Найти тему
TacticMedia

Игорь Борисенко. Новые самолеты, прежние результаты...

В предыдущей статье было рассмотрено, как немецкие торпедоносцы вступили во Вторую мировую войну в составе морской авиации Люфтваффе (Seeluftstreitkrafte), какие при этом были встречены проблемы и какие боевые результаты достигнуты. Теперь пришла очередь следующего этапа, а именно начала 1940 г., когда торпедоносные подразделения наконец получили на вооружение другой носитель – гидросамолет Не-115 – а также слегка усовершенствованные авиаторпеды F5.

Для того, чтобы правильно рассмотреть процесс развития торпедной авиации немцев в 1940 г., придется вернуться несколько назад, в 1939 г.

Уже концу октября инженеры TVA (Tropedoversuchsabteilung – торпедно-испытательный отдел) смогли усовершенствовать авиаторпеду настолько, чтобы при сбросах на скорости 250 км/ч с высоты 40 м наблюдалось «всего» 12% отказов. Это сочли приемлемым и началось массовое изготовление специальных деревянных рулей торпед, а также переделка Не-115, чтобы на них эти новые торпеды можно было подвешивать. Процесс шел настолько успешно, что 22 ноября отряд 3./506 (он начинал войну как 3./406 и первым из обладателей старых Не-59 уехал на переучивание) заступил на дежурство с торпедами. 25 ноября в нем числилось 6 самолетов, готовых к подвешиванию торпед (из общего числа 9 машин). Но приказ на использование 115-х так и не пришел, а вскоре началась первая кампания по постановке авиамин. Так как генерал Кёлер, командующий морской авиацией на западе (Fuhrer der Seeluftstreitkrafte West – FdL West), был большим фанатом минной войны, он предпочел пока забыть о торпедах. 3./506 уже 28 ноября улетел в Гроссенброде на Балтике, пройти курсы минных постановок, и в начале декабря немного поучаствовал сбрасывании мин LMA у английского побережья, потеряв при этом две машины.

Не-115 с учебной торпедой
Не-115 с учебной торпедой

Фактически, на этом история торпед в 1939 г. заканчивается. Отряд 3./106 , которому фюрер после больших потерь запретил ставить мины, еще подежурил с торпедами несколько раз в первой половине декабря, но и тогда до вылетов не дошло.

К тому времени постепенно суровые зимние условия стали сковывать действия морской авиации все больше и больше. Никаких вопросов не возникало не только по использованию торпедоносцев, но и гидроавиации вообще. В связи с этим есть один любопытный нюанс, который хотелось бы затронуть. В литературе упоминается, что в середине тридцатых годов Хейнкель построил серию специального торпедоносного варианта своего знаменитого Не-111 – модификацию J. Якобы поэтому самолеты в конце 1939 г. были переданы для морской авиации. Однако, в документах нет ни единого намека на то, что Не-111J кто-то рассматривал в качестве торпедоносцев. Это был единственный тип самолета, который Герингу с самого начала было не жалко дать Редеру, постоянно просившего себе колесные машины для того, чтобы зимой, при неблагоприятной ледовой обстановке иметь возможность вести разведку в интересах флота. Потом, правда, были выданы еще «Дорнье», которые получила на вооружение 606-я группа, однако выполнять вылеты по заданиям флота она толком и не смогла: ее переформатировали в бомбардировочную, и отобрали у Кригсмарине.

Не-111J смогли немного поработать в составе Ku.Fl.Gr. 806 в качестве разведчиков и бомбардировщиков. Весной 1940 г. группу стали переучивать на «Юнкерсы», а «Хейнкели» вернули обратно в школы, откуда их забрали в 1939 г.

К началу 1940 г. имелось три отряда, в которых самолеты и летчики имели возможность использовать торпеды. 3./106 и 3./906 находились в подвисшем состоянии. В принципе было ясно, что никто не пошлет их бой, разве что в крайнем случае – на вооружении у них по-прежнему были древние Не.59. Почему их не перевооружали? Возможность такая была, Не-115 поступали от промышленности (резерв этого типа машин на конец января 1940 г. составлял уже 21 единицу). Однако Кёлер постоянно думал о возобновлении минных операций, а для них были нужны старые машины: Не-115 не был способен на тот момент поднимать мину LMB.

Работы над усовершенствованием 115-го шли и вскоре они успешно завершились, но в начале года это лишило два отряда возможности быстро перевооружиться. Потом им пришлось спешно сдавать Не-59, когда те вдруг отчаянно понадобились для транспортных операций в Норвегии в начале операции «Везерюбунг»…

Читать полностью >>>