С момента создания нашей технологии прошло 30 лет. За это время накоплено много наблюдений. Какие результаты она даёт? Чем наши ученики отличаются? Чего достигли или достигаю сейчас, как себя реализуют?
Постараюсь описать предельно честно, не приукрашивая. Это не просто, так как любимых людей мы редко описываем объективно.
Надо учесть, что 20 и 30 лет назад мы не имели концепции целостного образования, которая изменила наши представления о возможностях человеческого сознания. Мы тогда не умели работать с ценностями, я тогда ошибочно полагал, что все ценности формируются в дошкольном возрасте, а потом лишь немного корректируются, мы почти не взаимодействовали с родителями, не имели многих вспомогательных инструментов - Бархатной школы, Курса эффективного школьника, Тренажера воображения, Курса логики и т.д.
Итак, что в сухом остатке даёт наша школа всего лишь при отказе (или частичном отказе в других проектах) от привычной классно-урочной системы?
Первое, что мы видим - наши ученики очень разные, как будто не приведены к общему знаменателю. Или как будто все в разных школах учились. При этом они не асоциальны, многие сдружились, общаются, взаимодействуют между собой. У них нет страха полноценной самореализации. Дело тут даже не в профессиональной реализации, а в личностной. Это реально очень разные люди, возможно поэтому и интересные друг другу.
Как устроена школьная уравниловка? Как это работает? Кто её заказывает?
Единые требования, единый стиль педагогов, единая школьная форма, стандартизированные методики, единый государственный экзамен, федеральные образовательные стандарты - всё работает на усреднение, унификацию, выхолащивание индивидуальности, какие бы "творческие подходы" не использовали учителя.
Все эти элементы вполне разумны и оправданы. Тут даже сложно что-то критиковать, просто понять надо. Единая форма - для дисциплины, федеральные стандарты - для контроля качества... Получается, что всё это важно, но при этом всё работает на вытеснение живого образования. Даже смешно звучит требование - творчески воспитать стандартизированную личность. Воспитать гения на педагогическом конвейере.
Есть даже такое описание, позже рассмотрим его внимательно - "Портрет выпускника", как некий идеал, к которому надо стремиться. Никому не приходит в голову спросить: "А кто художник? Кто имеет право "рисовать" портреты, характеры, уровень знаний, личностные качества и ценности наших детей?" Интересный вопрос, правда? Но управленческие и образовательные технологии требуют, чтобы всё было под контролем. В первую очередь - цели, ценности и смыслы.
Ещё раз. Ваши жизненные цели, базовые ценности и ключевые смыслы должны быть под неусыпным контролем. Иначе бардак будет. Не согласны?
Вот учитель сочиняет план урока и пишет цель: "Изучить правописание гласных после шипящих". Логично же, как может быть урок без цели. Секундочку... А чья это цель? Урок - вещь неодушевленная, у урока целей быть не может. Может это цель учителя - "освоить жи-ши"? Нет, конечно, он это давно освоил. У учителя какие-то другие цели, пусть, для простоты - дать знания (или отработать зарплату, не знаю). А у ученика? У него есть своя цель? Кто её исследовал? У всех учеников одна цель? Хм... что-то сомнительно! Тогда чью же цель старательно формулирует учитель?
- Ой, не морочьте мне голову, я просто пишу план урока, там положено цель указывать! Эту цель я аккуратно подсуну ученикам, они у меня послушные, никто спорить не будет. Так всегда было и всегда будет - учитель ставит цель.
Как же сложно преодолевать эти предрассудки и шаблоны педагогической деятельности!
Унификация заметна не только в нашей системе образования. Выпускников вальдорфских школ, как правило, все легко узнают. Или выпускников Оксфорда. Здесь всё предсказуемо.
А наши... все непричёсанные какие-то. И в школе такими были, и по жизни.
Общее между этими людьми то, что они не боятся быть собой, становиться независимыми «художниками» себя, своей уникальной жизни. Секрет в том (напомню, мы пока говорим только о сухой технологии, без проработки личных смыслов и ценностей), что в школе эти ребята получали опыт управления собственным образованием. Они регулярно ставили перед собой новые цели и достигали их, а затем обсуждали методы движения и договаривались о планах. Всё предельно просто. И это было не разовым "мероприятием", не случайным разговором про важность целеполагания, а регулярной практикой.
Здесь и кроется источник качественного образования. База - не правописание жи-ши, а желание быть грамотным, желание развиваться.
Какие баталии у нас в школе разыгрывались при стыковке целей и задач! Каждую неделю проходил семинар - "Итоги недели", завершающийся совместным планированием следующего шага, где каждый мог отстоять собственное видение.
Андрей, сын руководителя крупного российского банка. Повзрослев, сознательно отошёл от тех материальных и карьерных возможностей, которые обеспечивали ему родители, выбрал «странный» путь реализации, стал сильным остеопатом, помогает людям, воспитывает троих фантастически умных и спортивных детишек. А в 1995 году его папа был в ужасе от того, что сын в 10 лет вёл общее школьное собрание по выработке плана работы на неделю. Был серьёзный конфликт.
- Вы не знаете детскую психологию! Дети не могут управлять учебным процессом! Для этого завуч в школе есть!
Пару лет назад обсуждали с Андреем эти события, он их помнит и очень благодарен за тот опыт.
Неужели детская психология утверждает, что человек в 10 лет должен быть глупым и неорганизованным? Какой детский психолог это утверждает? Мифология какая-то.
Ильдар, кажется, сейчас уже доктор биологических наук, а в 90-х - такой типичный «троечник», но очень упрямый, очень спортивный, работоспособный. К 8 классу Ильдара совсем не научили думать, учиться. Воспитывался в семье на американских боевиках и фантастике того же уровня. Помню его первые сочинения… «в полной боевой готовности мы двигались…» Мы мало успели с ним поработать, всего два года, но парень вышел на собственный путь развития, полноценно себя реализует в науке, исследует болота нашего северного края.
Анна. Выстраивает себя, прежде всего, как мама, воспитывая троих детей, а по факту – удивительно глубокий филолог, с «врождённым» чувством языка, переводчик. Увлекается системной лингвистикой. Анна до сих пор, со школьной скамьи качественно управляет своей жизнью, чтобы это понять достаточно заглянуть в её ежедневник или поговорить с её детьми. Корректор текстов от Бога, рекомендую.
Глеб, опередивший за полгода школьную программу на 3 года и будучи 7-классником, выигравший две физтеховские олимпиады, по математике и по физике, причем по математике – абсолютно первое место. Глеб сформулировал, что такое наша школа – это пространство с безграничными возможностями, так как ученик их всякий раз подстраивает под появляющиеся способности и новые цели. Меня это определение греет и сегодня. Глеб оказался не только математическим гением, но и поэтом, я не знаю что важнее.
Максим, по молодости - мощный программист, освоивший базовый уровень самостоятельно, а затем тот, чью специальность и я выговорить не могу. По ходу карьеры поработал главным инженером в Сбербанке, сейчас возглавляет БТИ, воспитывает дочку, которой удивляются воспитатели в детском саду. В 2 года знает всех животных, свободно считает, рассуждает, делает забавные логические выводы…Это уже педагогическая традиция.
Сергей, наш первый «прорвавшийся». Добрый скромный паренёк, любящий футбол, просыпающий на занятия, а в 11 лет он понимал математику уже глубже и техничнее меня (хотя я – вроде как его учитель), учил других детей, а в 19 лет уже закончил институт. Мы его не торопили, это само собой получилось.
Алексей, пришедший к нам в 15 лет с двумя «тройками» в личном деле, остальные – «двойки». Папа, начальник отдела в городской администрации, сказал на входе: «Я понимаю, что уже поздно». Но нет, оказалось, что не поздно. Алексей увлёкся чтением, поправил почерк и через 2 года поступил в институт. Позже тоже пошел работать в городскую администрацию. Папа кричал: "Вы мне сына спасли!" Даже неудобно было.
Света. Очень скромная, покладистая девочка. Много лет с ней не виделись, не списывались и вдруг пару лет назад находит меня в соцсетях, и рассказывает о своём пути, выстроенном в формате «белой вороны», тоже многого добилась и ещё добьётся. Вспоминает школьные годы с благодарностью, подчеркивая эту возможность – в любых раскладах быть собой.
Женя. Трагическая судьба – переехал с отцом в Киев (папа был одним из немногих наших активных сторонников, инженер), но папа через год погиб, Женька остался там практически один. С 6 класса учился урывками, сменив несколько школ. Но сумел поступить на матфак в Киевский университет, закончил его с отличием, защитил кандидатскую по какой-то удивительной для меня теме на стыке трёх наук, он мне объяснял (списались лет 5-6 назад), но я ничего не понял, что-то связано с математикой, архитектурой и ещё чем-то экзотическим… Консультировал местных олигархов, купил Бентли, преподавал в родном университете математику… Совершенно взрослый, состоявшийся человек, сделавший себя в непростых обстоятельствах.
Анастасия. Училась по собственному плану, выигрывая олимпиады, Сейчас уже готовится к созданию Детского Университета, мне бы в голову такое никогда не пришло.
Мы с коллегами снова весной обсуждали этот вопрос - ну почему у нас ученики такие разные?! Разброс по уровню подготовки, по скорости работы порой просто чудовищный, сложно работать в одной руппе, в рамках одного класса. Один ещё число записывает, второй уже дополнительную задачу просит. Сложно, но интересно.
Один эпизод из опыта последних лет. Проводим в Псебае большой российский образовательный фестиваль, точнее – помогаем, принимаем участие. Вечером взрослые потянулись на планёрку, детям сказали отдыхать и веселиться. Мы говорим: «А почему планы строят взрослые? Может проведём совместный анализ дня и планирование?» Нет, взрослые твёрдо убеждены, что детям это не интересно и вообще они устали. Хорошо, не спорим. Но тут на взрослую планёрку заходит шестилетний Лев, сын того самого Андрея, остеопата. Заходит, садится и в течение часа терпеливо ждёт пока все выскажутся. Время – около 10 вечера. Потом поднимает руку и говорит: «Вот здесь в расписании на завтра в 13.30 есть свободное место, предлагаю вставить сюда «Избу-читальню». Все соглашаются. На следующее утро вижу, как Лев подходит к расписанию и проверяет – вписана ли его любимая «Изба-читальня». Это очень взрослое ответственное поведение.
Наши ученики позволяют себе учиться не "по классам". У них вообще другие ориентиры.
Ваня, второклассник. А по математике - уверенный и очень крепкий 6-классник, работающий по углубленной программе.
Саша - обратная ситуация. Тоже второклассник, а по русскому языку держит уровень 6 класса совершенно уверенно, грамотнющий паренёк на удивление.
"Сколькиклассниками" их считать? Зачем мне вообще знать их номинальный класс? Мешающая информация. Ладно, о нашей технологии поговорим в другой раз. Пока разговор об учениках.
Я могу долго рассказывать о них. Я не то, чтобы горжусь своими учениками, но – люблю их, мне все они очень интересны. Нет пустых, бессмысленных. С каждым интересно поговорить.
И это всё – не от того что я какой-то там великий педагог, я, честно, не считаю себя хорошим педагогом и вообще педагогом, «преподавателем». Я планы уроков не всегда пишу, я не всегда тетрадки успеваю проверить. Каюсь.
Я больше технолог, спец по образовательной инноватике. Правда, мне с детьми интересно. И вроде бы им со мной полезно.
Мы с коллегами создали образ другой школы – свободной, эффективной, очень личностной, живой. На эту базу 14 лет назад начала опираться возникающая концепция опережающего целостного образования. Мы же по сути ведущие идеи и программы целостного образования пока не развернули толком. А если эту концепцию постепенно усилить другими ключевыми разработками (О.Бахтияров, А.Катунин, А.Лобок, Ю.Громыко…)… Их много. Вы представляете какой это потенциал?
Вот уже год как помогаю ребятам Посольской школы. На перемене 1-классник Родион задумчиво пишет на доске:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 +
Я подхожу, предлагаю: «… плюс и так далее, можно поставить многоточие»… Родион ставит знак «…».
Спрашиваю:
- Сколько всего таких слагаемых?
Чуть подумав, Родик пишет сверху: 12.
- Хочу найти сумму… (начинает складывать).
Говорю:
- А можно быстро найти ответ?
Десять секунд раздумий... : «Я уже посчитал, 78»… и ловит формулу арифметической прогрессии. Это настолько круче программы 1 класса по уровню мышления, что даже смешно обсуждать. А мне важно, что Родион видит – мне это тоже интересно, как и ему. Мне это искренне интересно, по-человечески, а не по-педагогически.
Где-то в 1988 году методолог Юрий Вячеславович Громыко обозначил возможную стратегию современного образования как программу воспроизводства гениальности в России. Я с тех пор всякий раз убеждаюсь в одной странности: все наши ученики гениальны. Без исключения. Все.