Его ласки были не такие, как у японцев. Сразу понятно, что иностранец, да еще и аристократ. Принимая у себя в комнатке очередного гостя, красавица и не догадывалась, что в истории она останется как кукла для цесаревича.
Когда будущему императору Николаю II, а в 1890 году - 22-летнему наследнику престола, объявили, что в первую свою заграничную поездку Николай отправится не в Европу, а в Японию, цесаревич обрадовался.
Наследник был наслышан о поразительных красотах Страны Восходящего солнца, об удивительной кухне этой страны, а также об невероятных красавицах-гейшах.
Батюшка Николая, император Александр Александрович, видел в поездке сына важный политический сигнал - империя переориентировалась с Запада на Восток, "в ту сторону, куда лежит историческая дорога, по которой продвигается русский народ".
Накануне начала строительства "исторической дороги", то есть, Транссибирской магистрали, государь хотел наладить отношения с крупнейшими державами Азии, в первую очередь, с Японией. Для этого в Страну Восходящего солнца и был отправлен Николай.
3 октября 1890 года в Гатчине отслужили церковную службу, после которой цесаревич погрузился на поезд, следующий через европейскую Россию в Европу, затем, через Вену, в крупный портовый город Триест, тогда принадлежавший Австрийской империи (ныне - Италия).
В Триесте Николая дожидался русский крейсер "Память Азова". Из Триеста цесаревич и его многочисленные спутники отправились в порт Пирей, где была запланирована встреча наследника с королем Греции Георгом I и его супругой Ольгой Константиновной, крестной матерью Николая.
Из Пирея "Память Азова" отправился в египетский Порт-Саид, затем, через Суэцкий канал, в Адэн.
11 декабря 1890 года русская экспедиция прибыла в Бомбей.
В Индии Николай задержался на три недели, осмотрел Тадж-Махал, Хармандир-Сахиб, другие знаменитые достопримечательности. Повсюду цесаревич приобретал предметы искусства, которые позднее вошли в экспозиции отечественных музеев.
31 января 1891 года с Цейлона крейсер "Память Азова" отправился в Сингапур. Следующими остановками стали остров Ява и Бангкок.
Король Сиама Рама V восторженно встречал русского наследника, подарил ему ценные подарки.
13 марта цесаревич прибыл в Нанкин. В Китае наследник задержался до апреля, посетил китайские мануфактуры, чайные плантации.
В апреле 1891 года к "Память Азова" присоединилось шесть кораблей российского императорского флота, в сопровождении которых крейсер 15 числа добрался до берегов Японии. Это был конечный пункт восточного путешествия наследника русского престола.
Японцы встречали цесаревича с большой помпой. Николай стал первым наследником европейского монаршего дома, ступившим на землю Страны Восходящего солнца.
Император Муцухито приказал принцу Арисугаве Такэхито сопровождать цесаревича, показать ему все миролюбие и дружеский настрой Японии к России.
Николай был в восторге от Японии. На одном из мероприятий в Нагасаки наследник вдруг обратился к принцу Такэхито с необычной просьбой - порекомендовать ему местного мастера татуировки.
На следующий же день на борт флагманского корабля русской эскадры были доставлены сразу два мастера-японца. Один сделал татуировку дракона принцу греческому Георгу, второй нанес аналогичный рисунок на руку Николая Александровича. Августейшим друзьям пришлось потерпеть - болезненная процедура длилась целых семь часов.
В Киото цесаревич попросил принца Арисугаву Такэхито показать ему местные увеселительные заведения.
Его Высочество с удовольствием согласился, так как считался одним из главных распутников Японии, любителем молодых гейш.
Арисугаве отвез Николая в дом красных фонарей, где наследник познакомился с гейшей Моорокой Омацу. Как позднее рассказывал в своих мемуарах принц Такэхито, русский наследник был очарован красавицей и провел с ней незабываемое время.
Из Киото наследник и его спутники отправились в путешествие к живописному озеру Бива. Уже при возвращении делегации обратно в Киото, где Николая ждала красавица Омацу, случилось происшествие, частично разрушившее позитивное впечатление, сложившееся у наследника о Японии и оказавшее влияние на дальнейшую историю русско-японских отношений.
11 мая 1891 года в маленьком городке Оцу на коляску, в которой рикша вез Николая, набросился с самурайским мечом полицейский Цуда Сандзо.
Сандзо успел нанести два удара. Несостоявшийся убийца был схвачен, жестоко избит и позднее предстал перед судом: Цуду приговорили к пожизненной каторге, но он умер в тюрьме еще до отправки по этапу к месту отбывания наказания.
Раны, нанесенные Николаю, оказались легкими. 13 мая наследник был переправлен на крейсер "Память Азова". Было объявлено, что русская делегация покинет Японию через шесть дней.
Император Муцухито был крайне раздосадован происшествием в Оцу. Государь поручил принцу Арисугаве Такэхито в кратчайшие сроки изготовить подарки, которые будут способны стереть из памяти Николая тяжелый эпизод с покушением на него.
За несколько часов до отплытия русской эскадры во Владивосток, на "Память Азова" поднялись императорские посланники во главе с принцем Арисугавой. В делегацию, помимо прочих, входил знаменитый мастер Кавасима Дзимбэй II. Собравшимся на палубе дамам и господам было объявлено, что Кавасима вручит Николаю уникальный подарок, изготовленный мастером в рекордный срок - за три дня.
Бледный и слабый после покушения Николай изъявил желание увидеть подарок. Два японца аккуратно внесли некий крупный предмет, завернутый в шелковую ткань.
Дзимбэй торжественно дернул за веревочку, ткань, шурша, съехала на палубу, и глазам Николая предстала ... прекрасная гейша Моорока Омацу. Вот только была она не из плоти и крови, а из фарфора.
Японцы подарили Николаю фарфоровую куклу его любимой гейши в натуральную величину!
Представители Страны Восходящего солнца были уверены, что Николай страшно обрадуется, однако, наследник внезапно смутился. Мужчины из свиты цесаревича прятали усмешки в усах, немногочисленные дамы стыдливо опускали глаза.
Преодолев смущение, Николай сдержанно поблагодарил японцев за многочисленные ценные подарки и попрощался с ними.
"Память Азова" покинул порт Кобе и взял курс на Владивосток.
Такова история большого восточного путешествия наследника Николая...
Но что же случилось с гейшей Моорокой, как сложилась ее судьба? Увы, историкам об этом ничего неизвестно.
Зато известно, что кукла Моороки Омацу по возвращению Николая в Петербург была передана в Кунсткамеру, где сегодня ее может увидеть каждый посетитель.
-----------
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться - это важно для развития канала. Также заходите на мой канал через вкладку "Подписки" - это очень важно.
Всем добра! Моя книга:
Викторианский детектив "Садовник"