Найти тему
Без шелухи. Marina Kon

Как дама без рук, без носа, без ступни стала первой красавицей планеты

8 апреля 1820 года на Кикладском острове Милос, что в Греции, крестьянин Йоргос Кентротас распахивал свой клочок земли. Откуда землепашцу было знать, что в паре сотен метров от его угодий под песками времени покоится древнегреческий город Мелос… Еще нетронутые пещеры с остатками храмов, стадиона, амфитеатра тянулись вдоль берега моря; их обнаружат позже. А Йоргос наткнулся на арочную нишу внизу, там два куска мрамора: женский торс без рук и низ с задрапированными ногами. Что делать с находкой? Французам сообщить, конечно.

Второе рождение

В бухте Милоса стояли корабли французской эскадры; грек рассказал офицерам о статуе, те пошли смотреть. Да, штука древняя, сразу видно. Но побита как… Тем не менее, генконсулу будет интересно.

Остров Милос, древний амфитеатр
Остров Милос, древний амфитеатр

Не ошиблись моряки – вот уже посол Франции при Османской империи (Киклады пока в ее владении) маркиз де Ривьер выкупает статую для Королевского музея в Париже. Зачем? Дама изуродована – обе руки и левая ступня отбиты, нос куда-то делся, мрамор поврежден, в дырках. Два метра руин. Но величавая стать, искусно переданная в камне грация, дивное лицо – да это Венера! Школа Праксителя, не иначе. В конце концов, не так много сейчас у Франции античных шедевров, а обладать ими престижно.

Наполеон натащил в Париж массу трофеев мирового уровня; после его поражения пришлось вернуть награбленное прежним хозяевам. «Лаокоон» уехал в Ватикан, Венера Медичи – во Флоренцию… Античные залы Лувра опустели. Богине с Милоса приделали идеальный классический нос и часть левой ноги (ногу потом убрали, нос убрать не смогли – слава небесам); изгвазданное мраморное тело почистили, залатали, верх скрепили с низом штифтами, шов замазали гипсом – кто теперь скажет, что она не красавица, не главное украшение Лувра? На Венеру Милосскую сделали особую ставку – и Венера не подвела: публика повалила валом. Пускай бухтит художник Ренуар, называя ее «большим жандармом»; с ним мало кто согласен.

Венера Милосская и по сей день - главный экспонат Лувра
Венера Милосская и по сей день - главный экспонат Лувра

Договорились считать, что статую изваял во 2 веке до н.э. условно неизвестный автор (на утерянном постаменте вроде значилось имя Александра, сына Менида, но подтверждений не нашли). Впрочем, кое-кто упорно датировал Венеру 5-м веком до н.э.

Когда руки не нужны

Пишут, вместе с богиней крестьянин Кентротас нашел фрагмент руки с яблоком, еще ногу и предплечье. По размерам рука не подходила Венере – это были обломки других статуй. А капитан Дюмон-Дюрвиль, что увидел находку в числе первых, клялся: Венера предстала перед ним с руками; просто когда французы тащили ее к берегу, на них напали янычары или пираты – богиню отбили, но сильно повредили. Дюмон-Дюрвилю не поверили: много прорех в его рассказе (поверил В. Пикуль, который скроил по байке Дюрвиля милый сюжетец). А серьезные ребята из мира искусства сошлись на том, что шедевр найден безруким - конечности крепились к торсу штифтами, потому со временем отвалились. Дальше пошли споры: а если бы руки были, что они делали? Вариантов тьма:

- прикрывали причинное место и груди – тип так называемой «Афродиты стыдливой»;

- одна рука держала парисово яблоко – причину Троянской войны;

Ну, как-то так держала; другая рука пригодилась, чтобы ткань с бедер не упала
Ну, как-то так держала; другая рука пригодилась, чтобы ткань с бедер не упала

- обнимали бога войны Марса;

- держали щит – богиня смотрелась в него как в зеркало…

И так далее. Видимо, из-за отсутствия консенсуса руки не стали восстанавливать вовсе. Очень правильное решение, по-моему: тот случай, когда девушка прекрасна и без них. Несмотря на то, что у нее:

- шея длинновата;

- слишком маленькая голова;

- слишком большая стопа;

- коротковаты ноги (говорят, без драпировки смотрелись бы ужасно);

- неустойчивая поза (если глядеть справа, вот-вот завалится);

- драпировка нижней части не соответствует пластике верхней.

Венера Милосская в разных ракурсах
Венера Милосская в разных ракурсах

Вот такая неземная красота пленяет публику третью сотню лет – и кто бросит в нее камень? Видела Венеру Милосскую в Лувре, она в самом деле прекрасна – глаз не отвести. Браво мастеру, что создал гармонию из дисгармонии, вдохнул в камень душу. Браво Иоргосу Кентротасу, невольно подарившему миру античное чудо – жаль, озолотиться бедняге не случилось, про него как-то в суете все забыли.

Автор – Марина Туманова

Душевное вам спасибо за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки

Психогенетика
0