Найти в Дзене

Советская интеллигенция с «фигой в кармане»

И.В. Сталин придавал огромное значение кинематографу, как одному из главных искусств по силе воздействия на массы в идеологическом плане. Сам был киноманом и лично отсматривал практически все знаковые советские и многие зарубежные картины. После репрессий конца 1930 гг., когда некоторые деятели искусств вынуждено сменили богатые апартаменты в центре Москвы на лагерные бараки, встал вопрос, на кого теперь опираться в том культурно-идеологическом противостоянии с агрессивным и кровожадным Западом. Чтобы примирить интеллигенцию с властью, вождь решает подсластить пилюлю.

Появляется Сталинская премия, которую учредил лично товарищ Сталин 20 декабря 1939 г. в честь своего 60-летия. Всего было 16 различных областей науки и искусства, в которых номинанты боролись за премии трёх степеней. Первая степень премии была в 100 тыс. рублей (10 премий), вторая - 50 тыс. (20 премий), третья - 25 тыс. (50 премий). Присуждались ежегодно. Первое награждение состоялось в 1941 г., последнее в 1955 г. Премия должна была стимулировать советскую интеллигенцию создавать патриотичные идеологически выверенные произведения накануне тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны как во время самой войны, так и в период послевоенного восстановления. За все время существования премии лауреатам было выплачено почти 60 млн. рублей.

Знак лауреата Сталинской премии 3-х степеней
Знак лауреата Сталинской премии 3-х степеней

Как вы думаете, откуда брались эти деньги? Они шли из личных доходов Сталина, которые он получал за издательство своих трудов как в СССР, так и за рубежом. К примеру, «Краткий курс истории ВКП(б), который издавался с 1938-1953 гг. 250 раз, разошелся по стране суммарным тиражом в 40 млн. экземпляров. Также Сталин выделял часть своей зарплаты для выплат лауреатам. Сейчас это звучит просто чудовищно, а как же яхты, машины, дворцы, что там у сильных мира сего в почете, всего этого не было что ли? Когда Сталин умер, все его личное материальное наследство составило старый китель, трубка и стоптанные сапоги. Поэтому нет ничего удивительного, что Сталин за свои деньги имел право сам назначать лауреатов премии своего имени.

Но самое интересное, как повели себя некоторые деятели культуры после смерти вождя. В 1950-1960-е гг. Сталина стали вырезать из многих фильмов. Занимался этим режиссёр Михаил Ромм, которому сделали предложение, от которого он не смог отказаться – или проклинаешь Сталина, или твоё забвение. А почему именно он? Потому что в конце 1930-х он первым создал образ Сталина в кино в таких картинах как «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 г.». Как вы понимаете, такие «грехи» нужно было искупить «холуйским прогибом» перед новым антисталинским руководством во главе с Н.С. Хрущевым.

Ромм и Сталин
Ромм и Сталин

Сцены со Сталиным либо полностью вырезались, либо, если этого не позволял сюжет картины, делались разного рода технические ухищрения. К примеру, перед экраном доснимались люди, которые закрывали вождя, использовалась переозвучка, если упоминалось его имя. В нужный момент могла появиться настольная лампа, которая загораживала лицо Сталина. Вот таким мракобесием занимались антисталинисты от культуры, которых курировали борцы с «культом личности» из КПСС.

Причём Ромм осуществлял кастрацию своих творений несмотря на то, что являлся лауреатом 5 Сталинских премий и получил за них баснословные гонорары в 450 тысяч рублей (при средней ЗП в СССР в то время 350 рублей в месяц). И далее наш «герой» отплатил вождю тем, что подписал в 1966 г. коллективное письмо к Брежневу, в котором требовал не реабилитировать Сталина. Таким образом «фига в кармане» деятелей искусств, представлявших собой определенные круги или кланы в руководстве Союза кинематографистов и шире антисталинской (а вскоре и антисоветской) партноменклатуры, активно содействовала постепенному распаду СССР.

Это совсем маленький пример, который доказывает утверждение о начале идеологического развала СССР и постепенного перерождения творческой интеллигенции (не всей, конечно). После смерти творца «Социалистической системы» - И.В. Сталина, его детище было обречено на заклание. Постепенно отходя от стратегических целей развития и скатываясь к банальному потреблению – «гуляш коммунизму», СССР утратил метафизическое лидерство, а полностью разложившаяся советская элита стала пытаться встраиваться в капиталистическую систему Запада, что окончательно похоронило Великий проект ХХ века под названием – Советский Союз.

Школьный историк Виктор Тришкин👨‍🏫