Найти тему

Отсидеть творческое занятие - для такого особенного ребенка прямо подвиг

Оглавление

Ну а если еще этот ребенок будет там не просто сидеть, а даже руками работать, то он вполне сможет заслужить звание героя. Точнее, героини. И не он, а она. Потому что в нашем случае мы имеем дело с девочкой.

А девочка эта - воспитанница нашего социального спецучреждения для детей с особенностями развития. Ребенок, который регулярно, каждые полгода приезжает к нам в стационар и, наряду со всеми положенными по программе медицинскими и коррекционно-педагогическими "мероприятиями", также посещает занятия в наших творческих кружках (я как раз в этом отделе работаю).

Дана

Так зовут эту девочку. Вообще-то она - Дарья, но ни Дарьей, ни Дашей, ни Дашенькой она быть не хочет, да и мамочка ее еще на первичном приёме просила, чтобы девочку все называли исключительно Даной.

Ну, педагогам в принципе всё равно, можем выполнить любой каприз (и даже не за деньги, ибо наше учреждение - не частное). Пусть будет Дана, если так нравится.

Итак, Дана - восьмилетний ребенок с ментальными нарушениями.

По уровню развития навыков и знаний - вполне тянет на крепкого ребенка из подготовительного класса. С простыми тестами - справляется, на вопросы - отвечает развернуто, считает в пределах 10.

В общем, по сравнению с большинством наших ребят из стационара, которые даже обращенную речь не понимают, Дану можно считать прямо умницей-разумницей.

Ну и навыки самообслуживания у нее соответствуют возрасту. Поэтому Дана уже со второго раза и дальше - лежала в стационаре без мамы.

Но…

Поведение у этой умницы-разумницы ээээ… мягко говоря, довольно неоднозначное. И оно очень огорчает практически всех, кто с ней работает. Особенно воспитателей, которые вынуждены находиться с Даной круглыми сутками. Та-акое рассказывают про нее, ух!

Например, идут они с ребятками в столовую на завтрак. А там - каша молочная и бутерброд с маслом и сыром.

Дана - кривится, вздыхает, но никуда из столовой не выходит. Садится за стол и демонстративно отворачивается, отодвигает от себя тарелку и говорит воспитательнице:

- Я не буду это есть, я это не люблю! Мне надо спагетти с сосиской.

- Ну мало ли, что тебе надо. Все едят кашу и бутерброд - и ТЫ ешь кашу и бутерброд, - отвечает воспитатель.

Дана заколотила ладошками по столу, замотала головой и ка-ак закричит:

- Я сказааала! Я не люблю кашу! Ааааа!

Другие дети, естественно, смотрят на нее: кто с недоумением, а кто и с испугом (например, малыши).

Воспитатель говорит:

- Ну и ладно, Дана, не хочешь кашу - можешь съесть только бутерброд с какао.

Ну, правильно же говорит? Или что она должна в этом случае ответить, чтобы и не заставлять насильно ребенка есть кашу (ибо нельзя против воли!), и не оставлять Дану голодной?

Однако, Дане ответ не понравился!

Берёт она одной рукой тарелку с кашей, другой - бокал с какао (на котором сверху лежит бутерброд) и… шварк всё это на пол, одновременно! И в это же время закричав еще громче:

- Ааааа! Я сказааала! Спагетти с сосиской! Глухие?

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

На крик прибежала главная медсестра!

Прямо из кухни выскочила! Как "кое-откуда" на лыжах! Если что, она там (на кухне, а не "кое-где") по делу бывает, а не просто так (постоянно и усердно что-то проверяет и контролирует)…

Подходит к Дане, присаживается рядом с ней на корточки, и, с ангельской улыбкой и ангельским голосом говорит:

- Ну прости, деточка, нет сосисочек у нас. Но обещаю, что очень-очень громко поругаю повара за это. Хочешь?

- Да, хочу, хочу! - говорит Дана, уже сменив гнев на милость, - а ты точно обещаешь?

- Конечно! - отвечает главная медсестра и хлопает Дану по плечу.

И, пока происходит их "душещипательный" диалог, няня-буфетчица убирает с пола посуду и разбрызганную еду (тарелка разбилась, а бокал - нет), а воспитательница - держит мешочек, в который няня собирает осколки.

Ну а медсестра - отводит Дану за другой столик (пустой) и уходит…

Хорошая тётя, добрая! Повара она отругать обещала, ага! Ну понятно, не барское это дело - объяснять ребенку, что сосиски в нашем учреждении вообще запрещены, и не повар тому виной! А то, что, по сути, ребенок без завтрака остался, наверное, тоже повар виноват? Или воспитатель?

Конечно, няня-буфетчица предложила подать еще одну порцию завтрака, но Дана снова категорически отказалась. С визгом и топотом.

В общем, такая вот девица!

Во всех режимных моментах, во всех делах - Даночка проявляла себя примерно так: и на медицинских процедурах, и в игровой комнате с воспитателями, и у нас на занятиях! Например, у меня в кружке оригами.

Дана на оригами

Пожалуй, надолго запомню это занятие, на котором на Дану вдруг "снизошло просветление"!

Так уж получилось по расписанию, занималась она в паре еще с одним ребенком - мальчиком Ваней (милейшим парнишкой-шестилеткой, который стесняется много говорить, потому что сильно заикается).

Конечно, изначально, Дана вела себя "по своему обыкновению": колотила по столу, плевалась и кричала: "Ваши бумажки - г-о!", "Не буду! Я сказаааала!" Ну и еще по поводу Ваньки негодовала: "Не буду я с этим очкариком сидеть! Я сказааала!"

В общем, "спектакль театра одной актрисы" был некрасив, да и игра актрисы - тоже оставляла желать лучшего… Но, как говорил один мудрый человек (кстати, мой добрый читатель!), "у таких актрис можно отбить охоту играть, если оставить их без зрителей".

Поэтому, я не нашла ничего лучше, как просто игнорировать Дану и ее капризы, не уговаривать её стопицотый раз, а заниматься исключительно с Ваней. А она если хочет - включится, не хочет - её проблемы. А с поделкой потом выйдет из кабинета только Ваня!

Но как раз Ваня и стал "зрителем для актрисы"!

Посмотрел он на это всё, не выдержал и сказал, заикаясь (не буду расписывать слоги заикания, просто скажу, ЧТО он произнёс):

- Фу, такая взрослая, а ничего не делает! Значит не умеет!

Дана оживилась:

- Аааа! Я умею! Я сказаааала!

И ведь… "включилась"! И тоже стала делать поделку, как и Ваня. И у обоих в итоге неплохо получилось!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А что потом?

Ну да, выходим из кабинета после занятия (оба ребенка - с поделками): Ваня - к маме в объятия, Дана - к воспитателю.

И Дана меня спрашивает:

- Ну я же молодец?

- Конечно, молодец, - отвечаю.

- Вот! Вооот! А у меня же лучше поделка, чем у очкарика? Да? Дааа?

- У вас обоих отлично получилось, - отвечаю, - вы с Ваней оба молодцы!

- Нееет! Я лучше очкарика! Аааа! Я сказааала!

А чем лучше?

Поделка лучше? Ну неееет, вроде бы, чисто технически, обе поделки сделаны почти на одном уровне. Да и, если уж совсем придираться, Ванька-то младше! Хотя, в НАШЕМ деле возраст ребенка ну совсем никакой роли не играет. Дело скорее в диагнозах, о которых теперь принято умалчивать.

Единственный момент, который немножко говорит о том, что Дана чуть усерднее(??) поработала, чем Ваня - это то, что ей пришлось с огромными усилиями преодолевать себя, переступать через себя, чтобы, наконец, скрепя сердце, геройски взяться за тяжкий муторный труд.

А Ваня - он изначально "всегда готов" и всему рад. По крайней мере, воспитательница сказала, что это так.

Но лично я думаю по-другому: у Данки - просто "подгорело" от Ваниного замечания. Как это так, кто-то в чём-то лучше Ее Величества? Не бывать этому! Я сказаааала! (кх-х-х-х)

Но, в любом случае, спасибо ей за "подвиг"! А Ване - за удачную провокацию.

А Вам, дорогие читатели, за то что зашли в гости!

Буду рада и последующим визитам, добрым лайкам и новым подпискам