Найти в Дзене

Является ли Лаос преступным государством?

Попытка убийства известного критика правительства в апреле прошлого года указывает на недавний рост беззакония и резкое снижение общественной безопасности

Госсекретарь Дж. Керри с группой лаосских полицейских, аэропорт Ваттай, 2016 г.
Госсекретарь Дж. Керри с группой лаосских полицейских, аэропорт Ваттай, 2016 г.

(The Diplomat) Неизвестный нападавший попытался убить Аноуса Луангсупхома, блогера сети Facebook, которая служит платформой для публичных политических дебатов в Лаосе, В Аноуса, известного под прозвищем «Джек», дважды стреляли с близкого расстояния в кофейне во Вьентьяне. После первоначальных сообщений о том, что Аноуса был убит, позже выяснилось, что он выжил и находится на лечении в больнице в столице Лаоса.

В свои 25 лет Аноуса является одним из растущего числа молодых граждан Лаоса, которые все чаще говорят об отсутствии политических свобод в своей стране. Несмотря на неоднократные попытки правительства цензурировать социальные сети, онлайн-критика партии и государства растет, особенно среди молодежи.

Покушение на убийство Ануса не было расследовано, не было никаких объявлений о начале полицейского расследования.

Этот акт насилия - лишь один из, громкий, в растущем списке нарушений прав человека в отношении тех, кто стремится содействовать политической прозрачности и свободе в Лаосе. К ним относятся От Сайнявонг, Хуэйхыанг Санябули и Сомбат Сомпхон- вот лишь некоторые из наиболее известных случаев. Хуэйхыанг продолжает находиться в тюрьме за критику бездействия правительства после обрушения плотины ГЭС Се Пиэн - Се-Намной, в то время как местонахождение Сайнявонга и Сомпхона, обеих жертв насильственного исчезновения, остается неизвестным.

Лаос долгое время был авторитарным государством, не терпящим публичной критики. Однако все больше становится криминальным государством, где коррумпированные элиты вплелись в государственный аппарат с целью накопления богатства.

Возьмем, к примеру, Особую экономическую зону «Золотой треугольник» в северной провинции Бокео, где, по сообщениям, жертвы из более чем 20 стран были проданы и принуждены к занятию киберпреступностью. Сообщения о пытках, долговой кабале, убийствах и самоубийствах окружают зону, в которой правительство Лаоса имеет 20-процентную долю. Наряду с жертвами международной торговли людьми, в этой зоне также содержались в плену многие беззащитные граждане Лаоса, а семьям приходилось платить за вымогательство, чтобы освободить своих близких от проституции и других форм принудительного труда. Незаконный оборот наркотиков через провинцию Бокео также быстро ускорился с момента создания Особой зоны.

Один из главных персонажей «Золотого треугольника» некто Чжао Вэй - всемирно признанный преступник, известный тем, что занимается торговлей наркотиками, торговлей людьми, отмыванием денег, взяточничеством и торговлей дикими животными.

В декабре 2022 года Пханкхам Випхаван ушел с поста премьер-министра Лаоса на фоне стремительно растущей инфляции и раздувающегося государственного долга. Экономические проблемы страны могли стать причиной его ухода, но также считается, что обнаружение тела женщины в чемодане в реке Меконг сыграло свою роль. Как и в случае с Аноуса, в эту женщину также стреляли несколько раз, и виновные в ее убийстве до сих пор не установлены. Позже женщину идентифицировали как лаосского миллионера, хотя это и не подтверждено, и ходят слухи, что она была любовницей Пханкхама. Скандал вокруг ее смерти, возможно, также ускорил его поспешную, никем не остановленную отставку.

Что касается угроз иностранным гостям, не следует забывать о загадочной смерти в 2015 году Нары Печ, 28-летней гражданина Канады.

Многие подробности смерти Печа неясны, но известно, что он умер от ножевых ранений, нанесенных в международном аэропорту Ваттай во Вьентьяне, после того, как он прошел таможню. Незадолго до своей смерти Печ оставил душераздирающее голосовое сообщение на телефоне родителей своей невесты, заявив: «Я в Лаосе, и они пытаются причинить мне вред. Мне нужна помощь... они забрали мой посадочный талон...» Видеозапись наблюдения из аэропорта была скрыта правительством Лаоса, которое сделало крайне неубедительное заявление о том, что Печ умер от нанесенного самим себе ножевого ранения.

По иронии судьбы, Народно-революционная партия Лаоса (НРПЛ) давно и неоднократно заявляла, что общественный мир и стабильность являются центральным столпом ее легитимности. Представляемая как признак хорошего политического управления, стабильность на самом деле поддерживается посредством государственного насилия и угнетения для предотвращения политической оппозиции и любой критики НРПЛ. По мере того, как неравенство и пагубные последствия захвата элитой растут, а жизнь людей становится все труднее из-за макроэкономического неэффективного управления, партия-государство увеличивает частоту и суровость своего политического угнетения.

Когда-то Лаос считался безопасной и гостеприимной страной для посещения, проживания и работы. Народ Лаоса остается таким же дружелюбным и гостеприимным, как и прежде, но страна становится гораздо менее безопасной для граждан и для международного туризма и бизнеса.

Когда государство вступает в сговор с международными преступниками, такими как Чжао Вэй, и вознаграждает их, когда оно не дает никаких ответов о местонахождении международно признанного работника по развитию сообщества, чье похищение на полицейском контрольно-пропускном пункте в столице страны зафиксировано на камере видеонаблюдения, и когда оно немедленно не объявляет о расследовании покушения на жизнь видного деятеля социальных сетей, также зафиксированного на камере видеонаблюдения, общественная безопасность подрывается.

Когда предполагаемую любовницу премьер-министра страны застрелили, засунули в чемодан и бросили в реку Меконг, или когда Вьентьян стал последним известным местонахождением трех тайских политических активистов, чьи тела также были найдены в реке Меконг, общественная безопасность и защищенность еще больше подрываются.

Когда лаосские политические активисты не находятся в безопасности даже в Таиланде, когда торговля кристаллическим метамфетамином взлетает так сильно, что «крупнейшая в истории Азии операция по изъятию наркотиков» является всего лишь одним из трех крупных изъятий в Лаосе за одну неделю, или когда канадский турист погибает (скорее всего, в результате убийства) возле таможенного контрольно-пропускного пункта в международном аэропорту, Лаос больше нельзя считать безопасной страной.

(Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора статьи)