Найти в Дзене

Герои коллекции РетроЛайн: Mercedes-Benz 280 S W116

Оглавление
Вторым героем нашей рубрики станет по-настоящему культовый автомобиль родом из Германии. В СССР он был известен, как Mercedes, на котором ездил Владимир Высоцкий. А в остальном мире его знали, как первый настоящий S-Класс. Встречайте! Mercedes-Benz 280 S в кузове W116

"Я встал и сел в погибель на колёсах,

Презрев передвижение пешком.

Я не предполагал играть судьбою,

Не собирался спирт в огонь подлить —

Я просто этой быстрою ездою

Намеревался жизнь себе продлить."

В 1972 году поэт Владимир Высоцкий написал произведение под названием "Песня Автомобилиста". В этом же году вышел абсолютно новый Mercedes-Benz W116. А спустя четыре года Владимир Семенович стал владельцем именно такого автомобиля 1974 года выпуска в модификации 450 SE.

-2

Наверное, не стоит объяснять почему знаменитый артист остановил свой выбор на данном автомобиле. В середине 70-х S-Class в 116-м кузове по праву считался одним из лучших представительских автомобилей в мире. Ну а в Советском Союзе и вовсе сложно было представить себе автомобиль, который мог бы встать рядом с W116. Даже ГАЗ-13 "Чайка", доступная только для высшей номенклатуры и привилегированной прослойки общества, едва ли могла потягаться с флагманом немецкого автомобилестроения.

-3

Высоцкий стал одним из первых владельцев Mercedes-Benz W116 в СССР. По его словам, кроме него в те годы такой автомобиль был только у Леонида Ильича Брежнева. Владимир Семенович очень любил свой автомобиль, но его пристрастие к быстрой езде стало причиной того, что за время владения "Мерседесом" случилось сразу несколько аварий. Причем последнее ДТП, произошедшее в 1 января в 1980 году, с троллейбусом (или трамваем?) было очень серьезным. В том же году великий артист умер, а его Mercedes-Benz спустя годы оказался в Екатеринбургском музее В.С. Высоцкого.

-4

Так к чему же мы все это рассказываем? А дело в том, что в июле одному из авторов канала, а именно @Troll&Bus, удалось прикоснуться к данному автомобилю, а также провести полноценный тест-драйв. И ему не терпится поделиться впечатлениями от автомобиля с нашими читателями. Начнем мы, как и полагается, с погружения в историю Mercedes-Benz W116.

-5

История модели

Появление в 1972 году новой модели Mercedes-Benz W116 - событие по-настоящему знаковое. И тому имеется целый ряд причин. Во-первых, это первый автомобиль компании, который официально принадлежал к линейке S-Class. Спустя более чем 50 лет "Мерседесы" этой линейки продолжают оставаться самыми успешными автомобилями представительского класса в мире.

-6

Во-вторых, именно W116 стал первым полноценным флагманом компании Mercedes-Benz. Ранее у производителя из Штутгарта звания "флагман" был удостоен только мелкосерийный лимузин Mercedes-Benz 600 W100.

Mercedes-Benz 600 W100
Mercedes-Benz 600 W100

Более массовая модель W108/W109, являющаяся предшественником W116, в полной степени не могла соответствовать уровню автомобилей представительского класса, поскольку представляла собой лишь глубокий рестайлинг седанов W111/W112, которые в свою очередь являлись лишь более роскошной модификацией модели среднего класса W110. Надеюсь, вы еще не запутались в наименованиях.

Ну а в-третьих, именно с W116 в компании Mercedes-Benz всерьез нацелились на американский рынок, благодаря чему в будущем автомобили с трехлучевой звездой получили признание не только на своем родном европейском рынке, но и в Соединенных Штатах Америки. Еще бы, ведь в начале 70-х годов новая модель представительского класса из Штутгарта, значительно превосходила аналоги от Lincoln, Cadillac и Chrysler.

-9

Так что же позволило стать W116 одним из лучших автомобилей в своем классе?

Давайте обо всем по порядку. Итак, "116-й" был представлен в сентябре 1972 года на Парижском автосалоне. Автомобиль вызвал настоящий фурор, не в последнюю очередь благодаря своему дизайну, сделавшему значительный шаг вперед по сравнению с дизайном предшественника. Новый флагман компании получил кузов с более мужественными линиями, но при этом в облике появились нотки элегантности и спортивности. Какие-то элементы дизайна были позаимствованы у вышедшего годом ранее родстера Mercedes-Benz R107, например передняя и задняя оптика.

-10

Именно с появлением W116 в модельном ряду компании появился новый корпоративный стиль, просуществовавший более двадцати лет и ушедший лишь в середине 90-х с завершением производства модели W124.

-11

Изначально модельный ряд состоял лишь из трех модификаций: 280 S, 280 SE и 350 SE. Первые два варианта оснащались рядным шестицилиндровым двигателем объемом 2746 кубических сантиметров, но в первом случае был карбюратор, а во втором - инжектор. Третий вариант был оснащен двигателем V8 объемом 3499 кубических сантиметров. Все они как правило агрегатировались автоматами с тремя или четырьмя ступенями, но были версии и с механической коробкой передач.

Габаритные размеры у W116 следующие: длина 4960 мм, ширина 1820 мм, высота 1410 мм. Колесная база составляла 2865 мм. Так что S-Class уже в 70-е годы был весьма крупным автомобилем.

-12

С 1973 года у модификации 350 SE появилась удлиненная версия с колесной базой в 2965 мм под названием 350 SEL. В 1974 году в связи с топливным кризисом к ней присоединилась удлиненная версия базовой модели. В том же году Mercedes-Benz в кузове W116 был удостоен награды "Европейский автомобиль года".

-13

Но самым ярким пятном в биографии W116 стало появление в 1975 году наиболее мощной и наиболее оснащенной модификации Mercedes-Benz 450 SEL 6.9.

Mercedes-Benz 450 SEL 6.9
Mercedes-Benz 450 SEL 6.9

Сама "450-я" модификация появилась еще в 1973 году, как в обычном, так и удлиненном варианте, сместив на посту топовой модели "350-ю". И оснащалась она двигателем M117, представлявшим собой V8 объемом в 4.5 литра и мощностью 225 л.с. Ограниченная серия 450 SEL 6.9 же имела двигатель M100 от лимузина Mercedes-Benz W100, но с объемом увеличенным до 6.9 литров. Выдавал он целых 286 л.с. Такая мощность позволяла пятиметровому седану разгоняться до 225 км/ч и разменивать сотню за 7.4 секунды. Даже на сегодняшний день крайне достойные показатели, что уж говорить о середине 70-х, когда он только появился.

Двигатель M100
Двигатель M100

Ходовая часть W116 была существенно модернизирована по сравнению с предшественником. Сзади взамен устаревшей конструкции с качающимися полуосями, была установлена схема с косыми рычагами, которые вместе с редуктором крепились к U-образной балке. Такое решение, несмотря на свою простоту, было крайне эффективным и давало значительное улучшение управляемости в предельных режимах. Спереди же использовалась двухрычажная подвеска, причем рычаги были сильно разнесены по вертикали. Подобная схема позволяла практически полностью устранить клевок при торможении и увеличить стабильность в поворотах.

-16

Еще одной инновацией по сравнению с предшественниками стало использование дисковых тормозных механизмов на обоих осях у всех модификаций.

-17

Интерьер также был значительно переработан и являлся настолько новаторским на момент выхода, что даже спустя полвека многие его эргономические решения кажутся актуальными. Например, именно на W116 появилась традиционная для салона любого современного автомобиля "борода". А три колодца с циферблатами на приборной панели имеют комбинацию, которая станет характерной чертой всех "Мерседесов" на ближайшие несколько десятилетий.

Оснащение очень сильно варьировалось в зависимости от комплектации. В базовых версиях не было практически никаких привычных нам опций. Зато в максимальной комплектации вы получали и полный электропакет, и климат-контроль, и даже встроенный телефон. Обивка сидений также отличалась. Для базовой комплектации были характерны ткань и кожзам. В более дорогих комплектация использовалась настоящая кожа. Но самым роскошным считался велюровый салон, к которому вдобавок шли вставки из орехового шпона.

Интерьер Mercedes-Benz 450 SEL 6.9
Интерьер Mercedes-Benz 450 SEL 6.9

Задний ряд на удивление у новой модели оказался даже немного теснее, чем у предшественника. Виной тому существенные доработки силовой части кузова, необходимые для улучшения безопасности. Сегодня на заднем ряду короткой модификации будет даже теснее, чем в какой-нибудь Toyota Camry. У версии SEL дела обстояли чуть лучше, но в любом случае задний ряд едва ли соответствует нынешним стандартам для представительского класса.

-20

Раз уж я упомянул о безопасности, то перейдем к ней. В этом аспекте W116 не только ушел далеко вперед от предыдущих моделей, но и задал новые стандарты в автомобильной индустрии. Центральная часть кузова была сделана чрезвычайно прочной, а зоны спереди и сзади имели зоны деформации. Двери большой толщины имели энергопоглощающую конструкцию. Бензобак был перенесен за задние сиденья. Ремни безопасности — трёхточечные, инерционного типа. В некоторых версиях они были установлены даже на заднем диване. И это в то время, когда ряд машин и вовсе не оснащался ремнями.

-21

Но не только пассивная безопасность была сильной стороной флагманского "Бенца". С осени 1978 г. впервые в мире и исключительно в седанах S-класса 116-го семейства начала устанавливаться новая система, задавшая новое направление в развитии автомобильной техники. Речь идёт о разработанной совместно с компанией Robert-Bosch GmbH антиблокировочной системе (ABS), гарантировавшей стопроцентную управляемость автомобиля даже при торможении «в пол» и имевшей, таким образом, большое значение для обеспечения активной безопасности. Система, которая сегодня является чем-то само собой разумеющимся и устанавливается даже в автомобилях малого класса, стала в своё время подлинной сенсацией.

-22

Более того, уже в 1973 году на опытных образцах испытывались подушки безопасности. Правда в серию они пошли только с появлением модели следующего поколения - Mercedes-Benz W126.

-23

Таким образом Mercedes-Benz W116 полностью оправдывал свое имя -"Sonderklasse" (особый класс). Автомобиль на момент выхода практически не имел слабых мест: он предоставлял высочайший уровень комфорта в салоне, имел отменную плавность хода, невиданный уровень пассивной безопасности, отлично управлялся и оснащался большой линейкой агрегатов. Поэтому неудивительно, что автомобиль без труда смог завоевать как европейский, так и американский рынок. Ведь на момент выхода у него банально не было конкурентов. В Европе в представительском классе в те годы выступали Jaguar XJ (Series I) и Rolls-Royce Silver Shadow. Но на фоне W116 они представляли собой весьма архаичные конструкции. А те автомобили, что производились в США и вовсе не могли сравниться по качеству сборки, ездовым характеристикам и уровню безопасности (причиной тому стала начавшаяся в американском автопроме "больная эпоха").

-24

С 1972 по 1980 год было выпущено 473035 экземпляров модели. Таким образом W116 побил результат предшественника W108/W109 аж на 100 тысяч единиц. На этом я завершаю исторический блок и, наконец, перехожу к рассказу об экземпляре, с которым мне удалось познакомиться.

Первое знакомство

Изначально, я вообще не планировал делать обзор на "116-й". Но когда в очередной раз сорвались съемки Tatra 700 по причине поломки, и Дмитрий предложил снять свой "Мерседес", у меня не нашлось ни одной причины чтобы отказаться. Я всегда с особым пиететом относился к немецкой технике, а в особенности к легковым автомобилям. А когда речь идет о такой культовой модели, как W116, то дважды думать не приходится. В назначенный день мы договариваемся с Дмитрием, и в час икс на стоянке мне предстает этот красавец оливкового цвета.

-25

Нужно отметить, что это не первый раз, когда я сталкиваюсь с данным автомобилем. Впервые я встретил его на Петербургском параде ретро-транспорта в 2021 году. Позже он мне попадался и в последующие годы. И вот, наконец, состоялось наше близкое знакомство.

Этот экземпляр был выпущен в 1978 году. И нужно отдать должное, за 46 лет автомобиль отлично сохранился. Конечно, он находится далеко не в музейном состоянии, поскольку по сей день регулярно эксплуатируется. А в ходе эксплуатации определенных недостатков по кузову и салону не избежать.

-27

У меня на обзоре оказалась версия 280 S с короткой колесной базой. Таких, к слову, выпустили 122848 единиц, что делает ее второй по многочисленности модификацией этой модели после 280 SE.

-28
-29
-30

Не могу не отметить, насколько лаконично и элегантно смотрится первый S-Class до сих пор. На мой взгляд, последующие модели в лице W126 и W140 выглядят более тяжеловесно, особенно это касается "140-го". На их фоне облик W116 кажется легким и стремительным. Он не перегружен деталями и при этом его нельзя назвать слишком уж простым. Чего только стоит массивная решетка на передней части и двойные широкие бампера спереди и сзади. Да и в целом обилие хрома на кузове выдает принадлежность к представительскому классу.

Хромированные элементы на крыше и вокруг окон несут отнюдь не только декоративную функцию. Это еще и водостоки.
Хромированные элементы на крыше и вокруг окон несут отнюдь не только декоративную функцию. Это еще и водостоки.

К слову, для жителя постсоветского пространства внешний вид W116 несомненно будет напоминать модели одного крупного автопроизводителя из Нижнего Новгорода. И это неудивительно, ведь при проектировании ГАЗ-3102 "Волга" вдохновлялись именно "116-м". Она даже получила в народе прозвище "Русский Мерседес".

-32

Но не только "02-я Волга" имела очевидное сходство с "Мерседесом". Обратите внимание на рифленые задние фонари вытянутой формы на S-Class. Ничего не напоминают? Похожая оптика стояла и на ГАЗ-14 "Чайка". На Горьковском Автомобильном Заводе практически без изменений позаимствовали ее у "116-го" для своей будущей модели представительского класса.

-33

Вообще, чем дольше я смотрел на W116, тем чаще задавал себе вопрос: "А в какой момент современные "Мерседесы" умудрились утратить этот классический облик, который безошибочно позволял узнать автомобили марки Mercedes-Benz в потоке и на который равнялись остальные автопроизводители?"

-34

Но все-таки я смог найти в это практически идеальном облике изъян. Лично мне показалось, что фартук под передним бампером слишком маленький, а решетка в нем создает эффект странного выражения лица с широкой ухмылкой.

-35

В деталях W116 рассматривать даже интереснее, чем издалека. Внимание на себя сразу же обращают шильды со знаменитой трехлучевой звездой. А на решетке радиатора можно заметить сразу два герба компании Mercedes-Benz. Один из них выполняет функцию пьедестала под фирменным значком. На современных моделях "Мерседеса" такого уже не увидишь.

Оптика на W116 стилистически перекликается с таковой у родстера Mercedes-Benz SL-Class в кузове R107. Однако сами фары длиннее и скрывают внутри себя сразу два отражателя. В дальнейшем оптика подобной формы будет ставиться на большинство моделей компании Mercedes-Benz вплоть до середины 90-х годов. А вот молдинг под фарой - это дизайнерское решение характерное исключительно для модели W116.

Задние фонари с рифлением - это еще одна фамильная черта модельного ряда Mercedes-Benz начиная с 1971 года, когда был выпущен SL-Class R107, и заканчивая 2003 годом, когда сняли с производства E-Class W210.

Обратите внимание на расположение щеток стеклоочистителей. Они установлены посередине, практически вплотную друг к другу. Подобное размещение позволяло охватывать большую площадь стекла, чем это делали традиционные стеклоочистители на других автомобилях в 70-е годы. Позже, в восьмидесятых, в Mercedes-Benz развили эту идею, установив лишь один большой дворник посередине в моделях W201 и W124.

На недостаток хрома в W116 жаловаться точно не придется. Даже поводки стеклоочистителей хромированные.
На недостаток хрома в W116 жаловаться точно не придется. Даже поводки стеклоочистителей хромированные.

Еще один пример прогрессивных решений, впервые появившихся в W116 - это дверные ручки. Только подумайте, уже в начале 70-х на "Мерседесы" устанавливали так называемые "евроручки". К примеру, АвтоВАЗ стал устанавливать ручки подобного типа только в XXI веке.

Зеркала заднего вида у W116 имели уже современную форму, но при этом были покрыты хромом. В следующем поколении W126 они стали пластиковыми и окрашивались в цвет кузова.

Хромированные зеркала выглядят очень стильно, но со своей функцией справляются так себе. Интересно, что на ранних модификациях W116 правого зеркала не было вовсе.
Хромированные зеркала выглядят очень стильно, но со своей функцией справляются так себе. Интересно, что на ранних модификациях W116 правого зеркала не было вовсе.

Так как наш автомобиль имеет базовый уровень оснащения, то литые диски ему не полагались. Зато штампованные диски были прикрыты металлическими хромированными колпаками. Кстати, в большинстве случаев, центральная часть колпаков окрашивалась в цвет кузова автомобиля.

Этот дизайн колпаков был одной из характерных черт "Мерседесов" 70-х годов.
Этот дизайн колпаков был одной из характерных черт "Мерседесов" 70-х годов.

Ну что же, настало время заглянуть под огромный капот и познакомиться с сердцем этого благородного автомобиля. Держат его два пружинных упора, так что никакую "кочергу" под него подставлять не нужно. Я продолжаю отмечать этот факт в 2024 году, поскольку до сих пор далеко не все современные автомобили имеют гидроупоры капота.

Капот W116 поднимается вместе с решеткой радиатора.
Капот W116 поднимается вместе с решеткой радиатора.

Итак, под капотом у героя нашего обзора расположен двигатель M110. Это рядная "шестерка" с двухкамерным карбюратором Solex объемом 2.8 литра и мощностью 160 л.с. Интересно, что только модификация 280 S оснащалась карбюраторным двигателем. Следующая версия 280 SE имела тот же двигатель M110, но уже с использованием топливного впрыска Bosch D-Jetronic, благодаря чему он выдавал 185 л.с. Собственно, в ее названии это и было отражено (E означает Einspritzung, что с немецкого переводится, как "инъекция"). И тот факт, что в линейке был лишь один карбюраторный двигатель, действительно удивляет, если учесть, что в 70-е годы, большая часть автомобилей вообще не имели версий с инжекторной системой подачи топлива.

Мощные лонжероны под капотом напоминают нам о том, что о безопасности в W116 думали в первую очередь.
Мощные лонжероны под капотом напоминают нам о том, что о безопасности в W116 думали в первую очередь.

Несмотря на большой объем и вполне приличную мощность, этот двигатель является необходимым минимумом для такого большого седана весом в 1660 кг. Тем более, что агрегатируется он с автоматической коробкой переключения передач. Согласно паспортным данным Mercedes-Benz 280 S, выполнял упражнение 0-100 за 11.5 секунды и разгонялся до предельных 190 км/ч. Не слишком то впечатляющие показатели на сегодняшний день (актуальный Hyundai Solaris 1.6 на автомате имеет аналогичные характеристики), но в 70-е годы, даже "самый тихоходный" 280 S в "116-м" кузове был значительно быстрее большей части потока в Европе.

Наконец, я оказываюсь в салоне. Сделать это мне не терпелось сразу, как я начал знакомиться с автомобилем, поскольку пятьдесят процентов магии Мерседеса S-класса находится именно здесь. Первое, на что обращаешь внимание - это тот факт, что компоновка салона даже спустя 50 лет выглядит вполне себе современно. Да в последнее десятилетие тенденции в дизайне интерьера существенно изменились: традиционные приборные панели, уходят в прошлое, а заменяют их сенсорные дисплеи. Но произошло это не так давно и в памяти еще свежи воспоминания о классическом интерьере с аналоговыми приборами, кнопками и переключателями. И в W116 он именно такой.

Разумеется, после современных автомобилей премиум-сегмента интерьер "116-го" едва ли можно назвать роскошным. Однако сделан он крайне добротно, весь пластик в салоне мягкий и имеет текстуру, много хромированных элементов, на торпеде имеется вставка из натурального дерева, а сиденья обиты настоящей кожей. А еще удивляет то, насколько эргономически продуман салон автомобиля более чем пятидесятилетней давности. Пока мы плюемся от салонов некоторых современных автомобилей, удивляясь тому, как можно было так криво расположить тот или иной орган управления, в "Мерседесе" уже в 70-е ставили все на свои места. Приятно, что у нашего экземпляра салон сохранился в полностью аутентичном виде. И надо отдать должное, сохранился очень даже неплохо.

Оснащение же у нашего "116-го" весьма и весьма скоромное, даже по меркам автомобилей бизнес-класса 80-х и 90-х годов. Комплектация предлагает нам следующие блага жизни:

  • печка с принудительной разморозкой окон и электрообогревом заднего стекла,
  • аудиосистема с головным устройством Grundig,
  • люк с электроприводом,
  • гидроусилитель руля,
  • трехточечные ремни безопасности с преднатяжителями
  • центральный замок.
Травмобезопасный руль впервые появился именно на этой модели.
Травмобезопасный руль впервые появился именно на этой модели.

И вот такое оснащение в Европе образца 70-х было вполне допустимо в классе представительских автомобилей, пускай и в базовом оснащении. Никаких вам электростеклоподъемников, подогревов сидений, кондиционера и даже тахометра. Тем удивительнее выглядит тот факт, что данный экземпляр оснащен люком, да еще и с электроприводом (это, к слову, единственная электрорегулировка в этой машине). Деревянные вставки и магнитола - это тоже опции, которых не было в базовой комплектации. А вот что в ней было, так это целых три пепельницы. Две у задних пассажиров и одна у передних. Причем спереди также имеется прикуриватель. Это совсем неудивительно, учитывая тренды той эпохи. Тогда даже Крокодил Гена и котенок из "Ну, погоди!" позволяли себе курить на глазах детей огромной страны. А вот подстаканников в "116-м" нет вообще, поскольку в те годы употреблять различные напитки в автомобилях было не принято.

Селектор АКПП со ступенчатым ходом на долгие годы стал одной из характерных черт автомобилей Mercedes-Benz.
Селектор АКПП со ступенчатым ходом на долгие годы стал одной из характерных черт автомобилей Mercedes-Benz.

Нельзя, рассказывая о салоне 280 S, не упомянуть передние сиденья. У нашего "Мерседеса" они имеют обивку из довольно грубой кожи зеленого цвета. Причем это именно родной материал, сохранившийся с 1978 года. Когда-то владелец реставрировал кожаную обивку, так что смотрится она вполне себе неплохо. Оказываясь же в этих сиденьях, сразу замечаешь, что они подпружиненные. В совокупности с почти отсутствующей боковой поддержкой, создается впечатление, что ты сидишь в старом кресле у бабушки дома, а не в салоне автомобиля. А когда слышишь характерный скрип старых пружин, то оно только усиливается. Сама же посадка, к слову, очень удобная. И это по-настоящему удивительно, учитывая год выпуска автомобиля и весьма скромное количество регулировок. Но когда вспоминаешь, что это все-таки Mercedes-Benz S-Class, то понимаешь, что все так и должно быть.

Задний ряд по нынешним меркам, конечно, крайне далек от того, что мы привыкли видеть в представительском классе. Места здесь не так уж много, а из оснащения только подлокотник и две пепельницы. Огромный тоннель, под которым проходит карданный вал, удобства также не добавляет. Даже в каком-нибудь Mercedes-Benz C-Class актуального поколения сзади будет находиться куда комфортнее и интереснее. Впрочем, не могу не отметить, что задний диван в W116 очень удобный и создает ощущение, что ты находишься не в автомобиле, а в гостиной. Он очень мягкий и имеет настолько толстый слой обивки, что в него буквально проваливаешься.

Дверные карты в "116-м" произвели на меня исключительно приятное впечатление. Во-первых, только обратите внимание, насколько актуальной выглядит их форма! Покажи дизайн этих карт среднестатистическому обывателю и он в жизни не угадает, что их устанавливали на автомобиль, появившийся в начале 70-х годов. А во-вторых, качество отделки дверных карт просто изумительное, начиная от подгонки элементов и заканчивая самими материалами.

Выходя из салона я отметил то, насколько легко у W116 закрываются его массивные и тяжелые двери. При закрытии они издают благородное клацанье, в котором безошибочно узнается принадлежность к Sonderklasse. Обычным машинам такие звуки не характерны.

Форма дверной карты у W116 была обусловлена безопасностью.
Форма дверной карты у W116 была обусловлена безопасностью.

Ключ на старт

Как бы не было интересно рассматривать "116-й" в статике, интереснее всего мне было узнать, каким же был на ходу самый первый S-Class. Я не совсем понимал, чего мне ждать от автомобилях представительского класса из 70-х. Насколько снисходительным мне придется быть к старому автомобилю, чтобы не разочароваться в одной из икон 70-х? Не столкнусь ли я с тем, что все мои доводы о том, что "раньше трава была зеленее", а "Мерседесы мерседесистее" окажутся ложными?

И вот, собрав все мысли в кучу, я готов приступить к запуску двигателя. Что интересно, в отличии от современных автомобилей с АКПП, для того, чтобы завести двигатель в W116 не требуется держать ногу на педали тормоза. И несмотря на то, что у нас карбюратор, никакой подсос перед запуском вытаскивать не нужно (уже в 70-е у "Мерседесов" была автоматическая пусковая система). Я поворачиваю ключ зажигания, и двигатель оживает. Сопровождается это легкой вибрацией всего кузова автомобиля. Но дискомфорта это не доставляет совершенно, двигатель на холостых работает ровно и практически не слышно.

-55

Хотелось бы сказать, что как только я нажал педаль газа - огромный автомобиль с удивительной легкостью тронулся с места и поплыл. Но, увы, все не так просто. С тем чтобы тронуться, несмотря на "автомат" у меня сразу возникли некоторые сложности. Дело в том, что у "116-го" довольно тугая педаль газа с очень длинным ходом, которую даже для того, чтобы просто тронуться, нужно как следует прожать. Наконец, "поймав" нужное усилие я мягко трогаюсь с места под характерное ворчание рядной шестерки. И нужно отметить, что 280 S действительно плывет, а не едет. Неровности, которые сразу же встретились мне на пути, он проходит с какой-то особенною статью. Если что-то и передается в салон, то только для того, чтобы напомнить водителю, что мы все-таки за рулем представительского автомобиля и по таким дорогам нам ездить не пристало. Чуть хуже подвеска справляется со стыками, но даже по нынешним меркам плавность хода у W116 выдающаяся.

Практически сразу я заметил, что у машины очень легкий руль. Маневрировать на низкой скорости на нем одно удовольствие. Я в последний годы привык к тому, что если у автомобиля гидроусилитель, то руль оказывается более тугим, чем на автомобиле с ЭУР. Но Мерседес полностью разрушает это впечатление. Еще сильнее он удивил меня, когда я попытался на нем развернуться. Я не ожидал такого маленького радиуса разворота у такой огромной машины. Причиной этому служит хороший выворот колес и задний привод.

-57

Я довольно быстро привык к автомобилю. Оно и немудрено, все элементы управления на своих местах, а посадка и обзор просто отличные. Наконец, выехав на ровный участок дороги, я решаюсь разогнаться на нем. Я прожимаю эту бесконечно длинную педаль газа и машина плавно, но уверенно начинает набирать скорость. Двигатель на высоких оборотах слышно хорошо, правда что это за обороты мне неизвестно, ведь тахометр у нас отсутствует. На скорости управление тягой на "Мерседесе" очень удобное, автомобиль всегда правильно реагирует на педаль газа. Автомат переключает передачи довольно заметно, но без рывков. Так или иначе, но до сотни "116-й" разгоняется легко и непринужденно. Но разогнаться - это полдела. Ведь нужно еще и остановиться. И 280 S умеет это делать. Не могу сказать, что тормоза по современным меркам у него хорошие, но все-таки дисковые тормозные механизмы на всех четырех колесах знают свое дело и вполне приемлемо останавливают этот пятиметровый корабль весом чуть менее 1.7 тонны.

-58

А вот чего я боялся на "Мерседесе" так это поворотов. И как оказалось - зря. В моем понимании автомобиль представительского класса из 70-х явно не способен к динамичному прохождению поворотов, однако "116-й" и тут смог меня удивить. Начну с того, что при повороте руля отсутствует какой-либо первичный крен. Да, он развивается позже, но в самом начале авто едет строго по горизонтали, не заваливаясь на бок. Кроме того, автомобиль вполне неплохо умеет следовать по траектории в поворотах. И нужно весьма существенно переборщить со скоростью, чтобы начало сносить корму. Это действительно устойчивая машина с хорошей обратной связью на руле, без всяких скидок на возраст.

-59

Первые впечатления от десятиминутной поездки были весьма позитивные, но мне предстояло выехать в город. И как только мы вклинились в поток вскрылось сразу несколько проблем. Пришлось привыкать к габаритам, ведь хоть во время езды "116-й" пытается старательно скрыть их, но пять метров длины и почти два метра ширины так просто не спрячешь. Во-вторых, подливают масло в огонь и совершенно неинформативные боковые зеркала заднего вида. В современном потоке с ними живется очень не очень. Частично это компенсируется хорошей обзорностью, но все-таки хотелось бы, чтобы не приходилось все время вертеть головой туда-сюда. В-третьих, длинноходная педаль газа отнюдь не добавляет удобства, в тем моменты, когда нужно резко ускориться. Так что в городе при перестроениях нужно быть особенно внимательным.

В остальном же W116 чувствует себя в современном потоке вполне себе уверенно: двигателя хватает с запасом, тормоза не заставляют тебя судорожно прожимать их в пол, дабы остановиться, а подвеска справляется с большей частью неровностей (особенно хорошо ей даются лежачие полицейские). Я бы добавил в него еще немного оснащения (тот же кондиционер и электростеклоподъемники точно не были бы лишними) и возможно улучшил бы уровень шумоизоляции. В остальном по своим ходовым качествам "Мерседес" может легко дать фору огромному количеству современных автомобилей, особенно китайского производства.

Наконец, для меня наступает время прощаться со "116-м" и я ловлю себя на мысли, что мне не хочется этого делать. Этот автомобиль, не предоставляя какого-то космического уровня комфорта или невероятной динамики, умеет отгородить водителя от суеты современного мира, вернув в кажущиеся беззаботными 70-е годы прошлого века. С ролью автомобиля, как по мне, выходного дня он справляется просто великолепно. И пускай толпы не сворачивают шеи при виде этого W116, но знающие люди всегда провожают его теплым взглядом.

-62

Но лично для меня стал более удивительным тот факт, что сорокашестилетний W116 оказался по ощущениям абсолютно современным автомобилем с достойным уровнем комфорта. Он не требует какого-то привыкания к себе или особых навыков вождения. Ты просто садишься в него и едешь. И это подтверждает владелец данного автомобиля, который воспринимает автомобиль в большей степени, как простую "рабочую лошадку", а не коллекционный экспонат. При этом, сама машина ничуть не обижается на этот статус и практически не доставляет проблем при эксплуатации. Возможно в этом и заключается магия "Мерседеса" - оставаться комфортным и удобным для передвижения автомобилем даже спустя десятки лет. И на меня она однозначно подействовала.

Итоги

Наверное, после такого огромного материала нужно подвести какие-то итоги. На мой взгляд Mercedes-Benz W116 - это знаковая модель не только для производителя, но и для всего мира. Именно с ней европейские производители отняли пальму первенства у американцев в классе представительских автомобилей и определили развитие в нем на много лет вперед. Да, формально, это не первый представительский Mercedes-Benz, но именно он запустил успешную и по сей день линейку S-Class, а также смог сказать новое слово в проектировании автомобилей такого класса.

Представительские модели Mercedes-Benz слева направо: W112, W109, W116, W126
Представительские модели Mercedes-Benz слева направо: W112, W109, W116, W126

Интересно, что если взять абсолютно все поколения S-Class, то на фоне своих предшественников и преемников W116 не просто не потеряется, но и вероятно окажется в самом начале списка "самых влиятельных S-Class за всю историю". Ведь пускай W126 был самым продаваемым, W140 самым дорогим, а W223 самым технологичным. Но никто из них не был столь важен для концерна Mercedes-Benz в момент выхода, как W116. Благодаря ему мы познакомились с корпоративным стилем "Мерседесов" на ближайшие два десятка лет и смогли узнать, что автомобили этой марки самые технологичные, самые безопасные, самые качественные и самые надежные. И от его успеха на рынке напрямую зависело, продолжит ли существование линейка автомобилей Sonderklasse в том виде, в котором их представлял себе производитель.

А если коснуться сравнения W116 с автомобилем актуального поколения в кузове W223, то несмотря на весь тот прогресс, между ними, то оказывается, что по ряду параметров "старичок" в куда большей степени является "Мерседесом", нежели его суперсовременный и технологичный потомок. Это относится и к дизайну экстерьера, и к оформлению салона, и даже к ходовым качествам (хотя казалось бы, тут между ними должна быть пропасть). Ведь W116 в отличии от W223 не пытается усидеть на двух стульях, одновременно стараясь соответствовать нынешним трендам, и в то же время казаться тем самым "Мерседесом", который когда-то давно полюбил мир. Он просто является тем самым "Мерседесом" и точка.

-65

И на этой ноте я заканчиваю свое повествование. Любите интересные автомобили, вроде Mercedes-Benz W116. А мы с вами увидимся на этом канале уже очень скоро. Auf Wiedersehen!