Женя бодрая миловидная девушка 28 лет с коротко стриженными светлыми волосами. Мы встретились впервые давно на профессиональном мероприятии для психологов. Всегда улыбчивая, остроумная, харизматичная. Рядом с ней создаётся впечатление, что жизнь - это лёгкое приключение.
На приём Женя записалась, узнав, что я работаю с жизненными сценариями. Запрос редкий. Потому что обычно понимание, что сценарий существует, приходит в процессе терапии. Чаще подобные запросы звучат с акцентом в эзотерику. И это понятно. Если мозг фиксирует некое регулярно повторяющееся жизненное явление, и не находит ему логического объяснения, он будет искать, пока не наткнётся хоть на какую-то определенность. А понятие кармы очень хорошо описывает суть необъяснимых фатальных явлений.
На встречах я слышу о проклятиях, сглазах, карме, сущностях. Никогда не ставлю под сомнение любые предположения, поскольку в работе сталкивалась с удивительными историями. Но все гипотезы сначала проходят тщательную проверку. В 99% случаев мы имеем дело со сценарными явлениями.
В работе с Женей я узнала, что в ее прошлом были и наркотики, и алкоголь. Узнала про две суицидальные попытки, самоповреждения и про компульсивное переедание. Все это было давно, сейчас многие проблемы решены. На момент нашей встречи в жизни девушки на перовое место по значимости вышла профессиональная сфера. И здесь возникла неожиданная проблема.
Женя начала болеть, но своеобразно. Разнообразные недуги возникали лишь в преддверии самых ответственных моментов на работе.
Девушка отравлялась перед выступлениями, простужалась за день до начала групповой работы. То аллергия, то кишечная инфекция, то боль в спине. Нужно отметить, что Женя никогда не была болезненной. Наоборот, бойкая, живая, сильная.
Поэтому тревожится она начала быстро, но на поход к психологу решилась после выдающегося события, которое стало последней каплей. Не так давно ей предложили вести сопровождение новой обучающей программы в одной из психологических ассоциаций. Нужно было писать материалы, редактировать тексты и программу, сопровождать и оказывать поддержку участникам. Она была невероятно рада поступившему предложению. Но нервничать начала заранее, пытаясь пылинки с себя сдувать, чтобы ничего не произошло. И буквально за несколько дней до начала работы так сломала правую руку, что пришлось делать срочную операцию. Восстановление займет несколько месяцев, от работы придётся отказаться.
Жизненный сценарий
В некоторых своих материалах я уже начала рассказывать о таком явлении, как "сценарий жизни". В психологии мы говорим о сценарии, когда человек встречается с одними и теми же ситуациями регулярно. И такие повторяющиеся ситуации создают кризисы и серьёзные проблемы. В реальной жизни сценарии разнообразны и формируются благодаря нескольким механизмам, о которых я напишу ниже.
Сценарии, безусловно, бывают позитивными и негативными. Но делиться успехами, как правило, к психологам не ходят, поэтому в практике специалисты сосредоточены на решении проблемных сценариев.
Как возникает сценарий
Рождаясь, ребенок не имеет многих психических функций, которые появляются сильно позже.
Так, к примеру, он не умеет критически оценивать поступающую информацию. Помните мамонтиху Элли из мультфильма "Ледниковый период", которая была убеждена, что она опоссум?
Ребёнок будет думать всё, что вы ему скажете, потому что до определенного момента любая входящая информация отпечатывается как фотография в сознании ребенка, не подвергаясь сомнению. Действия и бездействия не менее важны.
Другими словами, общее поведение значимых людей до определённого возраста закладывает мировоззрение ребенка. Он познаёт, что такое мир, в который пришел. Какие здесь работают законы. Как нужно взаимодействовать с явлениями и людьми, чтобы благополучно вписываться в эту реальность. Кто он такой в этой системе. С какими общими рисками и последствиями тех или иных действий, или бездействий он может столкнуться.
Некоторые авторитетные исследователи полагают, что становление базовой картины мира у ребенка формируется к 3‑м годам. Другие, что к 7‑ми. Многие специалисты высказывают предположение, что глобальное форматирование продолжается до 12-ти лет. В моей практике я встречаюсь с событиями, формирующими картину мира вплоть до 15-16 лет, но база заложена годам к пяти.
Что это значит? В ментальной карте ребенка уже в очень юном возрасте нарисованы все основные траектории его жизненного пути. Это как содержание книги. О чем книга понятно, но детали будут ясны по ходу чтения.
Малыш заранее "знает", будет ли его жизнь трудной или лёгкой. Достоин ли он успеха, любви, радости? Будет ли он здоров и свободен, или нормально иметь постоянные ограничения? Доступно ли ему стать выдающимся, или это возможно только для кого-то другого? Имеет ли его мнение значение, или бессмысленно напрягаться? Ценен ли он сам по себе, или только когда делает что-то правильно или хорошо? Смогут ли люди по-настоящему оценить его, или он будет постоянно одиноким и непонятым? Важны ли его чувства, или их проявление свидетельствует о слабости? Имеет ли он право на жизнь?
Ответы на все эти вопросы есть в той части психики, которую психологи называют подсознанием. Но это знание не такое же, как таблица умножения или адрес прописки. Человек не может оперировать этими данными спонтанно. Они скрыты от сознания, но во многом его определяют.
Мы каждый день совершаем сотни выборов, исходя из своей высокоспецифичной ментальной карты мира. Именно отсюда берутся многократные повторения одних и тех же кризисов, успехов, сложностей и везений.
Итак, если говорить очень упрощенно, в нашем подсознании очень рано прописываются все правила предстоящей жизни. И мы, сталкиваясь с событиями, используем записанные в детстве алгоритмы. А они порождают повторяющиеся ситуации, проблемы, успехи, ошибки и везения. Но самостоятельно психика доступа к своим настройкам не имеет. Для коррекции нужны определенные условия и профессиональные навыки.
Это как с реальной болезнью. Если заболел зуб, можно оставить всё как есть и потерпеть. Можно лечить самостоятельно, возможно, даже получится, если проблема не так велика. А можно обратиться к врачу, который точно поможет, но сначала он проведёт диагностику, чтобы определить, что случилось. За болью в зубе могут стоять разные причины. После диагностики, будут выбраны оптимальные медицинские вмешательства, с помощью которых проблема будет решаться. В работе психолога алгоритм такой же.
Женя. Родительское приказание "Не живи"
Базовая методика в работе со сценариями - это техника горячего стула. Она даёт возможность вытащить проблему на уровень сознания, исследовать ее источник, выяснить для чего нужна и дойти до ее решения. Обычно работа с диагностикой и изменением занимает от одной до трёх сессий. И в другой ситуации, скорее всего мы бы работали так. Но Женя была очень напугана тем, что происходит с ее здоровьем. Поэтому я предложила использовать методы эмоционально-образной терапии. Это прекрасное практико-ориентированное направление, созданное в России профессором Николаем Дмитриевичем Линде.
В методах ЭОТ можно работать с физическими симптомами проблемы. А симптомы у Жени такие мощные, что самостоятельно, без ее участия, регулярно блокируют самую значимую для нее сферу жизни.
Поместив симптомы в образ, Женя увидела плотный кокон, который хотел ее сжать до уровня точки. А потом, как будто, поглотить. На языке образов кокон или мешок - это символ матки. В работе Жене стало очень не хорошо, она плакала и впала почти в аффект, почувствовав невероятную силу, которую имеет над ней этот кокон. Она увидела, что он как будто состоит из металлических канатов, двигающихся, переплетающихся и способных размолоть кости.
— Женя, скажи, он твой?
— Нет, не мой!
— Скажи ему: "Я благодарна тебе за чудо жизни. Это чудо дано свыше и оно моё по праву. Теперь я могу жить свою жизнь, а ты можешь жить свою", - что с ним происходит?
— Он перестал сжиматься.
— Повтори снова. Что теперь?
— Он становится меньше, тоньше и светлей.
— Повтори еще. Что с ним?
— Он светится изнутри. А теперь превратился в бабочку
— Посмотри на эту бабочку, она твоя?
— Теперь да.
— Она тебе нужна?
— Уже нет, ее время прошло.
— Можешь её отпустить?
— Да!
Беседуя после работы, я объяснила Жене с чем мы столкнулись. Кокон, который пытается сжать до ее до точки, а потом поглотить, это воплощенное в художественный образ послание психики, которое говорит: "Уходи из жизни! Ты не должна жить! Тебя не должно быть!". Дословно: "Родись обратно!"
Мы стали обсуждать ее отношения с родителями. В целом, детство было сложным, отсюда ее история зависимостей в юном возрасте. Но отношения остались, и с возрастом стали теплее. Женя много сил уделила работе над собой. Я искала откуда идут истоки такого мощного посыла об отсутствии права на жизнь, который буквально на уровне чувств воспринимался, как ломающий ее кости.
И вдруг Женя вскинула руки, вскликнула, расширив глаза и застыла. Она вспомнила, как лет в 14, перебирая семейный альбом после смерти бабушки, нашла старые фотографии с молодой мамой. На них ей бросилось в глаза мамино болезненно уставшее лицо. Она спросила у мамы почему она такая грустная на этих фото. И мама нехотя рассказала, что почти до 6-ти месяцев страдала от токсикоза. Токсикоз потом прошел и последствий ни для мамы, ни для Жени никаких не было. Но в то время Женина бабушка постоянно уговаривала маму сделать аборт, потому что при родах от осложнений умерла бабушкина сестра, а еще ей очень не нравился Женин отец. Конфликт был очень серьёзным и продолжался пока Жене не исполнилось года 3. Никто и никогда об этом Жене не говорил, тема позже ни разу не обсуждалась.
Женя вспоминала с удивлением, что эта история не вызвала в ней тогда никакого эмоционального всплеска. Она даже посочувствовала маме и посмеялась. Девушку потрясло, что в ее сознании концепции про отсутствие права на жизнь как будто не было. А на уровне чувств и тела это приказание ее душило железными прутьями, буквально ломая кости.
Я напомнила Жене, что зависимость от алкоголя и наркотиков, с которой она боролась несколько лет - это бессознательная суицидальная история, особенно, если речь идёт об опиатах, которые погружают сознание в холодное умиротворение и мертвенный покой.
Другими словами, даже не понимая сути слов, посыл "не живи" был сформирован в детской психике. Не проговорённый при малышке конфликт близких с контекстом, что ее появление сломает маме жизнь, оказался доступен на бессознательном уровне. Психика маленькой девочки опылилась разрушительной идеей от том, что лучше бы Жени не было.
***
Не понимая теоретических оснований описанных психологических интервенций, читателю может показаться, что я описала нечто похожее на обряд или магическое воздействие. Но это совершенно не так. В быту мы очень недооцениваем величину и силу той части нашей психики, которую невозможно услышать и понять. Глубинные явления, формируется и существует по определённым законам. Эти законы становятся доступными лишь в результате применения обоснованных на научном знании методов и алгоритмов.
Всё как с нашим телом. Мы не можем сознанием контролировать метаболизм клеток, или сокращение сердца. Но наука нашла способы воздействия для лечения недугов.
Я невероятно увлечена и воодушевлена своей работой. Мне очень хочется делиться невероятным опытом, который случается каждый день в моей практике. Некоторые случаи не отпускают, другие вдохновляют. Но все клиентские работы позволяют мне чувствовать себя нужной этому миру.
***
Друзья, если тема практической психологии вам близка и интересна, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Комментируйте, ставьте реакции, задавайте вопросы.
Как обычно, призываю вас к вежливости и бережности с собой и окружающими. Если по каким-то причинам, эти опции вам не доступны, прошу обсуждать свои идеи в другом месте, где это сочтут приемлемым.
Симикина Ирина 10.08.2024г.
С большой любовью к своим читателям. Больше обо мне здесь.