Найти тему
Сколково

Основатель резидента «Сколково» — о новых рынках и подходах к их освоению

Оглавление

Компания «ЛИМАТЕХ» из Ханты-Мансийска, резидент «Сколково», развивает технологии по восстановлению водоемов и очищению стоков. Это разработка «Биопринтех» для процесса аэрации жидких сред, попросту аэратор, только скоростной и мегамощный. Устройство растворяет кислород кратно быстрее аналогов и помогает повысить выживаемость аквакультуры на 40% и увеличить ее объем минимум в 3 раза без дополнительных кормов.

 «ЛИМАТЕХ» на выставке Innofood.
«ЛИМАТЕХ» на выставке Innofood.

Сейчас аэратор проходит испытания в рыбохозяйствах, и резидент параллельно развивает более глобальную технологию по рекультивации мелководно-прибрежных и береговых зон «Биопринтех.АкваОазис», которая позволит не только увеличивать объем выращиваемой рыбы, но и перерабатывать донные отложения, утилизировать СО2 и сокращать сроки восстановления водоемов. О том, как компания вышла на новый рынок и как коммерциализирует свои решения, рассказывает научный руководитель Валерий Бахарев.

1. Определить проблемные зоны рынка

Я бы сказал, что на рынок устройств для аэрации наша компания вышла случайно, но, как известно, случайностей не бывает. Изначально мы исследовали возможности оптимизации промышленного производства микробиологического белка гаприна, известного со времен СССР и содержащего до 76% сырого протеина. Презентуя технологию на акселерационной программе при Белгородском госуниверситете в 2019 году, получили запрос на возможность адаптации под решение экологических проблем, связанных с летними заморами рыбы в озерах.

Стали изучать факторы воздействия на водоем и возможные решения и вышли на необходимость запуска процесса аэрации в каждом технологическом цикле. Оказалось, что постоянное антропогенное воздействие на водоемы приводит к повышению питательности водной толщи и бурному развитию сине-зеленых водорослей при прогреве воды. Рыбе буквально не хватает кислорода. Погрузившись в открытые данные, увидели, что потери крупных российских хозяйств достигают сотен миллионов рублей в год.

2. Найти существующие аналоги

Мы пошли дальше, исследуя существующие на рынке устройства. Оборудование однозначно есть, и производителей множество, но самые лучшие аэраторы обеспечивают степень растворения О2 до 3–6% на 1 метр погружения, что при аэрации в системах водоотведения обеспечивает не более 22,5% растворимости О2, удорожая процесс. Мы разработали конструкцию, которая обеспечивает от 80 до 100% растворения и снижение затрат на 220% и не имеет аналогов в России и мире. И самое главное, аэратор позволяет сэкономить крупной акваферме более 130 млн рублей ежегодно.

Пришлось, конечно, изучить и тренды по потреблению рыбы в мире. Увидели, что среднемировой рост потребления составляет 3% в год. При этом рыбоводческие хозяйства Азии производят рыбы в объеме более 500 млрд рублей (в ценах 2020 года), а российские — только 90 млрд рублей. А значит, потенциал рынка просто огромен и спрос на решения для аэрации актуально.

3. Подобрать целевую аудиторию

Также мы выявили целевую аудиторию: рыбоводческие хозяйства с объемом от 100 тонн рыбы и более мелкие бизнесы, занимающиеся комплексным восстановлением водоемов, плюс организации, проектирующие производственно-технологическую схему предприятий.

4. Запустить пилот

Затем вышли на партнерство, чтобы протестировать свое устройство. Первый пилот сделали в Екатеринбурге на базе ФГБУ «Главрыбвод», которое выращивает малька рыбы и продает рыбохозяйствам. Сейчас ведем переговоры еще с рядом площадок для пилота восстановления водоемов в ХМАО и Москве.

По результатам надеемся выйти на первые продажи пилотных образцов. Уже заключены договоры на пилотные продажи в Тверской, Вологодской, Пермской, Омской, Амурской областях и Индии.

Подробнее о разработке компании можно узнать здесь: https://dzen.ru/a/ZLp_T-IGa2QFcw4a