Книги Александра Меня до сих пор с удовольствием читаю, старые видео его смотрю.
Многое открыл мне в те годы священник и проповедник Александр Мень, за что премного ему благодарен. Но превыше всего, наверное, понимание Бога как Высшее, и пробуждение высшего начала в себе.
Читая книги Меня с огромными библиографическими ссылками и самому хотелось стать столь широким по эрудиции человеком. А умение общаться со всеми людьми на равных, строить диалог, которым обладал Александр Мень - те положительные навыки, которые хочется развивать и взращивать в себе самом. Интересное соединение ветхого и нового заветов Библии, о котором говорил Мень, иллюстрируя многими примерами. Это открытие глубокой и особой еврейской культуры, которая сквозила в книгах Александра Меня. Особенно, в томе «Истории религии», посвященном ветхозаветным пророкам. Это видение Живого Христа, которое смог передать Мень в своей книге «Сын Человеческий». Это гармоничное соединение научной мысли с духовной, которое было у Меня. Как видим, это целый сонм преимуществ и положительных влияний. Полезных.
Попробовал я увлечься современным проповедником и «народным батюшкой» Андреем Ткачевым, "успешным проектом РПЦ" и популярным миссионером. Послушал, почитал его. Но не идет. Не идет он. Не близок. Какое-то странное христианство у него. И манера подачи странная. Милитаристки вульгарная.
И задумался: а почему так? Почему мне Мень оказался ближе Ткачева?
Стал сопоставлять по факторно – но ответ не приходит.
И вот, однажды, читая ответы на вопросы Александра Меня его слушателям, я обнаружил ответ, который дал на этот вопрос сам Мень.
Я понял, почему Ткачев отторгает, а Мень привлекает.
Послушаем ответ Александра Меня.
«Я всегда вспоминаю свой студенческий опыт. У нас был преподаватель, который говорил: “Это известно, и это известно…” Пришел академик и говорит: “Тут белое пятно, и тут белое пятно…” Я понял: большое знание – оно смиренно. Настоящая наука обладает скромностью, и только в популярных брошюрках все вопросы решены – за всю Вселенную» (Александр Мень. Ответы на вопросы, 1989г. Фонд Александра Меня)
В данном примере Александр Мень это академик, смиренный академик. Он энциклопедичен, он многое знает, но он скромен. Чем больше он знает, тем более скромен. Так как за океаном одного знания открывается другой, больший. Мень побуждает тебя к поиску тайн неизведанных, раскрытию «белых пятен». Он активирует в тебе творчество, интеллект, мышление. Он не дает ответы прямо, обозначая лишь направления и грани – ты ищешь их сам. И этот процесс, пробуждения и поиска, - удивительный. Он изменяет к лучшему тебя самого. Он открывает лучшее в тебе самом.
Ткачев в этом примере Меня это обычный преподаватель, уверенно, с видом «знатока истины», вещающего в народ. Мы (его слушатели) не уверены, сомневаемся, а уверенный в себе и своих знаниях Андрей Ткачев нам объясняет четко по - солдатски: раз, два, три. Он все знает. Но по факту потом оказывается, что ни сам пастырь не знал, и его уверенность шла не от знаний, а была всего лишь личностным фактором, его личным. Он уверен не по тому что знает, а потому что самонадеянно считает свое знание непогрешимым. К истине, к Высшему это имеет крайне малое отношение. Если имеет вообще.
Заключение.
Вот потому, Александр Мень мне ближе. Он побуждает и пробуждает к мысли к высшему поиску. А Ткачев давит своей напыщенной уверенностью, за которой не стоит ничего.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк
Делитесь с друзьями
Приглашайте на канал.
Добра всем.