Травля (буллинг) — это не что-то далёкое и из новостей, а часть жизни, о которой ребёнок может умалчивать, не желая беспокоить родителей или боясь их реакции. Многие дети становятся объектами или свидетелями травли. Самый пик приходится на 5-8 классы, реже она возникает в 10-11 классах. Заниматься травлей может как один человек, так и целый класс.
Если заметили, что ребёнок приходит домой расстроенный, побитый, плачет без причины, то поговорите с ним, узнайте, что происходит. Если он подвергается травле, то дайте ему эмоциональную поддержку, скажите, что любите и принимаете его, что вы вместе разберётесь с возникшей ситуацией. Узнайте у ребёнка, принимались ли действия со стороны преподавателей и одноклассников, были ли свидетели.
Далее вместе подумайте, что можете сделать. В некоторых случаях помогает игнорирование, в других надо расставлять личные границы, говорить «нет» и быть более жёстким.
Если урегулировать проблему на уровне личного общения учеников не получится, надо обращаться к преподавателю, узнавать, чем тот может помочь. Просто рассадить учеников по разным углам класса — не выход: во время перемен или после школы агрессор продолжит задирать ученика, проблема не решится.
Бывает так, что преподаватель не верит в происходящее, закрывает глаза и отнекивается, в таком случае необходимо обращаться выше — к завучу, а далее и директору. Если даже директор игнорирует насилие с доказательствами на руках, то останется либо обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, либо менять школу.
Если ребёнка травят один-два человека, то можно поговорить с классом, рассказать про издевательства и попросить защиты. Так ребёнок больше не будет один, а класс поможет противостоять обидчику.
Необходимо обращаться к психологу и тому, кто подвергся травле, и тому, кто травит.
Тот, кто подвергается травле, испытывает чувство вины и беспомощности, его тыкают в недостатки, что в дальнейшем сказывается на самооценке и оставляет травму. Да и жертвами зачастую выступают неуверенные в себе дети, которые боятся давать отпор и говорить за себя.
В свою очередь дети-агрессоры нередко сами подвергаются агрессии дома, испытывают страх, имеют недостаточно развитые навыки саморегуляции. Родители могут напиваться дома и ссориться, папа может быть властным, бить и психологически унижать, мама может выставлять требования чаду, забывая просто общаться с ним. Не зная, что делать с внутренней агрессией, ребёнок выбирает жертву и вываливает на неё свой негатив, самоутверждается за счёт унижений. И если не прервать череду насилия и власти, не помочь вовремя, то ребёнок может вырасти властным и жестоким с болью внутри.
В крайнем же случае, если ребёнку плохо в классе, а обстановка не меняется, как бы вы ни старались, стоит сменить школу.
Автор: Свищёва Татьяна Викторовна
Психолог, Семейный психолог Сексолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru