Найти тему
soundstore.pro

Тест проектора JVC DLA-NP5: лучшая лампа на сегодняшний день

На выставке Hi-Fi & High-End Show 2023, прошедшей в октябре прошлого года в Москве, проектор JVC DLA-NP5 был удостоен особого приза. Хоть он не является новейшей моделью и не является самым дорогим или флагманским проектором в линейке, его нельзя назвать обычным. Этот проектор был представлен в линейке JVC уже два года назад вместе с другой тройкой лазерных 8k-проекторов, но только в прошлом году начал продаваться из-за преодоления кризиса поставок электронных компонентов. Его дизайн был разработан более двух лет назад, однако функционально он превосходит своих конкурентов, включая модели от Sony. Однако сравнивать его с ними не совсем корректно, так как он использует классическую лампу высокого давления в качестве источника света.

Этот экземпляр является уникальным в своем роде. Современные требования предполагают использование лазерного или светодиодного источника света в дорогих проекторах. JVC DLA-NP5, безусловно, относится к числу дорогих устройств, принадлежащих к высшему классу проекторов, с c уникальными технологиями и редкой возможностью обеспечения высокой контрастности изображения.

На сегодняшний день довольно сложно найти проектор, который можно сравнить с этим устройством. Ближайшим к нему является JVC DLA-NZ7. Внешне они довольно схожи: имеют одинаковые корпусы и объективы. Даже варианты отделки могут быть идентичными – кроме черного корпуса можно выбрать белый.

На первый взгляд сравнительный анализ JVC DLA-NZ7 и JVC DLA-NP5 заставляет признать превосходство первого: ярче, лазерный, способен показывать 8K-видео, а срок службы светового источника у него значительно дольше. Но стоит ли переплачивать вдвое за все эти достоинства?

-2

Ведь все эти преимущества имеют и обратную сторону. Например, яркость, точнее световой поток, должен рассматриваться с учетом размера экрана и освещения помещения. Если он не очень большой, то повышенная яркость попросту необходима. А ведь она может быть вредной! Приобретать проекторы данного типа и класса для использования в освещенных помещениях не имеет смысла.

Поддержка формата 8k в настоящее время представляет собой сомнительное преимущество: за все годы ее существования не было создано значительного контента, кроме видеороликов на youtube. Не было снято ни одного фильма или сериала в формате 8k, и ремастированных старых кинолент в этом разрешении также не было выпущено. Даже на небольших экранах изображение в 8k не так значительно отличается от 4k. На больших экранах, конечно, преимущество заметно, но на маленьких экранах до 120 дюймов это не так очевидно.

Что действительно важно, так это время жизни источника света. Лазерный источник живет намного дольше, чем лампа, что является его преимуществом. 20 000 часов против двух-четырех тысяч — это четкое достоинство. Но если лампу можно легко заменить в проекторе, то лазерно-фосфорную установку заменить крайне сложно и дорого. Она стоит примерно в десять раз дороже и делает сам проектор вдвое дороже. Задуматься стоит, не так ли?

В целом, после учета вышеперечисленного остается только провести тестирование этих устройств на практике, чтобы составить объективное мнение о лидере и его месте на рынке проекционной техники.

-3

Начнем с того, что объединяет эти аппараты. В начале статьи отмечается, что проекторы принадлежат к высшему сегменту рынка. По каким критериям? Здесь речь идет не только о цене, но и о техническом исполнении. Это устройства с тремя матрицами, что на сегодняшний день является редкостью. Следовательно, они гарантированно не имеют недостатка, известного как “эффект радуги” — разделение светлых оттенков изображения на цветовые составляющие.

Они относятся к категории LCOS-проекторов, что означает, что яркость формируется жидкими кристаллами плавно, а не рывками. Это делает изображение менее утомительным для глаз.

И наконец, это не просто LCOS-проекторы, а именно D-ILA. Это означает, что они оснащены особыми поляризаторами сетчатого типа в отражающих матрицах, которые, грубо говоря, являются металлическими жалюзи размером с нанометры. Они позволяют свету проходить через них только в одном направлении. Эти поляризаторы — уникальная разработка JVC, обеспечивающая высокий контраст у проекторов. Они были многократно сравниваны с аппаратами других производителей, включая LCOS-проекторы, и результат всегда был однозначным: JVC выигрывают, поэтому нет смысла прямо сравнивать их с другими устройствами.

-4

Оптика в JVC DLA-NP5 выполнена исключительно из стекла, начиная от цветоделительных призм и заканчивая последней линзой объектива. Кроме того, в объективе применены линзы с просветлением, аналогичным тем, что используются в высококачественных фотообъективах. Новинка не имеет аналогов в данном классе продукции и превзойти ее не удается никому. У конкурентов стекло присутствует лишь в их самых дорогих полупрофессиональных моделях. В то же время, во всех моделях JVC применяется такое же стекло в оптических системах, а у моделей JVC DLA-NZ7 и JVC DLA-NZ8 количество и качество линз в точности совпадает с JVC DLA-NP5.

Отличие лишь в отсутствии технологии e-shift, которая формирует 8K-изображение у проекторов JVC DLA-NZ7 и JVC DLA-NZ8. Эта технология полезна не только для вывода 8K-видео на экран, но также для улучшения 4K-видео путем специального масштабирования. Результатом становится более гладкое и аналоговое изображение, особенно заметное на больших экранах, например, на 135-дюймовом (который использовался для сравнения проекторов).

После уменьшения изображения с помощью зума до 120 дюймов, аналоговость изображения у проекторов JVC DLA-NZ7 и JVC DLA-NZ8 почти не отличается от JVC DLA-NP5 ни на расстоянии четырех, ни даже полутора метров – это неудивительно, поскольку у всех современных проекторов JVC интерпиксельное расстояние на 4K-матрицах настолько маленькое, что изображение даже без e-shift кажется очень качественным. Интерпиксельная решетка на 135-дюймовом экране видна с расстояния 25-30 см, а сами пиксели становятся меньше миллиметра.

-5

Теоретически, e-shift, как дополнительный компонент оптической системы, должен изменять контраст и равномерность освещения изображения. Официально заявлены следующие характеристики: нативная контрастность – 40 000:1 и динамическая – 400 000:1.

Динамическая контрастность в реальности сравнивать не имеет смысла, так как у проектора JVC DLA-NP5 помимо диафрагмы яркость меняется также и через димминг лазеров (двухфакторное управление яркостью свечения диодов). Максимальная статическая контрастность (при закрытой диафрагме) у JVC DLA-NP5 составляет около 38 100:1, а у JVC DLA-NZ7 — 57 700:1. Причина этого в том, что у проектора JVC DLA-NZ7 световой поток выше — официально 2 200 лм против 1 900, а на практике примерно 2 130 лм против 1 820 у NP5 (режим изображения натуральный, полностью открытая диафрагма).

Если измерять контрастность на «шахматном поле» по методике ANSI, то контрастность составляет около 300:1 у NP5 и 315:1 у JVC DLA-NZ7. Однако при просмотре видео JVC DLA-NP5 воспринимается даже контрастнее JVC DLA-NZ7 при отключенном димминге лазера, так как темные участки выводятся темнее, что делает картинку более плотной. При этом увеличение яркости у JVC DLA-NZ7 не кажется существенным.

Равномерность освещения у обоих проекторов приблизительно одинакова, но на 15% яркости сигнала видна разница в уровне яркости и изначальной настройке цветового баланса моделей.

Цветовой охват проекторов при использовании calman находится на уровне 82,6-86% стандарта dci-p3, что идентично. Однако при использовании colorfacts у проекторов JVC DLA-NP5 и JVC DLA-NZ7 наблюдаются различия: у NP5 больше зеленая область, а у NZ7 — синяя и красная.

После точной настройки изображение станет еще более качественным, однако для воспроизведения hdr-видео на обоих типах проекторов отсутствуют dci-фильтры, которые обогащают цветовую гамму.

Но это не значит, что картинка будет бледной. Напротив, цветопередача настолько насыщенная, что можно смело назвать ее выдающейся – в этом аспекте у JVC не так уж и много соперников. Природа, особенно джунгли и цветущие растения, выглядят потрясающе: просмотр документальных фильмов, таких как “Планета Земля 2” от ВВС, становится настоящим удовольствием, поскольку изображение почти не уступает более дорогим моделям этой марки. Даже сцена в баре из игры “Uncharted: Fortune Smiles”, где царит много оттенков огня и красного, выглядит практически идентично.

Джунгли, снятые на пленку в фильме “Хищник”, выглядят похоже, как на NZ9, так и на NP5 и NZ7. Однако использование “DCI-фильтра” на NZ9 значительно расширяет охват в зеленой области. Несмотря на то, что процессоры у NP5 и NZ7, различаются по традиции JVC, в данном случае кажется, что они одинаковые. Они одинаково “рисуют” цветовые переходы, без бандинга и сокрытия промежуточных оттенков.

-6

С детальностью та же история. Всякие мелочи, тонкие линии, контуры проекторы рисуют одинаково аккуратно. Разница, как уже говорилось, в присутствии некоей «аналоговости» у NZ7 при включенной системе e-Shift, которая, повторю, не добавляет деталей на 4К-контенте, а делает картинку гладкой.

Особенность ее настройки в том, что при ее выключении картинка заметно огрубляется. Что касается подчеркивания деталей, то оно регулируется у обоих проекторов в меню MPC Level, где на данный момент (с актуальными прошивками) оптимумом можно назвать среднюю позицию «High-Res 1» у обеих моделей.

По большому счету разница в изображении у этих проекторов заключается в динамике, то есть динамическом диапазоне, от чего NZ7 при включенном димминге лазерных диодов выглядит контрастней, особенно если включить первую позицию, с которой моменты увеличения или уменьшения яркости от сцены к сцене отследить вообще невозможно — настолько все плавно регулируется.

У NP5 яркость лампы тоже не совсем статична, она тоже регулируется, но в очень малом диапазоне, который на глаз также не отследить. Однако благодаря тон-маппингу фирменной системы Frame Adapt Create NP5 очень точно выбирает уровни яркости темных и ярких участков, от чего картинка тоже выглядит контрастной и динамичной без потери деталей в тенях и на ярких моментах.

Много раз упоминавшийся фильм «Sully» или «Чудо на Гудзоне» с Хэнксом выглядит в его исполнении безупречно.

Приведенная на скриншоте настройка HDR Quantiser ему на самом деле не нужна: оптимальное ее значение для таких безупречно выпущенных фильмов — это «0». Она необходима скорее для релизов с ошибками кодирования HDR-видео, вроде излишне темного «Прибытия» Дени Вильнева или «Великого Гэтсби».

JVC DLA-NP5 так точно адаптирует контент к своей конструкции, что даже новое издание «Схватки» с Де Ниро и Аль Пачино на UHD Blu-ray, которое везде кажется слишком темным, на этом проекторе показывается так, что придраться вообще не к чему — ни одна деталь не пропадает, не уходит в темноту или молоко, да и синей гамма не кажется, но зато видна задумка режиссера Майкла Манна, снимавшего предельно жесткий и мрачный фильм.

-7

Выводы

Если наличие лампы не смущает, то JVC DLA-NP5 объективно выглядит прямым конкурентом лазерным собратьям. Показывает он точно не хуже.

Достоинства

Высочайшая контрастность в свом классе, образцовая цветопередача, поддержка HDR10+, частоты 120 Гц

Недостатки

Cрок «жизни» лампы

Паспортные Данные

Технология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA

Разрешение: 4096×2160

Разрешение на экране: 4096х2160

Объектив, зум: моторизированный, х2.0

Сдвиг линз: по вертикали ±80%, по горизонтали ±34%, моторизованный

Источник света: лампа NSH 265 Вт, ресурс до 4 000 ч (экономичный режим)

Диагональ изображения: от 60 до 200 дюймов

Световой поток (максимальный): 1 900 ANSI люмен при максимальном режиме работы лампы

Динамическая контрастность: 400 000:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096 x 2160/120p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 4096 х 2160/120р

Входы: HDMI v2.1 с HDCP 2.3 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек)

Акустический шум: 19 дБ в экономичном режиме работы

Габаритные размеры (ШxВxГ без выступающих частей): 500x234x495 мм

Масса: 19,6 кг

soundstore.pro | Hi-Fi & Hi-End-оборудование и акустика по самым выгодным ценам

Оформить заказ / записаться на просмотр JVC DLA-NP5