Найти тему

Анализ кейсов образовательного опыта. Тамбовский областной медицинский колледж

Лето 2024 года нам запомнится не только жаркими днями, но и рядом скандалов в образовании, которые вышли в общественную плоскость. Речь пойдет о выпускниках, которые не побоялись сказать на вручении дипломов все, что они думают об обучении.

Разберем мы эти ситуации не с точки зрения коммуникационного провала. А с точки зрения фактов о том самом образовательном опыте, о котором все знают, но молчат.

Скажу сразу, мы не будем вставать ни на чью сторону, и не будем говорить о том, что претензии безосновательны. При анализе образовательного опыта такой подход не приемлем, так как в такой обратной связи есть всегда то, что является индикатором структурных и управленческих проблем и их важно заметить, понять и направить в сторону позитивных изменений.

Ситуация №1. Тамбовский областной медицинский колледж

Девушка на вручении дипломов выступила с речью и рассказала, какое впечатление у нее осталось после 4 лет обучения. В переводе на профессиональный язык – какую оценку полученному клиентскому (образовательному) опыту она может дать:

«Мы оказались вместе на этом тонущем корабле». «Я поступала в областной медицинский колледж, а закончила шарагу»

Формулировки в этой речи стали шокирующими не только для администрации, но и для всего образовательного сообщества, которое не привыкло к такой откровенности.

Для детализации предъявленных претензий и структуризации высказанных суждений сгруппируем все сказанное по пунктам и проанализируем важное из озвученного выпускницей.

Итак, из чего сложился негативный образовательный опыт бывшего студента:

1. Полученное разочарование в профессиональной идентичности и низкой оценке приобретенных навыков

Профессиональная идентичность:

«Я полностью разочаровалась в своей профессии». «Мы же лаборанты - мы не как специалисты, на которых надо тратить свои силы».

мы видим горечь от того, что в ходе обучения так и не появилась гордость за выбранную профессия, и хуже того, преподавательским ли составом или администрацией ли, но демонстрировалось пренебрежение к выбранной студентами специализации.

Первый вопрос к администрациям учебных заведений отсюда вытекает следующий - какую цель вообще преследует профориентация студентов в учебных заведениях? Стоит ли уделять этому эмоциональному аспекту время? И с какими убеждениями выпускники должны оканчивать образовательные программы?

Самоидентификация, гордость за выбранную профессию и желание в ней совершать полезные и ценные открытия - показывают, как ваши выпускники восприняли переданные им знания. Это даже не косвенный, а самый, что ни есть прямой показатель воспринимаемого качества обучения, а еще морального климата и готовности рекомендовать вас, как достойное место в системе получения образования.

Далее выпускница делает не менее критичную ремарку об оценке полученных навыков и знаний:

«Ведь важна не оценка - ее вам и так нарисовать могут, а то, чтобы не было негативных отзывов о колледже после выпуска»

Здесь, на мой взгляд, важна фраза «ее вам и так нарисовать могут». То есть получается, что не важно

- как «мы все здесь выучимся» - система оценивания не соответствует действительности,

- "мы понимаем, что, скорее всего, нас плохо выучили" и

- "от этого еще печальнее", так как "никому не важно, с какими знаниями мы выйдем".

Во многих случаях, может показаться, что студенты идут за легким обучением, и что, чем больше ставить хороших оценок, тем лучше в отношении учебного заведения в результате получишь обратную связь. Но это не так. Не все студенты идут за халявой или просто за дипломом. Это самообман и работает он недолго.

Многие студенты воспринимают колледжи, как первую ступень профессионального образования и готовы трудиться, чтобы идти дальше учиться, развиваться.

И все из них понимают, что если их «гоняют за знания», заставляют учиться, то они получают ценное, они получают то, чего в другом месте найти невозможно – профессиональные знания.

И вот здесь, в этом видео мы слышим это - общее разочарование в полученных знаниях ей самой и ее сокурсниками, выпускница говорит:

«Не идите работать в медицину после медицинского колледжа, берегите себя и своих близких».

2. Следующий блок высказываний будет связан с оценкой процессов в учебном заведении - организацией обучения и внеакадемической активности.

1) Обратите внимание на вот эти слова:

«Забывали о существовании моей группы». «Нас можно не посвящать в студенты». «Не брать наших талантливых девушек на студвесну». «И даже ставить пару в 10 вечера».

Можно сказать, что, наверно, это самый простой и исправимый пункт для учебного заведения, который сложился из ряда факторов:

- недостаток информирования студентов,

- вовлечение в организацию мероприятий студенческого актива,

- изменение норм и правил по формированию расписания в сторону человекоцентричного подхода.

Все это можно достаточно быстро поправить уже с начала ближайшего учебного года, если взять за основу всех этих процессов - клиентоцентричность.

2) Другие же фразы из выступления выпускницы:

«Спасибо старосте, которая заменила классного руководителя и помогала решать вопросы, больше, чем куратор». «Обида усилилась десятикратно, когда я пошла защищать диплом второй раз».

Говорят, как не парадоксально, тоже скорее об организации процессов и об отсутствии нужных точек контактов со студентами при получении образовательного опыта, чем о несвоевременном сборе обратной связи:

Проблем тут видится две:

Проблема номер 1. Есть куратор от учебного заведения, но с ним нет реальной связи у группы. Значит, и у него нет реальной ответственности за то, что с группой происходит. Видимо, нет и кипиай, которые бы отражали критерии его эффективности в работе с учащимися.

Проблема номер 2. Был не сдан диплом в первый раз или сдан вначале не успешно. Но при этом, не было никаких дополнительных процессов, связанных с тем, чтобы этот процесс все же завершился успешно (пусть и повторно), кроме, опять же, нивелирования усилий учащегося фактом: «Приходи повторно на пересдачу - мы поставим и так оценку, приди хоть как-нибудь».

Отсюда и обида.

По всей видимости, проблема здесь кроется в не выстроенной работе с научным руководителем в период подготовки к диплому и отсутствии их "совместной" ответственности за результат защиты диплома.

3. Третий блок, уже традиционный во всех подобных кейсах - это отношение к студентам

Оно тесно связано с организационной культурой учебного заведения. Миссия, ценности и установки внедряются, прежде всего, при коммуникации администрации с преподавателями, и всегда потом транслируются ими на студентов в ходе образовательного процесса.

«Комиссии были важны не мои знания, а то - осознала ли я, что была не права, что пошла защищать второй раз диплом».
«Староста была всегда на стороне студентов».

Да, здесь мы видим, и то, что обычно озвучивается преподавателями и комиссиями студентам за закрытыми дверями - неприглядные выражения, равнодушие.

А также то, что в проблемных вопросах администрация, преподаватели рассматриваются как оппонирующая сторона, а не союзники.

А что нужно было сделать?

Растить организационную культуру, методично искореняя не педагогичные замечания, и ставя высокие цели и для преподавателей и для студентов.

4. Следующий блок - обратная связь от студентов и работа с ней:

«Хоть у меня обида на колледж присутствует еще с первого года обучения…».
«Я знала, что всегда могу к ней (к старосте) обратиться, она услышит и поможет больше, чем куратор (от администрации)».

Система сбора обратной связи от студентов путем разного вида опросов, встроенных в разных точках цикла жизни студента, настраивается и запускается гораздо проще, чем, например, автоматизируются процессы и исправляется организационная культура.

Она помогает вовремя, еще в момент зарождения негатива увидеть узкие места и вовремя среагировать и направить процесс в нужную сторону.

В итоге, что же хотела почувствовать студентка? Для чего была вся эта речь?

Ее ответ есть в самом начале - он отражает те ожидания, с которыми выпускница пришла в учебное заведение:

«Эти 4 года пролетели незаметно. Моя профессия важна, она играет значимую роль в медицине. Я благодарна преподавателям за полученные знания и возможность просто ощутить себя, даже будучи просто на практике, лабораторным техником. Так я могла бы сказать…..»

Как они формулируются - гордость за полученную профессию, уверенность в своих знаниях, неравнодушие со стороны преподавателей и самого учебного заведения.

На этом разбор этого небольшого видео можно завершить. А на месте колледжа, я бы сказала большое спасибо студентке за такую обратную связь, сконцентрировано подсветить организационные проблемы, сделать резюме полученного образовательного опыта - все это в обычной ситуации без проведения дополнительных исследований было бы невозможно.

Администрация получила не просто почву для размышления, а явно выраженные зоны, проседающие в учебном заведении, "провалы" в клиентском опыте, изменив которые, можно быстро стать на путь повышения эффективности всего учебного процесса — это дорогого стоит.

#кейсы #анализ #клиентскийопыт