Начало здесь:
Ксения работала психологом уже 15 лет. За это время перед ее глазами прошли десятки человеческих судеб. Истории домашнего насилия в том числе.
Первое время было тяжело. Она ругала себя за то, что принимает все слишком близко к сердцу. На сеансах еле сдерживала слезы, а иногда ей это не удавалось, чего греха таить.
Она засыпала и просыпалась с мыслями о самых «тяжелых» клиентах. Тщательно продумывала алгоритмы работы, готовилась к каждому сеансу.
-Помни о пресловутом правиле с кислородной маской в самолете, - говорил ей супервизор, - ты должна быть в ресурсном состоянии. Только так ты сможешь помочь людям, которые потеряли почву под ногами. Или никогда ее не имели. Им нужно, чтобы в их жизни было хоть что-то устойчивое, надежное. Поэтому они пришли к тебе. Дай им это ощущение.
И все же с годами Ксения пришла к выводу, что она может быть разной.
Клиент будет доверять ей, если она будет искренней, не надевая маску супергероя. Она может проделать путь обретения опоры вместе с клиентом. От слез и отчаяния до умиротворения и осознанности.
Не всегда бывает уместным противопоставлять свою силу и спокойствие чужой слабости и отчаянию.
Иногда все мы бываем слабыми. И наша задача заключается вовсе не в том, чтобы стать «железными дровосеками», а в том, чтобы в этом состоянии не застрять навсегда. Продолжать «бить лапками».
Не обязательно двигаться только вперед. Это может быть движение вправо, влево, по диагонали, даже возможно назад, но только не замирать.
Застревание(психологический термин) - опасное состояние. Это как уснуть на морозе. Соблазн велик, но это дорога в один конец.
…И Ксения двигалась вместе с клиентом. Огорчалась, отчаивалась, радовалась, злилась. И обретала ту самую устойчивость, когда становится понятно, что дальше уже дело пойдет, все самое сложное позади, что скоро она сможет человека отпустить, и он справится.
И именно тогда, когда она перестала ругать себя за слабость и тонкокожесть, стало легче.
Быть аутентичным - одно из главных качеств психолога.
И вот сейчас, на онлайн консультации, по ту сторону экрана перед ней сидела очень напуганная молодая женщина, словно готовая в любой момент прервать связь, сорваться, убежать.
И эта тревога тут же передалась Ксении. Именно с этого вопроса она и начала:
-Что вас тревожит?
Ответ был не тот, который она ожидала:
-Я хочу поработать над своей дисциплиной, собранностью, ответственностью что ли…
-Поясните, что вы имеете в виду.
И Эля стала рассказывать о том, как ей трудно порой дается выполнение вроде бы несложных требований мужа.
-Ему не нравится мое увлечение живописью. И он мне об этом сказал четко, недвусмысленно. А я не то, чтобы проигнорировала, но вроде как не восприняла всерьез. И еще я иногда улетаю куда-то в своих мыслях, словно выпадаю из реальности. Вот недавно не услышала, как он пришел с работы. А он любит, чтобы я встречала его в прихожей. Это как такая традиция, понимаете?
-Понимаю. Но он ведь может позвонить в дверь, тогда вы точно его встретите.
-Ой, ну что вы! Тогда ему придется ждать, когда я открою, а он же с работы, уставший!
-То есть вы должны в положенное время находиться в прихожей? А если он задержится? Всякое же бывает.
-Нет, он очень пунктуальный и терпеть не может рассеянных людей.
-Хорошо. Что бы вы могли предпринять, чтобы не пропустить момент, когда он заходит в квартиру?
«Господи, какой нелепейший разговор» - подумала психолог.
-Нууу…наверное я могла бы завести будильник на это время, но я могу и не услышать, из-за льющейся воды или оставлю телефон в спальне.
Наверное мне надо просто заранее выходить в прихожую и ждать там? Вы это имеете в виду?
-У меня нет вариантов. Я считаю эту ситуацию абсурдной, - честно призналась Ксения.
-Почему абсурдной? Это же наша традиция! Это же так приятно, когда тебя встречают! Я же объяснила! - в глазах клиентки плескалось смятение и даже раздражение.
-Но ведь вам это явно доставляет неудобство.
-Я просто рассеянный и неорганизованный человек! Именно поэтому я пришла к вам за советом.
-То, что вы называете рассеянностью, на самом деле является психологической защитой, которая называется «сопротивление». Вы подсознательно протестуете против этой «традиции», в данном случае. Но на уровне сознания пытаетесь убедить себя, что это нормально и даже мило.
-Вы хотите сказать, что я не должна этого делать? В смысле, что мне не обязательно соблюдать это правило?
-Я пока только предлагаю взглянуть на ситуацию со стороны, как бы отойдя на некоторое расстояние, с позиции наблюдателя.
-Честно говоря, я не вижу ничего плохого в семейных традициях. Меня воспитывала бабушка, а родители постоянно были в экспедициях, они геологи. И я помню, какое это было счастье, когда мы собирались все вместе, за одним столом. Было так весело, так уютно! К сожалению это бывало очень редко…
-Скажите, Эля, вам весело когда вы ждете мужа с работы? Когда боитесь пропустить момент поворота ключа в замке? Вам уютно потом сидеть с ним за одним столом?
-При чем тут это?! Разве неправильно делать приятное любимому человеку! И я, что б вы понимали, интересуюсь психологией, и знаю, что в отношения надо вкладываться, что это труд.
-А ваш партнёр тоже вкладывается?
-Конечно! Он работает, полностью нас обеспечивает!
-Вы не можете обеспечить себя сами и поэтому терпите …мм… неудобства? - (Ксения заметила и припухшую щеку, и разбитую, тщательно закрашенную помадой губу).
-Могу конечно! Не в этом же дело! Как вы не понимаете?! - Из глаз девушки брызнули слезы. От отчаяния и обиды она тряхнула головой, - Просто женщина должна быть хранительницей домашнего очага…
Сказав это, Эля горько заплакала.
-Он бьет вас?
Девушка кивнула.
Продолжение следует(постараюсь побыстрее). ❤️❤️❤️