Когда свергнутый император Иван VI Антонович томился в Шлиссельбургской крепости, его родные - Брауншвейгское семейство: отец Антон Ульрих, две сестры и два брата жили в архиерейском доме в Холмогорах (мать, Анна Леопольдовна, тоже там умерла). Это в родных местах Ломоносова, в Архангельской губернии.
Число жителей этого дома вовсе не ограничивалось семейством. Были люди, которые состояли на услужении, охраняли их. Нам известно, что даже появились на свет внебрачные дети Антона Ульриха. Пока арестованное семейство находилось там, то и роль всех этих людей была очевидна, но Антон Ульрих умер, а изрядно выросших детей Екатерина Великая отправила к их тётке в Данию в 1780-м году. Что же делать тем, кто все это время обеспечивал их быт?
Мореходцы
Как сообщал историк и литератор 19 века Григорий Данилевский, всех этих людей было решено оставить жить в Холмогорах. Вероятно, как хранителей политической информации. Наиболее интересна судьба тех моряков, которые сопровождали остатки Брауншвейгского семейства в Данию. Больше в море эти люди не выйдут, но останутся в документах под особым прозвищем "мореходцев". Данилевский даже называет это сословием.
Мореходцы - очень хорошее название. Для Архангельской губернии вполне обыкновенное, мало ли людей в море бывали? Ни у кого не возникнет мысли распрашивать куда и зачем они ходили.
Мореходцев поселили в Холмогорах вместе с семьями. Им было запрещено покидать город. Напомним, это 1781 год. Им отвели определенное количество пашенной и сенокосной земли, определили их в ведение местного городничего.
10 лет спустя
Они честно просидели на месте десять лет, но потом стали писать ходатайства о том, чтобы им разрешили покидать Холмогоры. Они ведь наверняка были из разных мест, где-то жили родственники. Ну и, по большому счету, у них не было никакой вины, ничего сверхсекретного они не знали. Да, сопровождали за границу немолодых людей.
В 1793 генерал-губернатор Самойлов взялся помочь мореходцам и обратился к губернскому начальству с тем, что можно бы их и отпустить, зачислить во дворянство. Вроде бы никто и не против, но утверждать так и не решились. Забыли, запрятали под сукно.
20 лет спустя
Стали мореходцы жаловаться, что ими по сути дела все дыры заделывают. То на одно отправляют дело, то на другое, по сути нет никакого житья упорядоченного. Губернатор внял мольбам. Отныне у них только одна была обязанность - чинить участок дороги, что проходила мимо их домов. К другим обязанностям их не привлекали.
В 1807 году не стало последней из тех, кого они сопровождали в Данию - Екатерина Антоновна умерла в датском Хорсенсе в возрасте 65 лет. Она была последней из Брауншвейгской фамилии.
40 лет спустя
Надо полагать, никого из мореходцев уже не осталось. Вышел в 1824 году указ о выплате пенсий их вдовам. Их осталось всего пять таковым. Известны и фамилии: Подсозонова, Пескова, Мартемьянова, Попова, Куршимаева.
50 лет спустя
Вышло положение Комитета Министров, где определяется, что мореходцев и детей их "оставить по-прежнему в свободном звании, наравне с разночинцами, показав их по ревизии для одного только счета". То есть, считать можно, но никуда пока определить не решают.
90 лет спустя
Губернские Архангельские власти в 1874 году (при Александре II) пишут, что никого из мореходцев в живых не осталось, и сами события, побудившие их к поселению в Холмогорах более не существуют, а дальнейший запрет их потомкам выезда из Холмогор не имеет более справедливого основания, а лишь служит напрасно их стеснению, то следует их приписать в Холомогорские мещане, а некогда данную землю, определить им в полную собственность. В Петербурге рассмотрели и ответили, что раз они уже ранее признаны в свободном звании, то незачем эти вопросы поднимать впредь.
Вот такая командировка приключилась, что почти сто лет ограничивала жизнь не только самим первоначальным мореходцам, но и их женам, детям, внукам, правнукам. Интересно, сохранилось ли в их семьях предание о том времени.
О Брауншвейгской фамилии читайте:
А ещё более подробнее про судьбу Ивана VI, его родных и близких читайте в моей книге "Последний Иван на престоле. Рождение, жизнь и смерть под властью женщин".