Некачественные дороги могут стать не только причиной поломки автомобиля, но и поводом взыскать деньги на его ремонт. О том, как правильно это сделать, адвокат Александр Щербинин рассказал изданию «АиФ. Авто».
«Большинство водителей совершают одну и ту же ошибку: если машина налетела на выбоину и поэтому сломалась, они стараются как можно быстрее добраться до ближайшей СТО, – делится наблюдениями эксперт. – Но если повреждения авто возникли из-за некачественной дороги, то ответственность лежит не только на водителе. Наезд на яму, повлекший повреждения транспортного средства, является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому нужно действовать так же, как и при других ДТП: остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и вызвать сотрудников ГАИ».
Тем временем нужно зафиксировать на фото и видео все повреждения, которые получил автомобиль. Возможно, в момент ДТП рядом были свидетели или же находились другие машины с видеорегистраторами либо камеры наружного наблюдения. Нужно постараться записать данные свидетелей, а также приложить все усилия, чтобы заполучить видеозапись момента ДТП. Лучше делать это по горячим следам, поскольку записи с уличных камер обычно хранятся недолго.
Сотрудники ГАИ могут потребовать объяснений под протокол. Отказываться от него не нужно. Но в протоколе должно быть указано, что водитель соблюдал Правила дорожного движения и двигался с разрешенной скоростью. Иначе есть риск стать виновником ДТП. В документе фиксируются все повреждения автомобиля, а также размеры выбоины, в которую попала машина. Это нужно проверить до подписания протокола.
Как только все подробности аварии внесены в протокол, водителю придется заняться поиском организации, которая обслуживает участок дороги, где произошло ДТП.
«Для предъявления требований к виновнику ДТП понадобится оценить ущерб, – добавляет адвокат. – Здесь помогут оценщики, причем если есть возможность, то на осмотр к оценщику лучше сразу пригласить виновную сторону. Извещать о месте и времени осмотра рекомендую телеграммой – это быстрее, чем заказное письмо с описью и уведомлением».
Следующее, что нужно сделать, – направить претензию виновнику и требование возместить ущерб за ремонт транспортного средства. Скорее всего, вторая сторона не захочет отдавать деньги добровольно. Поэтому искать справедливости дальше придется в суде.
Страдают колеса и подвеска
При попадании в дорожную яму не исключены порезы покрышек, причем, как правило, продольные и длинные, которые обычно не поддаются восстановлению. Образование грыж и ремонтируемых проколов – также вполне типичный сценарий.
Следующими страдают колесные диски. При этом штамповка, как правило, гнется о кромку ямы, а литье и ковка трескаются. Вероятность такого сценария будет выше, если вы начнете тормозить прямо перед препятствием и пройдете его с заблокированными колесами.
Страдает также рулевое управление. А именно – наконечники разбалтываются, тяги гнутся, а рулевая рейка выходит из строя. Известны случаи, когда плохие дороги выводили из строя даже рулевые колонки.
Но наибольший урон на ямах несут детали подвески. Прежде всего это касается опор стоек, сайлентблоков, стабилизаторов и стоек стабилизаторов. Полуоси и шрусы при ударе колес о кромку ямы также могут выйти из строя и деформироваться.
«Лежачий полицейский» не менее опасен
Что касается кочек и другого рода возвышений на дороге общего пользования, то такие препятствия сулят автомобилю даже большие повреждения, чем ямы и рытвины. Конечно, многое зависит от скорости движения. Чем она меньше, тем менее выраженным будет ударное воздействие. Считается, что если проехать классический резиновый «лежачий полицейский» на скорости 60 км/ч, то вред для подвески и рулевого управления будет большим, чем если бы машина преодолела яму с полостью аналогичной глубины.
При проезде тех же самых «лежачих» на скорости порядка 60 км/ч ударная нагрузка передается от колес в сайлентблоки и рычаги подвески на подрессоренные пружинами.
Все эти детали, соответственно, гарантированно получают повреждения. Далее удар стараются минимизировать пружины и амортизаторы. Однако погасить кинетическую энергию этим демпферам удается далеко не всегда, особенно если автомобиль укомплектован большими колесами с высокопрофильной резиной. И если новый автомобиль еще способен какое-то время сопротивляться такому издевательству, то для десятилеток и еще более древнего транспорта неосторожная езда по «лежачим полицейским» в считаные месяцы выльется в полный износ резинометаллических шарниров.
Причем возвышенность, как и выбоину, ни в коем случае нельзя преодолевать с педалью тормоза, утопленной в полу. Так шансы повредить детали подвески возрастают многократно. Вместо этого подвеску нужно разгрузить, затормозив за пару метров перед препятствием. Амортизаторы разожмутся, «передок» пойдет чуть вверх, и ударная нагрузка при преодолении кочки заметно снизится.
В случае же с ямами потенциальный урон машине будет зависеть как от скорости движения, так и от геометрии выбоины. Когда на пути встречаются ямы меньше диаметра колеса, в ряде случаев их можно преодолеть даже на относительно высокой скорости. В этом случае амортизаторы не успеют сработать на отбой и автомобиль буквально пролетит над дорожным браком.
Однако ездить по принципу «выше скорость – меньше ям» не следует! В противном случае вы будете давать чрезмерную нагрузку не только на элементы подвески, но также на ступичные подшипники, поворотные кулаки, диски и шины. Чем тяжелее ваш автомобиль и чем выше скорость движения, тем больший вред вы наносите вашему авто.
«АиФ. Авто», «Российская газета»
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1555/auto/003392/.
Архив статей газеты ~ № 32 (1555) 6 августа ~ 2024 год.