Найти в Дзене
Финансовый гений

Автодилеры требуют от властей конкретных объяснений: куда именно пойдет повышенный утильсбор. Потому что пока он идет непонятно куда

События вокруг планируемого очередного поэтапного повышения утилизационного сбора заиграли новыми красками. Я напомню, что Минпромторг захотел в очередной раз с 1 октября повысить утильсбор на импортные авто на 80% и далее автоматически повышать его ежегодно, как минимум, на 10-20%.

-2

Исходя из своего названия, утилизационный сбор должен использоваться, соответственно, на утилизацию пришедших в негодность автомобилей.

И не только исходя из названия, но и исходя их законодательства. В статье 24.1 ФЗ №89 от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" сказано, что утилизационный сбор уплачивается "в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа."

-3

Однако, не знаю, удивит это кого-то или нет, но по такому назначению (утвержденному законодательно, если что) утильсбор в России не используется. Да и как-то странно было бы тратить, к примеру, 1-2 млн рублей или более (столько сейчас планируется брать со многих ввозимых авто) на утилизацию автомобиля - не находите? А к 2030 году - вообще 3-4 млн. Не слишком ли дорогая выходит утилизация?

Так что, от "утилизационного" в этом сборе осталось только название, а его официальное предназначение теперь заключается в поддержке отечественного автопрома. Во всяком случае, так утверждает Минпромторг.

Однако и этой поддержки не увидели в российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), поэтому направили официальное письмо с Минпромторг и Минфин с просьбой конкретно объяснить куда уходят и будут уходить все собираемые миллионы и миллиарды утилизационного сбора.

-4

По их подсчетам все эти бесконечные повышения утильсбора приведут к тому, что в 2030 года позволить себе купить автомобиль смогут не более 5-7% россиян (напомню, что согласно плану, к этому времени минимальный размер утильсбора на легковое авто с объемом двигателя 1-2 литра будет составлять 1,17 млн рублей, а, например, для авто с двигателем 3-3,5 литра - 3,78 млн рублей). Какие-то просто баснословные деньги. Для сравнения, в 2023 году, согласно подсчетам РОАД, позволить себе купить новый автомобиль могли 14% россиян, а в 2014 году - 33%.

По данным РОАД, полная себестоимость многих отечественных автомобилей ниже, чем взимаемый за ввоз импортных утилизационный сбор. То есть, условно, за сбор ввезенного в страну автомобиля, в стране можно произвести новый автомобиль. Если исходить из целей, декларируемых Минпромторгом (поддержка отечественного производителя). Но этого не происходит, а собираемые средства исчезают в неизвестном направлении - констатируют в РОАД.

"Мы пытаемся разобраться, куда направляется утильсбор, который как таковой сбором на утилизацию не является, так как его размер превышает стоимость производства и никак не соотносится с фактическими затратами на утилизацию", - комментирует это обращение представитель РОАД.

РБК, ознакомившись с этим письмом, обратились к представителям автопроизводителей и от некоторых из них получили ответы, что те не получают никакой поддержки от государства, связанной с утильсбором и не ждут ее в связи с повышением этого сбора.

Так, представитель КАМАЗа ответил, что рост утильсбора вообще никак не повлияет на стоимость производимых в России автомобилей. И что компании даже приходится снижать цены, чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции:

Рост утильсбора никак не сказывается на стоимости автомобилей, локализованных в России в соответствии с нормативными требованиями. Более того, мы цены снижаем, так как работаем на высококонкурентном рынке. Процент снижения зависит от сегмента.

Также отсутствие планов поднятия цен на выпускаемые в России электромобили и всяческого влияния на их стоимость утильсбора подтвердил представить липецкого завода "Моторинвест".

А официальный представител АвтоВАЗа заявил, что компания может повысить цены на свою продукцию уже второй раз в этом году (первый раз повысила в мае), а обращение РОАД назвал "паническим и не подкрепленным фактами".

Представители других автозаводов от комментариев отказались.

Видите, как интересно получается. Утилизационный сбор вводили, чтобы за его счет утилизировать автомобили. Но этого не происходит. Заявляли, что за его счет будут поддерживать отечественных производителей. Но этого тоже не происходит.

А куда же тогда направляются и будут направлятьтся все эти многомиллиардные утильсборы? Думаю, догадаться не сложно, но интересно, что ответят на запрос РОАД Минфин и Минпромторг.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.