Найти в Дзене

Нужно уметь увидеть что-то родное в другом человеке — рецензия на фильм «Дерсу Узала»

Книгу про таежного жителя Дерсу Узала экранизировали несколько раз. Сюжет рассказывает о знакомстве руководителя военной геологической экспедиции по тайге с местным обитателем лесов, в честь которого и названо произведение. Фильм 1975-го года снимался японским режиссером Акирой Куросавой по просьбе советских коллег. При этом картина не смотрится чуждой русской традиции. Чувствуется, что фильм снимался с акцентом на связь между главными героями — русского капитана Арсеньева и местного жителя тайги.

Говорят, эту рогатину Дерсу использовал для поддержки ружья.
Говорят, эту рогатину Дерсу использовал для поддержки ружья.

С первого взгляда может показаться, что фильм дает зрителю картину противостояния городской жизни и природы, характерную для эпохи романтизации походов и пребывания вдали от цивилизации. В то же время чувствуется сильная любовь режиссера именно к персонажам, и это наводит на мысль о том, что автор попытался показать что-то еще, что выходит за рамки такого конфликта. Однако сперва отметим несколько чуть более поверхностных моментов.

Картина содержит весьма живописные пейзажи, а тайга и полевая жизнь представлены очень привлекательно. Использованные автором художественные приемы создают резкую границу между цивилизацией и природой. Например, когда Дерсу отходит от Капитана и его товарищей у железнодорожных путей, он резко расплывается, сливаясь с остальным миром, тем самым отделяясь от военных, держащих путь в город.

Дерсу сливается с пейзажем. Еще секунда и его можно обнаружить только по голосу.
Дерсу сливается с пейзажем. Еще секунда и его можно обнаружить только по голосу.

Особой остроты впечатлений добавляет сцена борьбы со снежной бурей, застигающей героев в степи. Она не сопровождается звуками отдельных людей, и это позволяет почувствовать миг, когда уже в метре от человека не слышно вообще ничего, кроме шума ветра. Зрителю остается только догадываться о том, что и в каком состоянии испытывает оставшийся наедине со стихией человек. И делать это приходится по его движениям. Вся сцена представляет из себя взгляд со стороны на мучительную схватку, как бы глазами природы.

Капитан Арсеньев собирает остатки растительности для импровизированного ночлега посреди озера
Капитан Арсеньев собирает остатки растительности для импровизированного ночлега посреди озера

Здесь, в конце первой серии, сюжет дает нам одно из важных откровений всей картины. Житель тайги использует свой живой человеческий ум для преодоления стихии за счет имеющихся в распоряжении инструментов. И это вызывает восхищение у Арсеньева. Такая реакция капитана является одной из ключевых особенностей фильма.

Вся картина пронизана ощущением взаимной симпатии героев. Уже с первой встречи руководитель экспедиции показывает отношение к незнакомцу, несколько непривычное для жителей современных городов. Он не спрашивает у нежданного гостя кто он такой и как его зовут. Он интересуется, не голоден ли он.

Первая встреча героев. Спутники Арсеньева сперва приняли Дерсу за медведя.
Первая встреча героев. Спутники Арсеньева сперва приняли Дерсу за медведя.

И это стало основой для выстраивания особой связи между героями. Дерсу и капитан оба живут с чувством глубокого уважения к имеющемуся миру и стремятся не вмешиваться в его деятельность без особой необходимости.

Герои увидели друг в друге именно это — недеструктивное взаимодействие с миром. И такая близость мировоззрения позволила выстроить тесную человеческую связь. Наглядно это продемонстрировано уже во время второй встречи героев.

Вторая встреча Арсеньева и Дерсу
Вторая встреча Арсеньева и Дерсу

Дерсу в своем путешествии активно пользуется благами цивилизации: ружье, одежда, он даже просит сохранить ненужную военным стеклянную тару. И это в некоторой степени противоречит образу современного разделения на сторонников «дикой природы» и «урбанистов». Однако именно стремление уберечь окружающий мир от разрушения снимает это противоречие. Они оба представляют собой в первую очередь человека, который содействует со своей средой — один с дикой природой, другой с городом.

Капитан приходит в тайгу с миссией разведки, и избегает чрезмерного прямого воздействия на окружающую среду, и это улавливает Дерсу. При этом, как показано в самом конце фильма, Арсеньев весьма неплохо устроен в Хабаровске. И это не мешает ему сохранять свое отношение к миру. Он рискует потерять жизнь в походных условиях, и в экстренной ситуации ему требуется проводник — Дерсу.

Таежный житель во всех подробностях знает тонкости выживания в родной для себя среде. Для него становится невыносимо жить в городских условиях. И он гибнет в момент, когда сталкивается с вызовом жизни в тесноте поселений. Это происходит потому, что рядом с ним нет проводника, человека, который бы помог бы преодолеть этот вызов.

Таежный житель не находит себе места в городской среде
Таежный житель не находит себе места в городской среде

Дерсу представлен нам практически обитателем леса — существом, которое является его частью и не мыслит себя за пределами природы. Однако про него нельзя сказать, что он одичал, как дичают люди, потерявшие связь с цивилизацией. Во-первых он по-прежнему сохраняет связь с другими людьми, и другие местные сообщества его знают. Во-вторых он активно использует плоды цивилизации, без труда находя им применение.

То есть по сути он находится на окраине цивилизации, пользуясь ее благами, как технологическими, так и коммуникационными. Он безусловно ценит других людей и понимает их важность, поддерживая пометки на полях и проявляя заботу об остальных обитателях леса. Тем самым Дерсу расширяет цивилизационную рамку, привычную для городских жителей.

Проводник поучает члена экспедиции за уничтожение пометки на поле.
Проводник поучает члена экспедиции за уничтожение пометки на поле.

Можно сказать, что герой спорит с расхожим мнением, будто бы «люди — это животные». Наоборот, он очеловечивает окружающий мир, одушевляя и поднимая его до мира людей. Для Дерсу важно именно подчеркнуть глубину и сложность окружающего мира, а не окоротить человека.

Такое прочтение позволяет говорить о том, что его мировоззрение чем-то напоминает пантеизм. И не удивительно, что он стремится держать себя в гармонии с окружающим миром. Возможно, Арсеньев исповедует аналогичный городской вариант этого мировоззрения, и это позволяет героям найти друг друга.

Экспедиция освобождает зверей, попавшихся в ловушки браконьеров
Экспедиция освобождает зверей, попавшихся в ловушки браконьеров

Эта параллель между личностями говорит нам, что городская среда — это часть человеческой цивилизации и она неразрывно связана с природой. И никакого противоречия между тайгой и городом на самом деле нет. Как город, так и тайга представляют собой некоторую относительно гармоничную связь множества элементов, включая человека.

То есть человек во всем своем отдалении от дикой природы все еще является ее наследником. Можно даже сказать, что в некоторый момент своего существования природа чтобы продолжить свой путь была вынуждена переломить себя и создать более сложную структуру — человека. А человечество в целом — часть всеобщего процесса познания вселенной. В такой картине цивилизация становится лишь этапом и инструментом познания. И поэтому вопрос о гармоничном сосуществовании с природой стоит не в отказе от благ технологического или какого-либо еще прогресса, а в стремлении к изучению и осмыслению. Как окружающего мира, так и самих себя.

Киса
Киса

Напоследок хочется отметить, что природа в фильме — это колоссальная сила, способная бесследно уничтожить любого, кто остался без коллектива. Здесь нет места восторженным возгласам «ай, какая киса» при виде снежного тигра. Фильм в первую очередь показывает именно родство душ и создание коллективности между представителями разных частей цивилизации. И охотник, и капитан находят себе друга, с помощью которого они могут глубже и тоньше исследовать жизнь и окружающий мир.

===

Антон, Медина.