Найти тему
PromoPult

SEO продвижение сайта на 1C-Битрикс: как оптимизировать ресурс для вывода в топ

Оглавление

На CMS Битрикс хороший набор инструментов для продвижения сайта в поисковых системах. Они автоматизируют рутинные процессы и избавляют от необходимости работать с кодом. Рассказываем о SEO-опциях из «коробки» и сторонних модулях, которые могут понадобиться для решения отдельных задач.

Встроенный SEO-функционал Битрикс

Базово оптимизировать сайт помогут специальные инструменты и встроенный модуль «SEO-оптимизация» — ничего дополнительно устанавливать не надо. Большинство опций доступно во всех версиях и редакциях CMS.

Подключение сайта к Вебмастеру

Новый сайт подключают к Яндекс Вебмастеру и Google Search Console. Это позволяет сообщить о нем поисковым системам. Также в этих сервисах можно получать данные по индексации и мониторить техническое состояние ресурса.

Для интеграции с Вебмастером в Битрикс есть инструмент. Чтобы подключиться к Яндекс Вебмастеру, в административной панели сайта открываем раздел «Маркетинг» → «Поисковая оптимизация» → «Поисковые системы» → «Яндекс». Затем авторизуемся в Яндексе, копируем код, выполняем привязку к аккаунту и подтверждаем доступ.

-2

По этому же принципу подключаем сайт к Google Search Console.

-3
Подробные гайды по работе с Яндекс Вебмастером и Google Search Console читайте в блоге PromoPult.

Переход на HTTPS

HTTPS — это протокол безопасной передачи данных. На сайтах, которые его используют, в адресной строке браузера можно увидеть значок замка. У пользователей больше доверия к таким площадкам, особенно когда нужно оставлять персональные данные. Поисковые системы тоже учитывают наличие защищенного протокола и лучше ранжируют такие сайты.

Алгоритм перехода на HTTPS в Битриксе указан на специальной странице. Она находится в административной панели сайта в разделе «Настройки» → «Настройка HTTPS».

-4

Вот краткая инструкция:

  • Приобретаем SSL-сертификат у провайдера или в центре сертификации.
  • Подготавливаем ресурс, заменив все абсолютные ссылки на относительные. То есть убираем указание на протокол и домен.
  • Устанавливаем сертификат на хостинг с помощью SFTP — протокола для безопасной передачи данных.
  • Настраиваем редиректы (перенаправления).
  • Оповещаем поисковики о переходе на HTTPS.
Каждый пункт подробно разобрали в статье «Как правильно перейти с HTTP на HTTPS».

Настройка файла robots

Robots.txt — это текстовый файл с инструкциями для поисковых ботов. В нем указано, какие страницы должны индексироваться, а какие нет. Отсутствие этого файла может замедлить сканирование сайта роботом, повысить нагрузку на сервер и стать причиной того, что в индексе окажутся страницы, не предназначенные для общего доступа.

Robots можно сгенерировать автоматически. В административной части сайта заходим в раздел «Маркетинг» → «Поисковая оптимизация» → «Настройка robots».

-5

Откроется форма для создания инструкции, заполняем ее, используя специальные кнопки.

-6

Кнопка «Стартовый набор» сгенерирует базовый шаблон со стандартными правилами. Обычно они разрешают боту индексировать большинство страниц и запрещают доступ к административным и системным разделам сайта.

-7

Стартовый шаблон можно редактировать, добавив свои правила с помощью кнопок:

  • Disallow — запрещает индексацию файла или папки.
  • Allow — разрешает доступ к конкретным страницам, даже если родительская директория запрещена.
  • Главное зеркало — позволяет указать главное зеркало сайта, то есть его основную версию.
  • Crawl-delay — настройка временного интервала между запросами бота к страницам сайта.
Директиву crawl-delay используют, чтобы сократить нагрузку на сайт со стороны роботов. Но поисковые системы ее уже давно не учитывают. Для регулирования частоты запросов Яндекс рекомендует использовать функционал Яндекс Вебмастера (раздел «Индексирование» → «Скорость обхода»).
  • Sitemap — директива сообщает, что у сайта есть карта и указывает путь к ней.

Вверху формы есть вкладки. В них можно задать отдельные правила для Яндекса и Google, а также отредактировать файл вручную.

-8

Можно перейти по ссылкам на документацию поисковых систем с более подробной информацией по настройке robots, они расположены ниже на странице.

Создание sitemap.xml

Sitemap — это файл с картой сайта. Он содержит URL страниц, которые должны попасть в индекс. Этот файл необязателен, но если на сайте более 500 страниц, рекомендуем его создать. Он поможет поисковым системам эффективнее индексировать ресурс.

Sitemap в Битриксе тоже можно сгенерировать автоматически. Открываем раздел «Маркетинг» → «Поисковая оптимизация» → «Настройка sitemap.xml». Появится форма, в которой будут 4 вкладки:

  • «Настройки». Указываем название и адрес карты. Если напротив «Добавить правило в robots» поставить галочку, то в файл robots добавится ссылка на sitemap.
-9
  • «Файлы». Отмечаем файлы и папки, которые должны индексироваться. В поле «Включаемые файлы» указываем маски включения — индексироваться будут только те файлы, которые им соответствуют.
-10
  • «Инфоблоки». Выбираем, какие разделы и элементы инфоблоков необходимо индексировать. Галочка в поле «Автогенерация» активирует автоматическое обновление файла в случае изменения данных.
-11
  • «Форумы». Отмечаем нужные форумы — разделы с обсуждениями, комментариями, отзывами.
-12

После всех настроек нажимаем «Сохранить и запустить». Если пока не хотите запускать генерацию карты, нажмите просто «Сохранить».

Установка ЧПУ

ЧПУ — это адреса страниц, которые вместо идентификаторов содержат понятные слова. Такие URL лучше воспринимаются поисковиками и помогают пользователям понять, какой контент их ждет на странице.

Пример ЧПУ в интернет-магазине
Пример ЧПУ в интернет-магазине

В Битриксе можно настроить автоматическую генерацию человекопонятных адресов. Для этого открываем на редактирование параметры компонента, который выводит материалы инфоблока. Во вкладке «Управление адресами страниц» включаем поддержку ЧПУ.

-14

Теперь указываем, что в URL должен подтягиваться символьный код, а не идентификатор раздела. Для этого ниже в этой же форме вместо ID прописываем CODE:

  • В поле «Раздел» заменяем #SECTION_ID#/ на #SECTION_CODE#/.
  • В поле «Детальная информация» заменяем #SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ на #SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/.
-15

Чтобы настройки корректно сработали, у элементов и разделов должен быть прописан символьный код. Ведь именно он будет подтягиваться в URL.

-16

Можно подключить автоматическое создание символьного кода на основе транслитерации названия разделов. Нужная опция находится в настройках инфоблока во вкладках «Поля» и «Поля разделов».

-17

Теперь создаем шаблоны для формирования URL. Заходим в «Контент» → «Инфоблок», выбираем нужный тип инфоблока и остаемся во вкладке «Инфоблок».

-18

Находим поля для шаблонов и добавляем в них макросы: #SECTION_CODE# для вывода названия раздела и #ELEMENT_CODE# для вывода названия элемента.

-19

На основе этих шаблонов будут генерироваться человекопонятные адреса страниц.

Заполнение метатегов

Метатеги — это элементы HTML-разметки сайта, которые содержат данные о странице. Их считывают поисковики, чтобы определить релевантность документа запросам пользователей.

Основные метатеги это:

  • Title — заголовок страницы. Выводится в результатах выдачи и в адресной строке браузера.
  • Description — краткое описание страницы. Тоже может выводиться в результатах выдачи.
  • Keywords — основные ключевые слова, по которым продвигается страница. Google отказался от использования этого метатега, а вот Яндекс его еще может учитывать, поэтому рекомендуем заполнить.

Ключевые слова используют во всех метатегах. Но важно избегать переоптимизации: в title достаточно одного вхождения, в description — одного–трех, а в keywords — трех–четырех. Правила заполнения подробно разобрали в статье «Важные метатеги для SEO оптимизации сайта».

Для главной страницы, категорий товаров и других важных разделов метатеги лучше прописать вручную. А для остальных можно создать шаблоны и настроить автогенерацию. Это упростит оптимизацию больших сайтов.

Чтобы настроить генерацию метатегов, выбираем нужный раздел и открываем его для редактирования. Переходим на вкладку «SEO».

-20

В открывшейся форме прописываем шаблоны. Для этого добавляем специальные конструкции, которые будут выводить нужные значения со страницы. Их можно выбрать, нажав на три точки рядом с соответствующим полем.

-21

Добавляем также обычные слова, они будут дублироваться для всех страниц раздела. Ниже пример заполненных шаблонов.

-22

Шаблоны можно создавать для разделов, подразделов и всего инфоблока.

Оптимизация изображений

Оптимизация изображений повысит релевантность страниц и поможет попасть в поиск по картинкам. Для этого указываем атрибуты, описывающие содержание изображений:

  • Alt — учитывается поисковым роботом и отображается, если картинка не загрузилась.
  • Title — важен для пользователей, выводится при наведении курсора на картинку.

Атрибуты тоже можно генерировать по шаблонам. Делается это по тому же принципу и в том же разделе, в котором мы настраивали шаблоны для метатегов.

-23

Хлебные крошки

Так называют навигационную цепочку, которая указывает путь до текущего документа. На сайте она обычно выводится в верхней части страницы под основным меню. Хлебные крошки — это один из способов внутренней перелинковки. Они положительно влияют на индексирование страниц и поведенческие факторы, упрощая пользователям навигацию.

Пример хлебных крошек в интернет-магазине
Пример хлебных крошек в интернет-магазине

На Битриксе хлебные крошки подключают в шаблоне сайта с помощью компонента breadcrumb. Он находится в визуальном редакторе в разделе «Служебные» → «Навигация» → «Навигационная цепочка».

-25

После подключения в хлебных крошках будут выводиться заголовки разделов. Если нужно изменить их названия, открываем «Изменить раздел» → «Свойства разделов».

-26

В поле «Заголовок» и указываем нужное название.

-27
Всё о хлебных крошках читайте в этом материале.

Дубли и канонические ссылки

Практически на любом сайте могут появляться дубли — страницы с идентичным или похожим контентом, но с разными URL-адресам. Они вредят SEO: замедляют индексацию, размывают ссылочный вес, негативно влияют на опыт пользователей. Для поиска дублированных страниц можно использовать поисковые операторы, инструменты Вебмастера и программы-парсеры.

Про виды дублей и как с ними бороться мы рассказывали в этой статье.

В интернет-магазинах дубли часто появляются из-за того, что один и тот же товар доступен в разных разделах. Начиная с версии 15.5.0, в Битриксе можно задать основной раздел для элемента и таким образом избавиться от дублей. Основная страница будет отмечена как каноническая, и робот будет отдавать ей приоритет. Вот как это сделать:

  • В админ-панели открываем «Контент» → «Инфоблоки» → «Типы инфоблоков» и выбираем нужный раздел. Переходим на вкладку «Поля» и ставим галочку напротив «Разрешить выбор основного раздела».
-28
  • Переходим во вкладку «Инфоблок» и заполняем шаблон для формирования канонический ссылки элемента.
-29
  • Открываем форму редактирования элемента. Находим строку «Основной раздел» и указываем раздел, который нужно считать основным.
-30

Переходим в настройки компонента во вкладку «Настройки детального просмотра» и отмечаем пункт «Устанавливать канонический URL».

-31

Дополнительно можно активировать две опции:

  • «Использовать основной раздел» — позволяет установить единый адрес. Для элемента всегда будет формироваться URL основного раздела, даже если он был открыт через другой раздел.
  • «Строгая проверка раздела» — позволяет запретить переход по второстепенным ссылкам. Элемент будет открываться только по ссылке, содержащей указание на основной раздел.
-32

Другие способы избавления от дублей: настройка редиректов, запрет индексации в файле robots, уникализация контента. Статические страницы-дубли без ссылочного веса и трафика можно просто удалить.

SEO-статистика

На Битрикс есть панель с SEO-статистикой. Открыть ее можно в публичной части сайта: переходим на страницу, по которой нужны данные, и нажимаем «SEO».

-33

На панели доступно несколько вкладок:

  • «Страница» — содержит общие данные о странице и рекомендации для улучшения SEO.
-34
  • «Продвигаемые слова». Здесь можно указать ключевые слова и посмотреть, сколько раз они встречаются на странице (всего), есть ли переспам (контраст.), а также встречаются ли они в ссылках.
-35
  • «Управление» — управление метатегами и заголовками страницы.
-36
  • «Индексация» — данные об индексировании сайта в Яндексе и Google.
-37
  • «Переходы» — количество переходов из поисковых систем.
-38
  • «Ссылающиеся сайты» — данные о внешних ссылках и переходах по ним.
-39

Панель со статистикой позволяет быстро получить основную информацию о странице, но последние три вкладки полностью доступны только в редакциях «Бизнес» и «Энтерпрайз».

Производительность сайта

Производительность — важный критерий ранжирования. Пользователи не любят медленные сайты, поэтому на таких площадках повышаются показатели отказов и снижаются конверсии, что затрудняет продвижение в топ.

На Битрикс можно оценить производительность сайта. В панели администратора переходим в «Настройки» → «Производительность» → «Панель производительности». Запускаем тестирование: чем ниже посещаемость ресурса, тем дольше должен длиться тест. Итоговая оценка выводится в верхней части экрана.

-40

Чем ниже оценка, тем хуже производительность. Если система показала меньше 30 баллов, значит страницы загружаются очень медленно, и с этим обязательно нужно работать.

Повысить производительность помогут встроенные инструменты Битрикс:

  • Кеширование — временное сохранение данных для более ускоренного доступа к ним при повторном обращении. На Битрикс можно настроить автоматическое кеширование, устанавливать время жизни кеша и условия его сброса. Опция находится в панели администратора: «Настройки» → «Настройки продукта» → «Автокеширование».
-41
  • Композитный сайт — более продвинутый способ кеширования, разработанный компанией Битрикс. Представляет собой html-кеширование статической части страницы и ajax-подгрузку ее динамической части. Опция находится в настройках продукта, раздел «Композитный сайт». Для подключения необходима версия от 14.5 и выше.
-42
  • Оптимизация CSS и JS. В настройках главного модуля в разделе «Оптимизация CSS» можно активировать опцию сжатия и объединения CSS и JS файлов. Это позволит сократить вес страниц и снизить нагрузку на сервер.
-43

Можно также запустить проверку сайта в PageSpeed Insights и выполнить рекомендации системы. Это бесплатный инструмент от Google с подробным анализом производительности. Разобрали функционал сервиса в статье «Как провести аудит страницы с помощью PageSpeed Insights».

Отметим также, что Битрикс — довольно ресурсоемкая CMS, и проблемы со скоростью загрузки могут быть связаны со слабым хостингом. Сервер должен соответствовать требованиям платформы, поэтому хостинг-провайдера лучше выбирать из тех, которых рекомендует Битрикс.

Дополнительные SEO-модули

Не все SEO-задачи можно решить встроенными инструментами. Рассмотрим несколько сторонних модулей из маркетплейса Битрикс, которые тоже могут понадобиться. Необязательно выбирать именно их, изучите аналогичные варианты от других разработчиков, в том числе комплексные SEO-модули. Любое дополнение нужно выбирать тщательно, чтобы не возникло проблем. Ознакомьтесь с документацией, узнайте, подойдет ли модуль для вашей редакции, почитайте отзывы.

Редиректы для SEO

https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/rodzeta.redirect/

Стоимость: бесплатно.

Модуль поможет быстро настроить редиректы — автоматические перенаправления с одной страницы на другую. Они нужны для склейки домена с www и без www, при переходе на HTTPS, работе с дублями, удалении и перемещении страниц. Самый распространенный тип редиректов — 301-ый. Он означает, что страница переехала навсегда.

-44

Шаблоны для мета-тегов

https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/isaev.seotemplate/

Стоимость: бесплатно.

Расширяет базовый функционал шаблонов для title и description. В стандартный набор добавляет новые конструкции для вывода значений (количество товаров, минимальная и максимальная цена), а также функции для работы с условиями.

-45

Сотбит: Микроразметка Schema.org

https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/sotbit.schemaorg

Стоимость: 4990 рублей.

Модуль для семантической разметки данных на сайте. Микроразметка позволяет структурировать информацию и помогает поисковым системам понимать контент. Можно улучшить сниппет в результатах поиска, сделать его более информативным и таким образом повысить CTR.

-46

INTEC:Мультирегиональность

https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/intec.regionality

Стоимость: 8940 рублей.

Модуль актуален для компаний, которые ведут деятельность в разных регионах. Позволяет адаптировать содержимое сайта для разных городов: показывать разные тексты, контакты, товары, цены, скидки, а также создавать уникальные метатеги.

-47

SEO умного фильтра

https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/techdir.seofilter/

Стоимость: 3900 рублей.

Если на сайте установлен фильтр поиска, под некоторые комбинации характеристик могут формироваться новые страницы. Их оптимизация позволит получать дополнительный низкочастотный трафик. Для этого и предназначен модуль «SEO умного фильтра». Он автоматически генерирует уникальные заголовки, метатеги и SEO-тексты для страниц с результатами фильтрации.

-48

Ускорение загрузки сайта

https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/arturgolubev.cssinliner/

Стоимость: 4410 рублей.

Модуль оптимизирует код и конвертирует изображения в современный и быстрый webp-формат. После настройки и использования улучшается оценка сайта в сервисе PageSpeed insights.

-49

Отложенная загрузка

https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/arturgolubev.lazyimage

Стоимость: 2465 рублей.

Позволяет настроить отложенную загрузку картинок и видео. То есть они будут загружаться не сразу, а только тогда, когда пользователь до них доскроллит. Это ускорит страницы, так как изначально будет загружаться меньше данных.

-50

ИИ Копирайтинг Мастер

https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/bxproger.copymaster

Стоимость: 19 600 рублей.

Когда требуется большое количество описаний для товаров, удобно использовать генератор текстов. Модуль работает на базе ИИ, поддерживает модели GPT-3,5 и GPT-4o. Описания будут создаваться автоматически при выгрузке товаров из 1C, также можно настроить генерацию текстов для уже существующих страниц.

-51

Мы рассказали об основных инструментах оптимизации сайта на Битрикс. Это не полный перечень работ. Необходимо также повышать авторитетность в сети, улучшать поведенческие и коммерческие факторы. Грамотная SEO-стратегия позволит попасть в топ по большому количеству запросов и получать хороший трафик.