Для понимания того, какой системе принадлежит рассматриваемая система, следует выделить их функциональные отношения.
Темой этого раздела является понимание вовлеченности системы в работу системы более высокого уровня иерархии, которую принято называть надсистемой. Эта связь построена по такому же принципу как и функциональные отношения между подсистемами в системе: ряд функциональных систем образуют систему следующего иерархического уровня, реализуя её функциональные требования, подчиняясь указаниям в обработке заданных объектов.
То есть управляющее воздействие направлено по иерархии сверху вниз, а функциональное – снизу вверх.
Надсистема обычно задаётся производителем, так же, как и функция рассматриваемой системы, тем не менее это делается в общем виде: конкретный процесс или устройство, где будет использована система, определяется её пользователями.
Для точного определения надсистемы требуется увидеть устройство или сооружение, в состав которого входит целевая система или выделить операцию процесса, где эта система реализует свою главную функцию.
Пример. Если смоделировать функциональной системой чайную ложку, приводимую в движение рукой человека, реализующую функцию перемешивания сахара в стакане кофе, то подсистемами будут выступать компоненты ложки и при необходимости рука человека, рассматриваемая в качестве источника энергии; объектами функции являются: напиток плюс перемещаемые в нём кристаллы сахара; в качестве надсистемы следует определить функциональную систему, предназначенную для приготовления кофе или занимающуюся этим в моменте.
После построения системной иерархии фокус рассмотрения может быть сосредоточен на любом уровне: система с него описывается архитектурой, которой принадлежат элементы с более низкого уровня.
Так как всё сказанное имеет отношение только к рукотворным объектам, то чисто природные объекты можно включать в состав систем, если это предусмотрено разработчиками или позволяет в заданном контексте реализовать требуемую функцию.
Например, мы не знаем функции дерева, растущего в лесу, которую в него заложила эволюция, но вполне можем эту функцию задать или использовать, если она уже реализуется, представив его в качестве функциональной системы, способной удерживать капли воды, что даст возможность укрыться от дождя.
🚫 Предупреждение. В построении системной иерархии нередко допускаются ошибки, что характерно даже для профессиональной литературы и курсов по теории изобретательства. Ключевая неточность заключается в том, что вместо надсистемы в соответствии с её определением, на её место обычно подставляют класс устройств, к которому относится рассматриваемая функциональная система. Как вариант: определяется функциональный класс, то есть другие устройства, реализующие ту же функцию, в том числе и другими способами, и затем они относятся к надсистеме. Например, для табуретки – это любые устройства, предназначенные для удержания человека на некотором расстоянии от пола; для той же чайной ложки можно встретить описание надсистемы как «столовые приборы», для автомобиля – «наземный транспорт», для карманного фонарика – «осветительные приборы» и т. д.
Так что правильно определяйте надсистемы для тех систем, с которыми вы имеете дело, и обращайте внимание на встречающиеся ошибки.
✔️ Задавайте вопросы в комментариях, присоединяйтесь к сообществу «Дизайн мышления» и приглашайте друзей!
⠀