Ну а если еще этот ребенок будет там не просто сидеть, а даже руками работать, то он вполне сможет заслужить звание героя. Точнее, героини. И не он, а она. Потому что в нашем случае мы имеем дело с девочкой.
А девочка эта - воспитанница нашего социального спецучреждения для детей с особенностями развития. Ребенок, который регулярно, каждые полгода приезжает к нам в стационар и, наряду со всеми положенными по программе медицинскими и коррекционно-педагогическими "мероприятиями", также посещает занятия в наших творческих кружках (я как раз в этом отделе работаю).
Дана
Так зовут эту девочку. Вообще-то она - Дарья, но ни Дарьей, ни Дашей, ни Дашенькой она быть не хочет, да и мамочка ее еще на первичном приёме просила, чтобы девочку все называли исключительно Даной.
Ну, педагогам в принципе всё равно, можем выполнить любой каприз (и даже не за деньги, ибо наше учреждение - не частное). Пусть будет Дана, если так нравится.
Итак, Дана - восьмилетний ребенок с ментальными нарушениями.
По уровню развития навыков и знаний - вполне тянет на крепкого ребенка из подготовительного класса. С простыми тестами - справляется, на вопросы - отвечает развернуто, считает в пределах 10.
В общем, по сравнению с большинством наших ребят из стационара, которые даже обращенную речь не понимают, Дану можно считать прямо умницей-разумницей.
Ну и навыки самообслуживания у нее соответствуют возрасту. Поэтому Дана уже со второго раза и дальше - лежала в стационаре без мамы.
Но…
Поведение у этой умницы-разумницы ээээ… мягко говоря, довольно неоднозначное. И оно очень огорчает практически всех, кто с ней работает. Особенно воспитателей, которые вынуждены находиться с Даной круглыми сутками. Та-акое рассказывают про нее, ух!
Например, идут они с ребятками в столовую на завтрак. А там - каша молочная и бутерброд с маслом и сыром.
Дана - кривится, вздыхает, но никуда из столовой не выходит. Садится за стол и демонстративно отворачивается, отодвигает от себя тарелку и говорит воспитательнице:
- Я не буду это есть, я это не люблю! Мне надо спагетти с сосиской.
- Ну мало ли, что тебе надо. Все едят кашу и бутерброд - и ТЫ ешь кашу и бутерброд, - отвечает воспитатель.
Дана заколотила ладошками по столу, замотала головой и ка-ак закричит:
- Я сказааала! Я не люблю кашу! Ааааа!
Другие дети, естественно, смотрят на нее: кто с недоумением, а кто и с испугом (например, малыши).
Воспитатель говорит:
- Ну и ладно, Дана, не хочешь кашу - можешь съесть только бутерброд с какао.
Ну, правильно же говорит? Или что она должна в этом случае ответить, чтобы и не заставлять насильно ребенка есть кашу (ибо нельзя против воли!), и не оставлять Дану голодной?
Однако, Дане ответ не понравился!
Берёт она одной рукой тарелку с кашей, другой - бокал с какао (на котором сверху лежит бутерброд) и… шварк всё это на пол, одновременно! И в это же время закричав еще громче:
- Ааааа! Я сказааала! Спагетти с сосиской! Глухие?
На крик прибежала главная медсестра!
Прямо из кухни выскочила! Как "кое-откуда" на лыжах! Если что, она там (на кухне, а не "кое-где") по делу бывает, а не просто так (постоянно и усердно что-то проверяет и контролирует)…
Подходит к Дане, присаживается рядом с ней на корточки, и, с ангельской улыбкой и ангельским голосом говорит:
- Ну прости, деточка, нет сосисочек у нас. Но обещаю, что очень-очень громко поругаю повара за это. Хочешь?
- Да, хочу, хочу! - говорит Дана, уже сменив гнев на милость, - а ты точно обещаешь?
- Конечно! - отвечает главная медсестра и хлопает Дану по плечу.
И, пока происходит их "душещипательный" диалог, няня-буфетчица убирает с пола посуду и разбрызганную еду (тарелка разбилась, а бокал - нет), а воспитательница - держит мешочек, в который няня собирает осколки.
Ну а медсестра - отводит Дану за другой столик (пустой) и уходит…
Хорошая тётя, добрая! Повара она отругать обещала, ага! Ну понятно, не барское это дело - объяснять ребенку, что сосиски в нашем учреждении вообще запрещены, и не повар тому виной! А то, что, по сути, ребенок без завтрака остался, наверное, тоже повар виноват? Или воспитатель?
Конечно, няня-буфетчица предложила подать еще одну порцию завтрака, но Дана снова категорически отказалась. С визгом и топотом.
В общем, такая вот девица!
Во всех режимных моментах, во всех делах - Даночка проявляла себя примерно так: и на медицинских процедурах, и в игровой комнате с воспитателями, и у нас на занятиях! Например, у меня в кружке оригами.
Дана на оригами
Пожалуй, надолго запомню это занятие, на котором на Дану вдруг "снизошло просветление"!
Так уж получилось по расписанию, занималась она в паре еще с одним ребенком - мальчиком Ваней (милейшим парнишкой-шестилеткой, который стесняется много говорить, потому что сильно заикается).
Конечно, изначально, Дана вела себя "по своему обыкновению": колотила по столу, плевалась и кричала: "Ваши бумажки - г-о!", "Не буду! Я сказаааала!" Ну и еще по поводу Ваньки негодовала: "Не буду я с этим очкариком сидеть! Я сказааала!"
В общем, "спектакль театра одной актрисы" был некрасив, да и игра актрисы - тоже оставляла желать лучшего… Но, как говорил один мудрый человек (кстати, мой добрый читатель!), "у таких актрис можно отбить охоту играть, если оставить их без зрителей".
Поэтому, я не нашла ничего лучше, как просто игнорировать Дану и ее капризы, не уговаривать её стопицотый раз, а заниматься исключительно с Ваней. А она если хочет - включится, не хочет - её проблемы. А с поделкой потом выйдет из кабинета только Ваня!
Но как раз Ваня и стал "зрителем для актрисы"!
Посмотрел он на это всё, не выдержал и сказал, заикаясь (не буду расписывать слоги заикания, просто скажу, ЧТО он произнёс):
- Фу, такая взрослая, а ничего не делает! Значит не умеет!
Дана оживилась:
- Аааа! Я умею! Я сказаааала!
И ведь… "включилась"! И тоже стала делать поделку, как и Ваня. И у обоих в итоге неплохо получилось!
А что потом?
Ну да, выходим из кабинета после занятия (оба ребенка - с поделками): Ваня - к маме в объятия, Дана - к воспитателю.
И Дана меня спрашивает:
- Ну я же молодец?
- Конечно, молодец, - отвечаю.
- Вот! Вооот! А у меня же лучше поделка, чем у очкарика? Да? Дааа?
- У вас обоих отлично получилось, - отвечаю, - вы с Ваней оба молодцы!
- Нееет! Я лучше очкарика! Аааа! Я сказааала!
А чем лучше?
Поделка лучше? Ну неееет, вроде бы, чисто технически, обе поделки сделаны почти на одном уровне. Да и, если уж совсем придираться, Ванька-то младше! Хотя, в НАШЕМ деле возраст ребенка ну совсем никакой роли не играет. Дело скорее в диагнозах, о которых теперь принято умалчивать.
Единственный момент, который немножко говорит о том, что Дана чуть усерднее(??) поработала, чем Ваня - это то, что ей пришлось с огромными усилиями преодолевать себя, переступать через себя, чтобы, наконец, скрепя сердце, геройски взяться за тяжкий муторный труд.
А Ваня - он изначально "всегда готов" и всему рад. По крайней мере, воспитательница сказала, что это так.
Но лично я думаю по-другому: у Данки - просто "подгорело" от Ваниного замечания. Как это так, кто-то в чём-то лучше Ее Величества? Не бывать этому! Я сказаааала! (кх-х-х-х)
Но, в любом случае, спасибо ей за "подвиг"! А Ване - за удачную провокацию.
А Вам, дорогие читатели, за то что зашли в гости!