Книгу про таежного жителя Дерсу Узала экранизировали несколько раз. Сюжет рассказывает о знакомстве руководителя военной геологической экспедиции по тайге с местным обитателем лесов, в честь которого и названо произведение. Фильм 1975-го года снимался японским режиссером Акирой Куросавой по просьбе советских коллег. При этом картина не смотрится чуждой русской традиции. Чувствуется, что фильм снимался с акцентом на связь между главными героями — русского капитана Арсеньева и местного жителя тайги.
С первого взгляда может показаться, что фильм дает зрителю картину противостояния городской жизни и природы, характерную для эпохи романтизации походов и пребывания вдали от цивилизации. В то же время чувствуется сильная любовь режиссера именно к персонажам, и это наводит на мысль о том, что автор попытался показать что-то еще, что выходит за рамки такого конфликта. Однако сперва отметим несколько чуть более поверхностных моментов.
Картина содержит весьма живописные пейзажи, а тайга и полевая жизнь представлены очень привлекательно. Использованные автором художественные приемы создают резкую границу между цивилизацией и природой. Например, когда Дерсу отходит от Капитана и его товарищей у железнодорожных путей, он резко расплывается, сливаясь с остальным миром, тем самым отделяясь от военных, держащих путь в город.
Особой остроты впечатлений добавляет сцена борьбы со снежной бурей, застигающей героев в степи. Она не сопровождается звуками отдельных людей, и это позволяет почувствовать миг, когда уже в метре от человека не слышно вообще ничего, кроме шума ветра. Зрителю остается только догадываться о том, что и в каком состоянии испытывает оставшийся наедине со стихией человек. И делать это приходится по его движениям. Вся сцена представляет из себя взгляд со стороны на мучительную схватку, как бы глазами природы.
Здесь, в конце первой серии, сюжет дает нам одно из важных откровений всей картины. Житель тайги использует свой живой человеческий ум для преодоления стихии за счет имеющихся в распоряжении инструментов. И это вызывает восхищение у Арсеньева. Такая реакция капитана является одной из ключевых особенностей фильма.
Вся картина пронизана ощущением взаимной симпатии героев. Уже с первой встречи руководитель экспедиции показывает отношение к незнакомцу, несколько непривычное для жителей современных городов. Он не спрашивает у нежданного гостя кто он такой и как его зовут. Он интересуется, не голоден ли он.
И это стало основой для выстраивания особой связи между героями. Дерсу и капитан оба живут с чувством глубокого уважения к имеющемуся миру и стремятся не вмешиваться в его деятельность без особой необходимости.
Герои увидели друг в друге именно это — недеструктивное взаимодействие с миром. И такая близость мировоззрения позволила выстроить тесную человеческую связь. Наглядно это продемонстрировано уже во время второй встречи героев.
Дерсу в своем путешествии активно пользуется благами цивилизации: ружье, одежда, он даже просит сохранить ненужную военным стеклянную тару. И это в некоторой степени противоречит образу современного разделения на сторонников «дикой природы» и «урбанистов». Однако именно стремление уберечь окружающий мир от разрушения снимает это противоречие. Они оба представляют собой в первую очередь человека, который содействует со своей средой — один с дикой природой, другой с городом.
Капитан приходит в тайгу с миссией разведки, и избегает чрезмерного прямого воздействия на окружающую среду, и это улавливает Дерсу. При этом, как показано в самом конце фильма, Арсеньев весьма неплохо устроен в Хабаровске. И это не мешает ему сохранять свое отношение к миру. Он рискует потерять жизнь в походных условиях, и в экстренной ситуации ему требуется проводник — Дерсу.
Таежный житель во всех подробностях знает тонкости выживания в родной для себя среде. Для него становится невыносимо жить в городских условиях. И он гибнет в момент, когда сталкивается с вызовом жизни в тесноте поселений. Это происходит потому, что рядом с ним нет проводника, человека, который бы помог бы преодолеть этот вызов.
Дерсу представлен нам практически обитателем леса — существом, которое является его частью и не мыслит себя за пределами природы. Однако про него нельзя сказать, что он одичал, как дичают люди, потерявшие связь с цивилизацией. Во-первых он по-прежнему сохраняет связь с другими людьми, и другие местные сообщества его знают. Во-вторых он активно использует плоды цивилизации, без труда находя им применение.
То есть по сути он находится на окраине цивилизации, пользуясь ее благами, как технологическими, так и коммуникационными. Он безусловно ценит других людей и понимает их важность, поддерживая пометки на полях и проявляя заботу об остальных обитателях леса. Тем самым Дерсу расширяет цивилизационную рамку, привычную для городских жителей.
Можно сказать, что герой спорит с расхожим мнением, будто бы «люди — это животные». Наоборот, он очеловечивает окружающий мир, одушевляя и поднимая его до мира людей. Для Дерсу важно именно подчеркнуть глубину и сложность окружающего мира, а не окоротить человека.
Такое прочтение позволяет говорить о том, что его мировоззрение чем-то напоминает пантеизм. И не удивительно, что он стремится держать себя в гармонии с окружающим миром. Возможно, Арсеньев исповедует аналогичный городской вариант этого мировоззрения, и это позволяет героям найти друг друга.
Эта параллель между личностями говорит нам, что городская среда — это часть человеческой цивилизации и она неразрывно связана с природой. И никакого противоречия между тайгой и городом на самом деле нет. Как город, так и тайга представляют собой некоторую относительно гармоничную связь множества элементов, включая человека.
То есть человек во всем своем отдалении от дикой природы все еще является ее наследником. Можно даже сказать, что в некоторый момент своего существования природа чтобы продолжить свой путь была вынуждена переломить себя и создать более сложную структуру — человека. А человечество в целом — часть всеобщего процесса познания вселенной. В такой картине цивилизация становится лишь этапом и инструментом познания. И поэтому вопрос о гармоничном сосуществовании с природой стоит не в отказе от благ технологического или какого-либо еще прогресса, а в стремлении к изучению и осмыслению. Как окружающего мира, так и самих себя.
Напоследок хочется отметить, что природа в фильме — это колоссальная сила, способная бесследно уничтожить любого, кто остался без коллектива. Здесь нет места восторженным возгласам «ай, какая киса» при виде снежного тигра. Фильм в первую очередь показывает именно родство душ и создание коллективности между представителями разных частей цивилизации. И охотник, и капитан находят себе друга, с помощью которого они могут глубже и тоньше исследовать жизнь и окружающий мир.
===
Антон, Медина.