Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Был ли СССР предан своими элитами?

Есть мнение, что распад СССР – результат предательства властных элит, желавших влиться в ряды «мирового буржуинства». Это – распространённое мнение, согласно которому всё было хорошо, – социалистическая экономика успешно развивалась, и белый советский пароход так и шёл бы уверено в сияющие дали, если бы, вместо крыс, за борт не стали бы выпрыгивать капитан и прочие рулевые... Мнение распространённое, ибо соблазн объяснить поражение предательством всегда очень велик. Разве что, обычно грешат на евреев.

-2

Весьма изящно в рамках данного мнения объясняется и вовлечение СССР в «лунную аферу». Советской номенклатуре было обещано, что если она подтвердит высадку, всего через 20 лет преемникам правящих ныне членов Политбюро будет дозволено поделить между собой советские заводы и влиться в ряды мирового буржуинства… Ну, это же были американские заводы на самом деле (ещё Сталин продал Штатам весь СССР целиком). И сразу отдавать их американцы не хотели, потому что вложения ещё не окупились… Можно, конечно, придумать и другое объяснение причин, по которым американцы могли разрешить или не разрешить советской элите свести страну с социалистического пути развития, но менее идиотским оно точно не будет. Так что, пусть «Сталин продал».

-3

...Но – нет. Не так всё было. Советские властные элиты (во времена оны именовавшиеся «номенклатурой») ни в какое «буржуинство» вливаться не планировали. И не предавали страну. Если не считать за «предательство» неспособность руководить государством. Элиты, вообще, никогда не предают страну, ибо жизненно заинтересованы в её усилении и обогащении. Если государство слабо, то и власть – фикция. А тогда и взяток нормальных не дадут. Если же бедно, то в нём даже украсть толком нечего будет… Главное же, если не удастся добиться процветания, однажды, обязательно произойдёт смена элит. Чем, собственно, в СССР дело и кончилось.

-4

То что было «не так» можно видеть на практике. Ни в какое «буржуинство» советская партийная номенклатура не влилась. Некоторые отдельные представители, – почти всегда из низовых эшелонов, – таки, да. Но в подавляющем большинстве – нет. В списках куда Форбс чаще теперь можно найти простого советского инженера, чем партийного деятеля.

Мысль поделить между собой заводы и превратиться в капиталистов не могла придти партийным бонзам даже не потому, что они являлись коммунистами. А больше потому, что представители элиты не были дураками. Они-то прекрасно знали, что большинство производств неэффективны и убыточны. Не могли секретари обкомов и горкомов не понимать и того, что экономике и предпринимательству никто из них не учился. И учиться уже не будет. Настоящие, активные элитарии – принимающие решения «политические тяжеловесы», – всегда уже не в том возрасте, чтобы менять профессию. И всё что они умеют, – это, именно, политические решения принимать.

...То есть, «так» всё не могло быть даже теоретически. Руководители СССР всю жизнь учились – руководить. Играть в аппаратные игры по правилам социалистической партократии. Вне этого окружения они оказывались бесполезны и беспомощны, – даже для начала безработны, так как параллельные государственным партийные структуры ликвидировались. Соответственно, жизненный интерес их заключался в том, чтобы систему– любой ценой! – сохранить. Прочие задачи для советской (как и для всякой иной) элиты были глубоко третьестепенны. Сверхцель всех имущих власть, – сохранить систему, позволяющую им имать власть и дальше. Любое же потрясение гарантировано приведёт к тому, что имать её начнут уже какие-то другие люди.

Так, ведь, было в Китае, элиты которого отказались от социализма, но не от власти. Партийный аппарат, внутри которого эти элиты только и могли существовать, сохранился в неприкосновенности. Если бы советской номенклатуре не нравился социализм, было бы как в Китае. Капиталистическая страна, управляемая коммунистической партией.

Суть в том, что никто и никогда не продаст власть за деньги. Просто потому, что такая сделка всегда в убыток. Купить за деньги власть можно, – но по невыгодному курсу. Поскольку цены на своё усмотрение устанавливают те, у кого есть власть, – продавцы.

...Чиновник всегда будет стремиться, используя данную ему власть, приобрести и деньги. Но только постольку, поскольку это не помешает получить ещё больше власти, – дающей доступ к ещё большим деньгам. Те кто торопят события и рано начинают брать не по чину, высоко не взлетают, поскольку быстро садятся… Тем же, кто взлетел совсем высоко, деньги уже не нужны.

Ну правда. В пример часто приводят Сталина, ни гроша не скопившего. Но что бы за деньги он мог, сидя в Кремле, купить такого, что не получил бы, пожелай только этого, даром? Из Кремля же он уехал на лафете. Со своим креслом действительно успешный менеджер расстаётся только так. Если он заканчивает дни во дворце в Швейцарии, – значит, его свергли, и он вынужден был бежать. Добром, не под дулом пистолета, во дворец из кабинета он ни за что не переселится.