Горе от ума — это не выдумки. Высокий IQ делает вас уязвимым к депрессии, а также, каким бы неочевидным это не казалось, вполне может сделать вас фанатиком.
Проблема заключается в том, что интеллект — понятие очень комплексное и до конца не изученное. Пресловутый IQ отвечает исключительно за скорость обучения: как быстро мозг формирует связи, создаёт паттерны и закрепляет навыки. Но он не отражает качества этого обучения. Более того, высокий IQ легко может стать причиной формирования стереотипов и неверных суждений — если он недостаточно подкреплён жизненным опытом.
Согласно исследованию Рут Карпински из американского Колледжа Питцера, члены общества Mensa, куда берут людей с IQ не меньше 136, на 75% больше подвержены психическим расстройствам, чем в среднем по США.
В качестве причин Рут ссылается на работу польского психиатра и психолога Казимежа Домбровского, который в 1960-ых ввёл понятие гипермозга/гипертела. Согласно нему, люди с высоким интеллектом имеют перевозбуждённую нервную систему, которая слишком бурно реагирует на незначительные факторы в окружающей среде (прежде всего благодаря способности эти факторы вообще замечать). Такая реакция создаёт постоянный стресс для тела, которое в итоге деградирует и начинает функционировать неправильно.
Другая проблема заключается в дисбалансе личного опыта и способности формировать паттерны. Человек с высоким IQ может научиться чему-то на одном единственном примере, в то время как его средние во всех отношения собратья только после десятка неудач сделают выводы. Казалось бы, в чём тут проблема? А в том, что IQ отвечает за скорость обучения, но никак не коррелирует с правильностью сделанных выводов.
В итоге человек с более низким IQ идёт вровень со своим жизненным опытом — к моменту формирования паттерна он просто имеет больший бэкграунд и его знание, как бы это сказать, менее поверхностное. Это, кстати, объясняет, почему успех характерен для людей с IQ только немного выше среднего и почему эти люди лучше ориентируются "по жизни".
Клинический психолог из США Скот Эйлерс считает, что люди с высоким IQ именно поэтому больше подвержены депрессии. Они формируют паттерн из одного единственного неудачного случая. и это влияет на их мотивацию. В то время как успех в любом деле часто заключается в неоднократных попытках решить проблему и сформировать на этой основе богатый опыт, который поможет с другими проблемами.
Но тут часто возникает феномен "сладкоречивых умников", которым вроде бы не откажешь в уме, но их рассуждения максимально далеки от реальности. На этот счёт ещё высказывался сам Марк Туллий Цицерон:
"И не надо мне никакого ученого грека, чтобы он бубнил мне всем известные и переизвестные предписания, хоть сам никогда и в глаза не видел ни суда, ни форума. Таков, говорят, был и пресловутый перипатетик Формион. Рассказывают, что когда Ганнибал, удаленный из Карфагена, прибыл изгнанником к Антиоху в Эфес, то друзья, у которых Ганнибал гостил, зная о всемирной славе его имени, предложили ему, если угодно, послушать этого моего философа. Ганнибал не отказался; и вот, говорят, этот неистощимый оратор несколько часов подряд рассуждал перед ним об обязанностях полководца и вообще о военном деле. Прочие слушатели были в восторге от чтения и расспрашивали Ганнибала, какого он мнения об этом философе. На это карфагенянин не особенно изящным греческим языком, но зато вполне откровенно отвечал, что видывал он много сумасшедших стариков, но такого сумасшедшего, как Формион, не встречал ни разу."
Также, по моему личному опыту, я часто встречал среди ультралевых и ультраправых фанатиков довольно умных людей, способных строить логические цепочки и хорошо выражать свою мысль. Проблема в том, что столкнувшись с незначительным количеством негативного опыта (например, с преступниками-мигрантами или с недостатками капитализма), их мозг способен быстро сделать выводы — забежав далеко вперёд жизненного опыта. По этой же причине с возрастом многие эти радикальные идеи отбрасывают, так как знания неизбежно копятся.
Получается парадокс: высокий IQ может стать причиной формирования стереотипов и поспешных выводов. Вспомните об этом, когда в очередной раз будете задаваться вопросом, как не самые глупые люди становятся инцелами или двачерами. Или пытаются оправдать гендерную теорию и церемонию открытия Олимпийских Игр в Париже.
Сама по себе быстрая обучаемость почти бесполезна. Куда важнее, например, способность подвергать свои выводы критике, и принимать вероятность того, что они не верны. Но и частые сомнения в своей позиции могут привести к развитию депрессивных состояний.
Полезные ссылки:
1. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S016..
2. https://www1.udel.edu/educ/gottfredson/reprints/2004c..
3. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii..
Автор: Арсений Харитонов.