо к сроку объясняется просто. Технический сбой. Причин такого технического сбоя может быть масса: не согласовали внешний вид табличек, не было нужного количества материала, неверно рассчитали сроки готовности, не вовремя поступила оплата. Всё это нормально и я понимаю. Бывает. Но вкупе с остальными с остальными недочетами выглядит печально. Я огорчена была. Объяснять это концепцией выставки я считаю кощунством. Зрители не идиоты. Авторы произведений тоже. Простите за жёсткость. Я надеюсь к моменту выхода статьи этот недочёт уже исправлен. Было бы здорово, если бы музей выпустил извинительный релиз по этому поводу. Не нужно прятаться за концепцию. Даже опытные знатоки и специалисты не всех авторов и названия произведений знают, тем более это касается современных художников. Я уже не говорю про уважение к авторам. Вот как я для себя поняла слова про концепцию. Такого эффекта ожидал музей?

Я могу в этой части быть жёсткой в оценке. Но это моё мнение. У других зрителей, в конце концов, может быть иное впечатление.

Здесь мой косяк, приношу извинения за то, что не запомнила автора и не щелкнула. Табличка была.
Здесь мой косяк, приношу извинения за то, что не запомнила автора и не щелкнула. Табличка была.

Если вернуться к теме выставки, то мне идея понравилась. Рассказать о средствах передачи информации. По сути, вся живопись - это средство передачи информации. И вот эту тему поразмять было очень здорово. И поиграть с этой темой, посмотреть вглубь. А что там скрывается за этой темой вести/известия?

Сейчас по прошествии времени, меня удивило, например, что не было картин обманок на выставке. Но не я работала над ее содержанием. Тема достаточно обширная и обыгрывать ее можно в разных плоскостях. Здесь организаторы поставили для себя задачу рассказать об источниках информации. Как и каким образом ее передавали: через письма, телефоны, колокольный набат и так далее.

Сочетание способов и методов передачи информации для меня проявило интересную вещь. Особенно в последнем зале. Когда вдруг оказываешься один на один с потоком информации. Бессмысленным и всепоглощающим. Человек, если не брать посетителей выставки, оказывается один на один. Диалог между людьми, их взаимодействие прерывается. Человек остается без обратной связи под валом, готовым его раздавить. В попытках этот вал переработать, он теряет связь с реальностью. Потому что информация идет не от человека к человеку. Именно поэтому важно человеку отделять и разделять безликие источники информации. Искать среди них реальные источники, где есть личность, где информация дает опору, не заставляет в растерянности искать и погружаться все более и более в пучину бессмысленных красивых картинок.

Внутренняя симфония. Александр Козлов
Внутренняя симфония. Александр Козлов

Александр Козлов

Завораживающий видео-арт. Скорей о нейронных связях. Поначалу нравится, но если сделать паузу, то, пожалуй, хочется от этого автора больше. Ну хорошо, есть нейронные связи, а дальше? Совершенно очевидно, что новые нейронные связи образуются в результате новых вводных, которые волей-неволей мозг обрабатывает. Хотелось бы ясней видеть это. Тогда работа бы не оставила неоднозначное впечатление.

Выставочное пространство. Корпус Бенуа
Выставочное пространство. Корпус Бенуа

Новая норма. Иван Плющ
Новая норма. Иван Плющ

Космический портрет. Гриша Брусник
Космический портрет. Гриша Брусник

Гриша Брускин

Моя любовь. Если не были до сих по в Мраморном, то сходите. Увидите его скульптурки. Это то, ради чего я прихожу туда.

"Космический портрет" - просто и содержательно. Мир внутри нас - та информация, которую мы несем в мир. Как великолепно передана идея "крутящихся мыслей" в нашей голове.

Выставочное пространство. Корпус Бенуа
Выставочное пространство. Корпус Бенуа

Петр Белый. Арабская вязь
Петр Белый. Арабская вязь

Петр Белый

Вот обе работы мне очень понравились. Простота и выразительность. Арабская вязь из старых гвоздей. Образный отсыл к истории. Гвозди же не сегодня появились, довольно древнее изобретение. Так же как и арабская вязь.

Фотографию с "Диалектом" немного испортило отражение освещения выставки. Этого не избежать. Но и что-то добавило. Тоже интересная работа. Особенно, если обратить внимание на цвет губ и на каком языке надпись. Они нас отсылают к разным историям.

Обе работы супер, мне очень понравились.

Диалект. Петр Белый
Диалект. Петр Белый

Военная собака-связист с полевым телефоном и снарядным ящиком.  Александр Флоренский, Ольга Флоренская
Военная собака-связист с полевым телефоном и снарядным ящиком. Александр Флоренский, Ольга Флоренская

Военная собака-связист

Тоже из тех работ, которые меня зацепили. Обратите внимание на контраст мягкой и на вид дружелюбной собаки. Ручка сверху, внизу ящик, телефонный аппарат. Животное на службе у человека. Это и боль, потому что образ собаки в социуме транслируется как правило, как безусловная любовь к хозяину. Собака служит. Но чему? Кому? И вот здесь на поверхность выходит уже другая история. История с одной стороны жертвенности, как безусловной любви. Но жертвенности во имя чего?

Злые языки. Иван Симонов
Злые языки. Иван Симонов

Иван Симонов

Понравилась. И вызвала улыбку. Разве что ведерки слишком новые для злых языков. Яду хочется, грязи побольше. Если посмотреть немного с точки зрения образа, то в целом злой язык он может быть не только ядовитым, но и очень даже милым и "греющим" уши. Вот этой остроты в работе мне не хватило.

Натан Альтман
Натан Альтман

Александр Родченко

Очень вдохновляющий макет. Энергичный посыл. Прежде всего лозунгами. Улыбку вызывает.

Странно тогда, что знаменитого плаката Александра Родченко не было с "Ленгизом". Книга же тоже источник информации. Удивительно, что эту тему на выставке недостаточно раскрыли. На мой взгляд, она вполне укладывается в концепцию именно источников информации.

Газетный киоск. Александр Родченко
Газетный киоск. Александр Родченко

Строители пишут письмо творцу Великой конституции. Василий Яковлев
Строители пишут письмо творцу Великой конституции. Василий Яковлев

Два разных произведения с разным эмоциональным посылом. Жаль, в разных залах. Потому что интересно было бы зрителю, то есть нам с вами, посмотреть на то, как они взаимодействуют рядом. Они оба о нашем культурном коде, кстати.

Запорожцы. Илья Репин
Запорожцы. Илья Репин

Ну и подведу итог

Здорово, что выставка с таким разнообразием произведений разных эпох появилась в Русском музее. Да, пока недостаточен опыт, на мой взгляд. Хотя, опыт проведения выставок современного искусства у музея есть. Мраморный дворец как раз та самая площадка, где такие выставки проводятся. Музейная команда поставила перед собой сложную задачу и что ни говори, справилась с ней. Как - это уже другой вопрос, но опыт со временем накапливается. Задача рассказать об источниках информации выполнена.