Давно отмечено, что все сооружения, построенные явно не «медным палками», а с использованием неизвестных, утраченных, возможно внеземных технологий, – в частности «гранитного литья» и «лазерных болгарок», – где бы они не располагались, объединяет ряд общих черт. Например, легко видеть, что их создатели не владели секретом приготовления не то что бетона, но и просто строительного раствора. А также не имели понятия об арке с запорным камнем. Это черты наиболее яркие, известные, но есть и ещё одна особенность, не столь бросающаяся в глаза.
Все крепости бронзового века, – вообще все строения, включая храмы, дворцы – не имели ворот. В древнем Египте крупные проёмы, как правило, всегда были открыты. Если же требовалось их перекрыть, как входы в гробницы, то замуровывались. В отношении мелких проёмов вариантов было больше, – они могли занавешиваться или перекрываться крышками… Так что, речь именно о воротах.
Ворот же не было. Причём, концептуально. Этой особенностью архитектуры предопределялись методы фортификации. Тут можно вспомнить Аркаим, представляющий собой открытую наружу спираль из зданий с плоскими крышами. Оборона посёлка была некоторым образом ориентирована внутрь. Воспрепятствовать входу противника жители не могли, но тем хуже для него: незваных гостей обстреливали сверху на всём искусственно удлинённом пути до центра…
Сходный принцип обороны укреплений применялся в древних Египте, Перу и Мексике. Массивные террасы инков не воспринимаются, как «крепости», хотя и являлись таковыми (часто совмещая функции ирригационного сооружения). Подняться на следующую террасу можно было только пройдя под ней по предыдущей под градом камней и стрел.
Ворот же в бронзовом веке не было, потому что просто не было. Не изобрели, во-первых, и не могли изготовить, во-вторых. Для этого требовалось бы придумать «дверные петли», отлить их из бронзы, придумать, как укрепить их в кладке (без использования раствора). Даже изготовление створок было задачей не столь уж тривиальной. Тут достаточно вспомнить, что мегалитические крепости не вообще не появлялись в регионах, где с лесом было просто.
В отсутствии же ворот вход в город просто охранялся, а в случае серьёзной опасности закладывался. Так что, на вылазки осаждённые ходили, спускаясь по верёвкам и лестницам со стен. И это было, конечно, неудобно.
Проблема создания подвижных массивных створок была решена на Ближнем Востоке уже в самом начале железного века, – а именно там он наступил раньше всего. И полезное знание быстро распространилось, – Гомер, например, уже был в курсе существования ворот. Но не факт, что имел случай лично видеть их, даже если был (а считается, что был) зрячим. Ворота долго оставались хай-теком, а значит и редкостью.
В частных же домах и обычные двери оставались роскошью и в классический период древнегреческой цивилизации.