Найти в Дзене
Игорь Орлов

Личностное основание молитвы, богомыслия и покаяния.

Оглавление
Человек рефлексирует. Как это прекрасно?
Человек рефлексирует. Как это прекрасно?

Многие люди годами ходят в церкви, соблюдают ритуалы, но жизнь их не изменяется.

Неплохо бывать в храме и молиться, но с рефлексией.
Неплохо бывать в храме и молиться, но с рефлексией.

Другие отчаянно и беспомощно просят Бога о помощи и мало, что получают, действительно существенного. Живут надеждой.

Беспомощность не всегда бывает доброй.
Беспомощность не всегда бывает доброй.

Третьи постоянно каются и только увеличивают степень чувства вины в себе, становясь по жизни "без вины виноватыми".

Хорошо ли чувство "без вины виноватого"?
Хорошо ли чувство "без вины виноватого"?

Четвертые не умеют каяться, но считают себя великими, потому что полагают, что они в истине и истинном учении. А кто не считает их великими - называют врагами.

-5

Когда враги везде вокруг, святые говорят, что главного врага, внутри себя самого человек и не видит.
Когда враги везде вокруг, святые говорят, что главного врага, внутри себя самого человек и не видит.

Можно, при желании, продолжить перечень того, что делают люди, не обретая результатов от Бога. Но стоит выполнить обратную работу и задаться плодотворным вопросом:

А что надо делать,, чтобы действенна была молитва, богомыслие и покаяние? Чтобы Бог реально помогал.

Какие есть варианты ответа на этот вопрос.

1. Надо жить духовной жизнью, и Бог все подаст.

2. Надо не нарушать Божьи заповеди, и Бог все подаст.

3. Надо быть чаще в храме, и Бог все подаст.

4. Надо отречься от себя, почитая себя никем, и Бог все подаст.

Можно и дальше продолжать этот список, но остановимся.

Именно такие меры можно найти в работах святых подвижников, иноков, и постараться следовать им. Но, идя таким путем, человек, незаметно сам для себя, сам начинает жить иноческой жизнью. Он изначально не хотел, но незаметно стал иноком (кстати, один священник - иеромонах, отец Никон, рассказывал мне много таких случаев). Человек начинает избегать вызовов и решений, перестает меньше взаимодействовать с миром и обретает некий "внутренний комфорт", который считает благодатью. И жизнь его вместо улучшения, напротив, ухудшается. Потому что в ней нет драйва, а лишь комфорт, от избегания жизни.

Есть другой вариант ответа: личностный.

Этот вариант, если его применять, приводит к результатам. У человека улучшается жизнь, он чувствует радость от жизни, жизнь наполнена смыслом и все нужное происходит и получается. Человек старается - и Бог помогает.

Это ведь и есть искомое? Не правда ли?

На чем же основан этот вариант?

В основании молитвы, богомыслия, покаяния – этих важнейших инструментов духовной жизни – стоит одно важнейшее личностное свойство человека – способность человека к правильной рефлексии, адекватному самосознанию.

-7

Да, не переброс всего на Бога, и удаления от себя. По типу, Бог все, я ничто. Но Бог не видит людей безликими и беспомощными. Он не создал их "овощами".

И не «уход в себя» и отдаления от жизни, когда человек живет в постоянных думах о себе и копании в своей душе. Душа нужна, чтобы ее проявлять, а не чтобы ее изучать и в ней копаться.

Что требует рефлексия?

Две вещи:

1. Способности ума (интеллекта, разума, мышления) познавать, то есть наблюдать, анализировать, обобщать, оценивать, делать выводы и находить решения. Эта сторона (назовем ее умственной) в рефлексии не сложная. Большинство современных людей умеют анализировать ситуации и делать выводы. Проблема в другой стороне.

2. Способность быть объективным в самопонимании. Именно, эта часть является наиболее трудной в рефлексии. Именно из-за нее не идет правильно молитва, богомыслие и покаяние. Анализировать внешний мир и других – не трудно, там нет предвзятости. Можно быть объективным. А анализировать себя, рефлексировать над своим опытом, собой – трудно. Потому что есть все то, о чем говорит глубинная психология (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, В.Райх, К.Хорни, Э.Фромм, Ф. Перлз и многие другие): комплексы, самолюбие, самолюбование и прочее. Предвзятость в самооценке не дает иметь правильную рефлексию. И как итог и последствия: молитву, покаяние и богомыслие.

Карл Юнг, швейцарский психиатр, психолог.
Карл Юнг, швейцарский психиатр, психолог.

Как метко заметил святитель 19 века Феофан Затворник (кстати, любивший и изучавший психологию ): "Коль есть самолюбие в человеке - есть все грехи" (свт. Феофан Затворник, "Взыщите Господа", М.2008).

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

Итак, человеку трудно быть (но не значит, невозможно) объективным в рефлексии из-за личностной предвзятости и неправильной работы совести.

2 составляющие рефлексии:

1. Ум – объективная оценка себя и ситуаций и,

2. Совесть (сопоставление своего поведения, мыслей и чувств) с законами нравственности, Божьими законами. Совесть это датчик в человеке (если мыслить технически), который должен включаться, когда идет нарушение нравственного (Божьего) закона. Подобно тому, например, как вентилятор в автомобиле включается при высокой температуре масла в системе двигателя.

Есть две проблемы рефлексии:

Первая. Ум мыслит узко и ригидно, и картинка себя и ситуации неполная, ошибочная. Это проблема широты, полноты и точности ума в представлении себя и реальности.

Вторая. Совесть не обличает или слишком жестко обличает при рефлексии. Свои поступки оправдываешь, а не приносишь в них покаяние. Либо, наоборот, излишне больная совесть, как обнаженный нерв на зубе – и холодное, и горячее жизни чувствуешь слишком остро, и слишком винишь себя в этом, само закапывая себя в аду самообличений. Становишься по жизни "без вины виноватым".

Что делать? Как развивать рефлексию?

Умная рефлексия.

Если проблема рефлексии в уме, то есть в непонимании себя и реальности правильно, то упражнять ум, давая себе достаточно упражнений для понимания, гипотез и их проверки, выводов.

Это с одной стороны. С другой – молить Бога об уме (об этом были статьи на канале).

Когда человек просит у Бога ума, мудрости, и делает это смиренно, понимая, что его знаний недостаточно – то Бог подает ум.

Хуже, когда человек считает себя родным старшим братом истины. Снобизм – патология ума, а не его величие. Ум, озаряемый истиной, всегда смиренен (об этом было подробней в недавней статье на канале про А.Меня и А.Ткачева).

Итак, два метода:

1. Развивать жернова ума в рефлексии упражнениями на понимание, гипотезы и выводы

2. Возносить молитвы об уме, в смиренном состоянии души. Смиренном, то есть мирном, открытом познанию, а не закапсулированном (выражение Александра Меня). Признающим, что ты не знаешь и хочешь узнать. Достоверно.

Александр Мень. Говорил, что у безумного человека дух закапсулирован, закрыт.
Александр Мень. Говорил, что у безумного человека дух закапсулирован, закрыт.

Совестливая (моральная) рефлексия.

Чтобы развить ее надо чаще сопоставлять свои действия с нравственными заповедями. То, что я совершил и подумал: по Богу или нет, нарушает моральный закон или нет. Я пытаюсь оправдаться или готов смело признать свою неправоту. Вот вопросы совести.

Если совесть "зацементированная", то надо делать ее более чуткой живой. Тормошить ее напоминаниями о нравственном законе.

Если совесть слишком острая (без вины виноватый) надо учиться принимать себя. Не захламлять себя старыми напоминаниями о бессовестных поступках, не драматизировать их, а очищать совесть и укрепляться в том, что урок пройден и нравственные выводы закреплены.

Социопат (человек с пониженным уровнем вины и совести) не лучше невротика (с повышенным уровнем вины). Это два отклонения от нормы.

Но с Богом мы должны стать нормальными.

Совестливая рефлексия – это когда человек обличается совестью правильно в меру, не уходя в бессовестность или слишком повышенную совестливость.

Поиск меры, в такой совестливой рефлексии, приводит к обретению прекрасной духовной добродетели – смирения. Ибо смирение – это принятие себя, как ты есть (определение, которое дает проф. А.И.Осипов с опорой на св. Исаака Сирина и других св. отцов), с миром (а не бунтом и злобой), и применение себя созидательное, а не патологическое и разрушительное.

Профессор богословия А.И.Осипов
Профессор богословия А.И.Осипов

О смирении и смиренномудрие тоже надо молить Бога. Это очень хорошие молитвы. Но чтобы молиться об этом надо понимать, что такое смирение и зачем оно тебе нужно. Ибо, как можно просить о том, чего не представляешь, и чего не хочешь?

Чтобы быть нормально совестливо рефлексирующим человеком, а не социопатом и не невротиком. Чтобы совесть обличала правильно, а не спала и не рождала комплекс перманентной вины по жизни.

Заключение.

В обретении такой рефлексии – умной и совестливой – участвуют двое: и сам человек, и Бог.

Переводить все на Бога, обесценивая человека и не подключая его к это работе - ошибка номер 1.

Переводить все на человека - обесценивать Бога и слишком переоценивать себя - ошибка номер 2.

Нет, и Бог, и человек. Вместе.

Когда придет такая рефлексия (а если работать над этим и молить о даровании ее Богом, то придет обязательно, у каждого в свой срок), то и молитвы, и покаяние, и богомыслие будут правильными, плодотворными.

Человек, опираясь на правильную рефлексию, правильно оценивает себя и ситуации, и просит о том, что важно.

Пример? Пожалуйста.

Человек понимает, что ему жизненно нужна, например, работа и доход.

Один просит об этом Бога и ищет любую работу. Лишь бы иметь хлеб насущный.

Другой ищет любимую работу, ибо не единым хлебом жив человек, а в любимой работе он больше себя проявит.

Третий ищет устойчивую работу. Чтобы укрыться в ней от невзгод жизни.

Каждый обретет. Но разное.

Тот, кто искал просто работу, найдет доход за постылую, но неинтересную работу. Как нашел – также ее может и потерять. И опять будет просить ее, как хлеб насущный?

Тот, кто искал любимую – будет делать то, что любит, а деньги будут прилагаться.

Тот, кто искал устойчивую – обретет спокойствие от надежной работы: каждый день что-то капает в деньгах. Лишь бы не закостенеть и не уснуть в этом устойчивом комфорте.

Как правильно? Как по душе. Рефлексия это покажет. Очень много живых и практических примеров я находил в трудах митрополита Антония (Сурожского). Он детально все это разбирает.

Митрополит Антоний Сурожский
Митрополит Антоний Сурожский

Человек, научившийся совестливой рефлексии, имеет совесть руководителем, а не диктатором и не спящим псом. Он понимает и действует в нравственном поле так, чтобы потом не было мучительно больно от воздаяний. Он избежит безнравственных поступков или совершив их, по слабости - быстро покается и исправится. И будет чист совестью. И плохого не случится.

Когда в основе молитвы рефлексия – человек просит в молитве о правильном и ведет полезный диалог с Богом.

Когда в основе богомыслия рефлексия – человек обращается к тем сторонам Бога, которые ему очень важны.

Когда в основе покаяния рефлексия – человек кается в том, в чем действительно неправ, а не умаляет это и не убивает себя гнетущим чувством вины.

Как помогает Бог во всем этом? Он помогает рефлексии человека быть смиренной и правильной, в золотой Божьей середине, а не в погрешностях несовершенств человеческих.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Делитесь с друзьями.

Приглашайте на канал.